Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. Концепция любви в романах Д.Г. Лоуренса (Сыновья и любовники или др. текст.)




Лоуренс обогатил искусство романа новыми коллизиями, потряс сознание своих современников свободой, с которой он писал о сексе и взаимоотношении полов вопреки пуритан­ской морали. В русле классической традиции писатель анали­зирует психологию человека, сферу чувств и конфликт личности в обществе. В то же время он нарушает традицион­ные представления и каноны прозы, пытается преодолеть за­прет на телесность и чувственность в литературе. Обращаясь к физиологии любви, Лоуренс старался, по его словам, сделать сексуальные отношения из постыдных достойными и пре­красными, уловить в них красоту, нежность и хрупкость об­наженного " я".

Дэвид Герберт Лоуренс родился в многодетной семье шах­тера в небольшом промышленном городке около Ноттингема. Несмотря на слабое здоровье, на открывшийся в шестнадцать лет туберкулез, он исступленно работал и оставил обширное и разнообразное наследие: книги стихов, десять романов, рас­сказы, пьесы, тома литературоведческих исследований, эссе на темы морали и искусства, мемуары.

Роман Лоуренса " Сыновья и любовники" (1913) автобиогра­фичен. Он повествует о становлении молодого одаренного ху­дожника на фоне быта шахтерской семьи, сложных отношений между родителями и разрушительной любви матери. Мать, мис­сис Морел, безуспешно пытается приобщить мужа, эмоциональ­но чуткого, но мало грамотного шахтера, к серьезному чтению и несвойственной ему религиозности, что лишь провоцирует его неудовлетворенность жизнью и тягу к пьянству.

Миссис Морел - самый привлекательный женский образ в романе. Индивидуальность сильная и незаурядная, она, однако, не может создать счастливую семью, несчастна сама и вносит разлад во взаимоотношения сына и его подруг. Девушка из обедневшей буржуазной семьи, она вышла замуж за шахтера по любви, но старается сделать все, чтобы сыновья ее выбрали себе не отцовскую профессию. Дети боготворят мать, однако посте­пенно ее любовь, перерастающая в опеку, становится им в тя­гость. Мрачная тень этой любви ложится на дружбу Поля с его возлюбленной Мириам - " грустным ангелом Боттичелли", со­провождает отношения с Кларой - царицей Савской, так непо­хожей на Мириам. Дружбу сына с матерью обрывает смерть ма­тери. Три женщины, любившие Поля, безуспешно пытались подчинить его себе по праву собственниц - такой тип взаимо­отношений Лоуренс не приемлет.

В традиционный роман о семейных отношениях Лоуренс вносит свои акценты: интимные отношения между мужчинами и женщинами, гармонию и баланс физического и духовного. Под­линная любовь, по Лоуренсу, основана на уважении личности партнера. Противоборство и соперничество, борьба темперамен­тов разрушают гармонию интимной жизни семьи.

Языческое обожествление любви преображает и традицион­ный жанр семейной саги, к которой можно отнести историю трех поколений фермерского рода Брэнгуэнов, положенную в основу " Радуги" (1915). Поэтику этого романа Лоуренса соотно­сят с латиноамериканским " магическим реализмом" и прозой Маркеса.

Лоуренс утверждает, что " половое влечение, инстинкт размножения - основной источник человеческой энергии". Упорно следуя своей концепции, он занимает неординарную позицию и в отношении к войне. Преследуемый за антимилита­ризм, затравленный официальной прессой, Лоуренс вынужден был эмигрировать в 1919 году и в оставшиеся годы жил в Герма­нии, на родине жены, а также в США и в Австралии. Он про­должал разрабатывать избранную проблематику, в письмах и статьях настаивая на том, что секс означает для него " всю пол­ноту отношений между мужчиной и женщиной" и что эти от­ношения намного шире известных форм - любовница, жена, мать, любимая. " Подлинная женщина", пишет Лоуренс, имеет " неуловимые свойства". По образному определению писателя, женщина - это " струя, река жизни, совершенно отличная от реки жизни мужчины", и, так же как каждой реке дано течь в своем направлении, не меняя русла, так и отношение мужчины к женщине - это течение двух рек, одной вдоль другой; време­нами они почти сливаются, а затем вновь расходятся и текут дальше.

Самый " неприличный", по реакции английских критиков, роман Лоуренса " Любовник леди Чаттерли" (1928) - одно из последних и самых концептуальных произведений писателя. Здесь наиболее завершенно выражены его взгляды на естествен­ную мудрость человеческой природы и любовных отношений, искаженных социальным неравенством и механистической ци­вилизацией. Сюжет романа мало отличается от стандартного бульварного чтива: адюльтер, связь жены сэра Чарльза Клиф­форда, владельца родового поместья, инвалида войны, прико­ванного к креслу, с его егерем Мэллорсом. Содержание же его значительно глубже и затрагивает философские проблемы, преж­де всего проблему пагубного влияния цивилизации на человека.

Любовь между Мэллорсом и Конни органична и естест­венна. В ней соединились духовное и физическое влечение, чтобы спасти две души. Обожествляя жизнь тела, Лоуренс по­казывает любовный акт как искусство двоих, способных на чуткое и трепетное взаимопрочтение, говорит о сексе с муже­ством человека, готового пожертвовать всем ради открытой им истины. Плотская любовь в интерпретации Лоуренса - явление природное и противиться ему бессмысленно, одухо­творить его способны лишь неискалеченные люди. " Моя ве­ликая религия - вера в плоть и кровь, ибо они мудрее, чем интеллект", - пишет Лоуренс. Исходя из этого кредо, писа­тель и выстраивает сложную партитуру взаимоотношений ме­жду героями романа. Неспособный любить физически, сэр Чарли показан как воплощение эгоизма и честолюбивой жаж­ды успеха, обрекающих его и на духовное бесплодие. Один лишь интеллект, холодный и равнодушный, не может ком­пенсировать личностную деградацию сэра Клиффорда. Пла­чущий от злобы на груди сиделки мужчина-мальчик смешон и жалок. Ему и в голову не приходит, что в сложившемся тре­угольнике он мог бы сыграть созидательную, а не разруши­тельную роль, мог бы спасти свою жену и хрупкую нежность Прекрасного чувства. Антиномия " интеллектуальное - телес­ное" углублена рассуждениями о социальных проблемах: лю­бовь Конни и Мэллорса контрастирует с жизнью вокруг, словно хрупкий лесной гиацинт, неожиданно оказавшийся рядом с огненной струей металла. Адским кажется в романе лязг машин, злобными - электрические огни, все, что пред­ставляет цивилизацию (которую позднее назовут технокра­тической) и общество - " чудовище злобное и безрассудное".

Свое непримиримое отношение к цивилизации, убиваю­щей любовь, заменяющей живых женщин на пластмассовых, Лоуренс передает Мэллорсу - сыну шахтера, служившему офицером в Индии. Не умеющий уходить от ответственности, Мэллорс предпочел не делать карьеру, но сохранить личную свободу и независимость. Егерь Мэллорс - один из первых аутсайдеров в западной литературе. Его рассуждения о день­гах, рабстве, социализме и большевизме могут показаться не соответствующими жанру и проблематике, что и отмечали критики, однако в них - характерный для Лоуренса эклек­тизм и отражение бескомпромиссной позиции писателя: " Рабы Нерона лишь самую малость отличаются от английских шахтеров и рабочих Форда... Рабы есть рабы, они не меняют­ся от поколения к поколению. И среди них были и будут отдельные яркие личности. Но на общей массе это не сказыва­ется. Народ не становится лучше - вот один из главных постулатов социологии". Финал романа " Любовник леди Чаттерли" открыт; его символика и образная ткань соответствуют пафосу и главной проблеме: любовь как бегство от враждебного всему живому и естественному мира.

Лоуренс как художник оказался не понятым своими со­временниками: в Лондоне была разгромлена выставка его картин, запрещены романы. В последние годы жизни он еще раз пытается обосновать свое понимание человека, пишет цикл стихов (опубликованный посмертно) и эссе " Апокалип­сис". Высказанные в них идеи о космогоничности человека, принадлежащего Вселенной, составляющего с ней единое це­лое, важны для понимания всей философии Лоуренса и его романов:

В стихотворении " Не смерть страшна, страшна механистичность жизни" Лоуренс, обожествляя человека, призывает его к самопознанию как способу отрицания смертности. Стихи последних лет заставляют вспомнить, что Лоуренс был заметной фигурой в английской поэзии, печатался в георгианской и имажистской антологиях, преодолевая романтизм одних и интеллектуализм других. Органическое слияние поэта с природой отличает один из лучших поэтических циклов Лоуренса " Птицы, звери и цветы" (1923). В нем природа - мудрая среда обитания естественного человека.

Писательская судьба Лоуренса неоднозначна: для одних он - автор сексуальных романов, непомерно сложный и недоступный; для других - последователь фрейдизма. Все гораздо сложнее. Перед нами художник могучего разностороннего дарования и мыслитель, пошедший на конфликт с ханжеской моралью и написавший о любовных отношениях как о естественных и драгоценных, а не постыдных. Его известность пришла во второй половине века. Английская писательница Памела Хэнсфорд Джонсон вспоминала о почти шокирующем раскрепощении, которое новое поколение англичан открыло у Лоуренса: " Мы впервые глотнули воздуха сексуальной свободы". Свидетельства популярности Лоуренса находим у Хемингуэя (" Праздник, который всегда с тобой" ). В современной англо-американской критике Лоуренс по по­пулярности и количеству исследований, ему посвященных, может соперничать лишь с Джойсом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...