Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Особенности литературы США конца 19 – начала 20в. (М. Твен, Дж. Лондон, Т. Драйзер)




Социально-историческая ситуация в США после Гражданской войны 1861-1868 гг. Завершение эпохи «фронтира». Бурное развитие капитализма, политика колониальных захватов. Усиление эксплуатации, рост нищеты народных масс. Творчество Ф. Брет-Гарта (1836-1902). Психологизм новеллистики. «Калифорнийские рассказы» (1857-1871). Романтика золотоискателей, тема природы как противопоставление бездушному, буржуазному обществу. «Естественный человек». Влияние Купера, Мелвилла, Ирвинга. Фольклорные мотивы в новеллах. Переход от романтического восприятия действительно- сти к острой социальной критике. Развитие жанра исторического романа (Д. Кейбл, Смит, Пейдж, Кроуфорд). «Литература красной крови» - апология буржуазных войн. Жанр деловой повести. Тема «американской мечты». «Бо- стонская школа» - литература «условностей и приличий», «традиций утонченности» (Лоуэлл, Олдрич, Тэйлор, Нортон). Осуждение реалистических традиций, противопоставление искусства жизни, эстетизм в творчестве Лоуэлла. Становление реализма в американской литературе. Творчество Генри Джеймса (1843-1916). Скептическое восприятие американской действительности. Психологизм Джеймса, концепция «точки зрения», «светильников». Влияние Готорна, Тургенева, Дж. Элиот. Развитие от викторианской модели прозы к психологическому импрессионизму и символизму. Проблема пони-

мания в творчестве Джеймса. Тема художника и буржуазной действительно сти в романах и повестях Джеймса. Тема Америки и Европы («Дэзи Миллер», «Послы»). Женские образы («Вашингтонская площадь», «Портрет дамы», «Крылья голубки»). Вопрос формы. Мотив ожидания у Джеймса, проблема зла. Джеймс-теоретик литературы (эссе «Искусство прозы», предисловия к

романам). Значение творчества Джеймса для американской прозы XX века. Г. Гарленд (1860-1940). Тема труда, фермерской жизни. «Веритизм» (от фр. veritas – истина) Гарленда. Сборники рассказов «Главные дороги» (1891) и «Люди прерий» (1893). Ф. Норрис (1870-1902). Натуралистические тенденции в романах «Мак Тиг» (1899) и «Вандоуэр и зверь» (1912). Влияние позитивизма Ле-Конта и Э. Золя. Фермерская тема в трилогии «Эпос пшеницы». Роман «Спрут» (1901). Литературные взгляды Норриса в сборнике статей «Ответственность романиста» (1903). Манифест реалистической школы американского социально-психологического романа. Борьба против мифа об исключительности американской действительности, за правдивость литературы. С. Крейн (1871 1900). Тема капиталистического города. Роман «Мегги – девушка улицы» (1893). Военная тема в повести «Алый знак доблести» (1895). Влияние Л. Толстого. Движение «разгребателей грязи». Роман Синклера («Джунгли»). Г. Адамс и его «Автобиография». Адамс о последствиях «культурологического сдвига», образ «мультиверсума». Общественно-литературная полемика в 1910-х годах о «взрослении» Америки. Марк Твен (1835-1910). Фольклорная традиция и разговорный язык у Твена. Юмор раннего Твена. «Простаки за границей» (1869). Сатира Твена 70-х годов («Позолоченный век», 1873). Природа в творчестве Твена («Жизнь на Миссисипи», 1883). Становление жанра социального романа. Тема детства в романах «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1885). Тема аболиционизма, осуждение рабства, идеализация «жизни в природе» в романе. Формирование мифа национальной истории в рома-

не «Янки при дворе короля Артура» (1889), своеобразие жанра. Пессимизм позднего Твена. Значение творчества М. Твена для литературы США XX века. Джек Лондон (1876-1916). Неоромантические традиции в творчестве Лондона. Тема Севера в новеллистике писателя. Противопоставление природы и буржуазной цивилизации. Индейская тема, тема разлагающего влияния денег и золота на человека. Образ нового героя - «сильной личности». Влия- ние Ницше. Своеобразие романтизма произведений Д. Лондона (уход от цивилизации, самоутверждение личности в борьбе с природой, героизм и исключительность типов). Противоречивость мировоззрения Д. Лондона в «Северных рассказах». Роман «Морской волк» (1904). Традиции морского приключенческого романа. Фигуры Ницше и Спенсера в трактовке Лондона. Противопоставление образов главных героев (В. Ларсен и Ван-Вайден) и их идейная нагруженность. Тема индивидуализма, одиночества, жестокости и разрушительного начала «сильной личности». Книга очерков «Люди бездны» (1903). Отношение к классовой борьбе, тема рабочего класса. Эстетические взгляды Лондона в статье, посвященной роману Горького «Фома Гордеев» (1901). Социализм и Д. Лондон. Роман «Железная пята» (1905). Повести о жи- вотных («Зов предков» (1903), «Белый клык» (1906). Биологизирующая философия жизни. Критика буржуазного общества и тема трагической судьбы художника в романе «Мартин Иден» (1909). Философская основа романа, отражение в нем мировоззрения писателя. Усиление пессимизма в позднем

творчестве писателя. Теодор Драйзер (1871-1945). Творчество до 1917г. Влияние Бальзака, Спенсера, Золя. Соотношение среды и характера у Драйзера. Особенности драйзеровского натурализма. «Сестра Керри» (1900). Полемика с «нежным реализмом». Образ «падшей» девушки, «принцип равновесия» в романе, «мотив приспособления к среде». Проблема эгоизма и индивидуализма. Продолжение женской темы в романе «Дженни Герхард» (1911). Критика буржу-

азной морали в «Трилогии желаний» (романы «Финансист» (1912), «Титан» (1913), «Стоик»). Неоромантические элементы, противоречивость мировоззрения, влияние социального дарвинизма. Драйзеровская традиция в американском романе XX века.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...