7. Эстетизм в Великобритании. О. Уайльд.
Английский эстетизм – второе важнейшее литературное направление модернизма. Суть эстетизма проста – главнейшей ценностью является не добро, не нравственность, а красота. Красота выше нравственности, или, по крайней мере, они равноценны. Красоту нельзя судить с точки зрения нравственности, это разные явления, лежащие в разных плоскостях. Красота может быть безнравственной, нести зло, но она не потеряет своей ценности для человека. Жизнь человека должна быть построена по законам красоты, окружена прекрасными вещами. А высшая красота находится только в произведениях искусства. Смысл жизни человека – общение с искусством, собственное творчество или восприятие произведений искусства. Обыкновенная жизнь среднего человека скучна и бессмысленна. Спасение только в искусстве, там настоящая жизнь. Искусство выше реальной жизни. Оно всегда является прекрасной ложью, вымыслом, не имеющим к реальности никакого отношения. Искусство, как и красота, не подлежит суду нравственности. «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги, написанные хорошо и написанные плохо» (знаменитые слова Уайльда из предисловия к его единственному роману).
Оскар Уайльд (1854-1900) – ярчайший представитель английского эстетизма в литературе. Очень необычный, яркий писатель и человек. Биография. По национальности ирландец, прожил большую часть жизни в Лондоне. После окончания Оксфорда он как сын обеспеченных родителей вёл типично светскую легкомысленную жизнь, шастал по вечерам, развлекался, проповедовал эстетизм, гедонизм (смысл жизни – наслаждение), презрение к общепринятым нормам, в том числе нравственным.
Главная особенность произведений Уайльда, из-за которого его стоит прочесть - необыкновенное, яркое остроумие, ироничность и обилие парадоксов. Парадокс – это яркая, эффектная неожиданная мысль, которая противоречит традиционному, общепринятому мнению, или которая сама содержит некоторое противоречие, отражающее противоречивость жизни. В основном в парадоксах Уайльда отразилось неклассическое мировоззрение. Например: «Единственный способ избавиться от искушения (искушения согрешить) – поддаться ему».
Кстати, классическое и неклассическое мировоззрение в его творчестве сочетаются. Наиболее нетрадиционны пьесы Уайльда. После романа они лучшее, что он написал. Самая декадентская, неклассическая среди них – « Саломея ». В советское время её не печатали, её можно найти только в новейших изданиях. Она действительно декадентская, д о нельзя неправдоподобная, манерная, специально красивая, эстетская и одновременно извращённая. Но читать интересно, а это самое главное. Написана она на библейский сюжет, рассказанный в Евангелии от Марка (глава 6). Во время жизни Христа в Иудее (древней стране на территории современного Израиля) правил царь Ирод, который отправил Христа на казнь (совместно с первосвященником и римским наместником Понтием Пилатом). Был он мерзкий человек, убил своего брата, женился на его жене Иродиаде. Саломея – это дочь Иродиады, она стала приёмной дочерью Ирода, человека, который убил её отца. Эту развратную, грешную семью яростно обличал пророк Иоанн Предтеча (он непосредственно предшествовал Христу, возвестил о нём людям) или его ещё называют Иоанн Креститель (он крестил Христа в реке Иордан). Более всего его ненавидела Иродиада, по её просьбе Ирод посадил Иоанна в тюрьму, но казнить не решался (всё-таки пророк божий). Однажды на пиру Саломея так прекрасно станцевала перед Иродом, что он предложил ей любую награду. И по повелению матери она попросила голову Иоанна.
У Уайльда всё немножко не так. Саломея – необыкновенная красавица, полная греховного сладострастия. Она сгорает от страсти к Иоанну, которого автор переименовал в Иоканаана. Она желает поцеловать его ярко красные губы, подобные цветам граната. Иоканаан сурово отвергает её. Когда она объясняется ему в любви, стоящий между ними молодой начальник стражи, влюблённый в Саломею, закалывает себя кинжалом, но она даже глазом не моргнула. Потом, здесь же она танцует перед Иродом, и её босые белые ноги измазаны в крови. Затем она сама просит у царя отрубленную голову Иоканаана, когда её приносят на блюде она исполняет своё заветное желание – она с наслаждением целует его запёкшиеся кровью губы, разговаривая с головой. Увидев это, Ирод приказывает убить Саломею. Пьеса очень живописна, много ярких цветных контрастных описаний: белое и красное, белое и чёрное. Стиль – торжественный, старинный, метафорический, нарочито красивый. «Я поцеловала твои губы, Иоканаан! Губы твои имеют такой горький вкус. Не вкус ли это крови? А может быть, вкус любви? Говорят, у любви горький вкус. Ну и что из того, что горький? Что из того? Я всё же поцеловала тебя в уста, Иоканаан». «У луны сегодня странный вид. Она похожа на помешанную, которая всюду ищет себе любовников. И она нагая. Облака пытаются прикрыть её наготу, он она им не позволяет. Она выставляет себя на небе нагой. Она бредёт сквозь облака, шатаясь, точно пьяная женщина». В пьесе красота сплетена с ужасом и развратом, и от этого она становится ещё ярче и эффектнее. «Нет книг нравственных и безнравственных, есть плохо и хорошо написанные книги». «Саломея» была запрещена в Англии и поставлена во Франции. В Англии же огромным успехом пользовались четыре комедии Уайльда. Скажем несколько слов о двух лучших. « Идеальный муж », в ней Уайльд выступает против излишней нравственной строгости, суровости и серьёзности, за более лёгкое, легкомысленное, беспринципное отношение к жизни. Именно беспринципность и легкомыслие позволяют прощать грехи другим людям и любить их такими, какие они есть. «Я люблю говорить ни о чём. Это единственное, о чём я что-нибудь знаю» - говорит герой пьесы.
« Как важно быть серьёзным » считается одной из самых смешных комедий на английском языке вообще. Все герои обретают своё счастье, в том числе и благодаря тому, что один из них имел склонность слегка приврать. Пьеса написана о том, что не нужно быть серьёзным. «Оскар Уайльд дорого заплатил за то, что был Оскаром Уайльдом. Но быть Уайльдом – верх роскоши. Так что вполне естественно, что это стоило ему так дорого» (Жан Кокто).
8. Особенности сюжета и конфликта в Романе Уайльда «Портрет Дориана Грея » Роман «Портрет Дориана Грея» называют характерным произведением декаденткой прозы. И ни в чем декадентский характер мировоззрения самого автора не сказался так ярко, как в возражении нравственности искусства. Сама идея того, что красота и мораль не имеют ничего общего, является подпочвам характера Дориана Грея. Кто же впервые провозглашает эту идею, соблазняя ум э Дориана Грея. Лорд Генри Воттон - своеобразный демон-соблазнитель, язык которого преисполнен блестящих парадоксов. Язык этого эстета коварен, он не глуп, и мнимой простотой и изысканностью «простых» истин сковывает человека, делает невозможной наслаждение. Так вот, твердит лорд Воттон, если на пути к наслаждению возникает преграда, то ее просто следует отвергнуть. Друг Дориана и автор его портрета художник Холлуорд старается нейтрализовать губительное влияние светского ловеласа, говорит, что лорд Генри лишь притворяется и он циник, поскольку стыдится своей целостности. По его словам, лорд Генри никогда не говорит ничего морального, и не делает ничего аморального. Однако страшное семя уже упало на грунт эгоизма Дориана Грея. Красота и наслаждение становятся девизом жизни героя. А воплощением совести молодой человека стал портрет, написанный другом. С помощью портрета Дориан становится зрителем и судьей своей жизни. Именно его совесть будто живет отдельно от человека. Увлекшись притворной Кино, парадоксами, необычностью мысли, которая, однако, хорошо согласовывала с его стремлением к наслаждению для себя, Дориан Грей научился переступать через мораль, через судьбы и жизнь близких людей, так как у него не было больше душевного стержня, ведь это и есть совесть. Красота внешняя, молодость становятся для героя нормой, а на портрете обозначаются отвратительные поступки человека с обезображенной моралью. Что несет этот портрет? Красоту? Нет, он таит страшную истину: Дориан всю жизнь стремился к красоте и к наслаждениям, но стал чудовищем не только на портрете. Это ужасная расплата за пренебрежение моралью. Именно поэтому и не может герой смотреть на себя на настоящего. Стараясь убить мораль и совесть, он убил себя. И это символический конец. Это ответ на вопрос, возможная ли красота без морали. «Нет», - отвечает сам автор, возражая не только герою, но и декаданским принципам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|