3. «Слепые» М. Метерлинка (эстетика «театра молчания»
Крупнейший теоретик и драматург символизма, создатель " театра смерти", " бельгийский Шекспир", как называли его современники. Он родился в Генте, старинном городе Восточной Фландрии, в семье нотариуса. Первоначальное образование получил в иезуитском коллеже, оставившем заметный след в его мировоззрении в виде " фламандского мистицизма". После его окончания Метерлинк изучал право в Париже, однако занятия юриспруденцией не приносили удовлетворения, поскольку он мечтал о литературном творчестве. В 1883 г. в журнале " Молодая Бельгия" были опубликованы первые стихотворения молодого поэта, свидетельствовавшие о сильном влиянии на него французского символизма. В 1889 г. вышли из печати лирический сборник " Теплицы" и пьеса " Принцесса Мален", ставшие отправной точкой для формирования символистской эстетики и поэтики Метерлинка. Наиболее полное их изложение содержалось в эссе " Сокровища смиренных" [118] (1896), а также в предисловии к трехтомному изданию пьес (1901), статьях 90-х гг. Философскую основу художественных взглядов бельгийского драматурга составил идеализм, причем в его мистическом варианте. Метерлинк на место католического Бога поставил некое безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Оно повсюду и часто принимает форму смерти, однако не сводится лишь к ней. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - это только слабые и жалкие существа, " хрупкие и случайные мерцания, без видимой цели отданные во власть дыхания безразличной ночи". Человек же, будучи вместилищем Неизвестного, должен жить " без дела, без мысли, без света". А главное - без слова, ибо невозможно выразить словами невыразимое, " тайну": " Истинная жизнь создается в молчании". Таким образом, " театр молчания" Метерлинка стал своеобразной художественной иллюстрацией его философии.
Одноактные " маленькие драмы" " Непрошеная" (1890), " Слепые" (1890), " Семь принцесс" (1891), " Пелеас и Мелисанда" (1892), " Там внутри" (1894), " Смерть Тентажиля" (1894) составили первый символистский период творчества Метерлинка (1889 - 1896). В них главным героем выступает Неизвестное, которое благодаря таланту драматурга сделалось как бы осязаемым, стало реально присутствовать на сцене. Устрашающий эффект достигается не изображением многочисленных убийств, катастроф, насилия, как это было в первой пьесе " Принцесса Мален", а выражением внутреннего " состояния" персонажей, как бы застывших в ожидании приближающейся опасности, парализованных страхом перед таинственными и грозными силами. Это обреченное ожидание Неизвестного, неотвратимой Смерти и составляет содержание символистских пьес Метерлинка, поэтому их часто называют " драмами ожидания". Это также и " театр молчания", так как его участники не столько разговаривают друг с другом, сколько вслушиваются в себя, обнаруживая свое состояние в лаконичных, нервных, музыкальных репликах. Они определенным образом настраивают зрителя, вызывают у него нарастающее чувство страха перед [119] Неизвестным. Классическим образцом символистской драмы Метерлинка являются пьесы " Непрошеная" и " Слепые", в которых воспроизводится " трагедия каждого дня" - вторжение Неизвестного в обыденную жизнь. В одной из них на сцене представлена группа людей, в тревоге и надежде ожидающих известий о состоянии здоровья недавно родившей женщины, их родственницы, лежащей в соседней комнате. Внешний мир таит в себе неясную, но остро ощущаемую угрозу: внезапно гаснет лампа, под окнами раздается лязг оттачиваемой косы, в саду умолкают соловьи и осыпаются розы, слышатся чьи-то шаги по дому, тихо отворяется дверь, но никто не входит и т. п.
Сильнее других беспокоится слепой старик, отец больной; ему кажется, что кто-то вошел в дом, сел рядом с ним за столом. Он первым чувствует приближение Неизвестного, и его слова " мне дано знать больше, чем вам... ", вскоре подтверждаются. В финале тревожный крик взрывает тишину погруженной во мрак комнаты, и появившаяся на ее пороге фигура женщины в черном без слов возвещает о приходе Смерти. В драме " Слепые" трагический исход очевиден зрителю с момента поднятия занавеса. Священник, который вывел группу слепых на прогулку, внезапно умирает, а значит, они не смогут найти дорогу обратно в приют. Шесть старцев и шесть женщин неподвижно и обреченно ждут своей участи. Вокруг них такой же мрачный и застывший мир: угрюмый лес под высоким звездным небом, одинокие кладбищенские деревья, безмолвие ночной темноты. Люди пугаются мирных шорохов, шелеста листьев, крика птиц; они не знают, куда идти и что делать. Отчаяние и ужас, их охватившие, кажутся вполне естественными в положении, в котором оказались эти люди. Однако Метерлинк вовсе не ставил своей целью рассказать о трагедии беспомощных слепых, оставшихся без проводника. Напротив, все в пьесе имеет символический смысл. Слепые - это утратившее нравственные ориентиры человечество; мертвый священник - церковь, уже не способная утешить людские страдания, море - океан забвения и небытия. В мире, созданном Метерлинком, нет места надежде, радости. [120] На первый взгляд " драмам ожидания" близка и пьеса " Смерть Тентажиля", изображающая необъяснимое угасание мальчика Тентажиля. Снова действие происходит на затерянном острове, в полуразрушенном старинном замке, сама атмосфера которого насыщена страхом и предчувствием беды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|