2.3 Анализ денежно[1]кредитной политики России в условиях санкций
2. 3 Анализ денежно[1]кредитной политики России в условиях санкций В августе Центральный банк России опубликовал проект денежно-кредитной политики РФ на 2023-2025 года. Это главный сценарный документ, по которому можно предположить дальнейший экономический курс нашего государства. В 2022 году Россия испытала максимальное санкционное давление (рис. 5) со стороны стран ЕС и США, которое оказало сильное влияние на экономику страны, а также показало недостатки прежних механизмов ее развития. Рисунок 5 Ограничения вследствии санкционного давления Все это привело к дестабилизации экономики и финансовой системы страны, что отразилось на росте цен, валютных ограничениях, дефиците ряда товаров. И даже принимаемые медленные структурные преобразования экономики РФ в ответ на поступившие вызовы показали свою недостаточную эффективность. Этому есть несколько причин: 1. Исторически медленные темпы роста производства. Один из основным индикаторов развития экономики – ВВП, его темпы роста. На диаграмме ниже представлена динамика ВВП России в сравнении с ВВП стран с развитой и развивающейся экономикой и средним мировым значением (Данные МВФ 2022) (рис. 6).
Рисунок 6 Динамика ВВП России в сравнении с ВВП стран с развитой и развивающейся экономикой и средним мировым значением Если сравнивать весь прирост реального ВВП с 1991-2021 года, то ВВП РФ увеличился всего на 15%, в то время как в США - в 2 раза, ЕС - в 1, 5 раза, Китая – в 7 раз. Причина – низкий показатель развития реального сектора экономики, в структуре ВВП основная доля – сырьевые товары. 2. Ярко выраженный сырьевой профиль экономики. Экономика нашей страны, на данный момент сильно зависит от развития энергетического комплекса, мировых цен на энергоресурсы (нефти и газа). Это подтверждает структура доходной части федерального бюджета страны. Так, исторически, нефтегазовые доходы составляли треть бюджета. Но во 2 квартале 2022 снижение ненефтегазовых доходов на 9% относительно прошлого периода приблизили зависимость государственной казны от налоговых поступлений от продаж нефти и газа к 50 % от общего объема доходов (в 2020 их доля = 28%; в 2021=36%).
Рисунок 7 Структура доходов бюджета РФ На фоне продолжающихся санкций, возможного эмбарго со стороны ЕС и США, такая зависимость бюджета страны от нефтегазовых доходов создает тревожные опасения. Если заработают все санкции в полной мере, то нефть и газ не смогут быть двигателем российской экономики. Да, доля ТЭК в экономике России будет оставаться высокой, но ее доля в ВВП будет уменьшаться. Это является главным аспектом перестроения экономики страны в сторону развития производственных отраслей и сферы услуг, помимо традиционных секторов экономики. Но чтобы «завести» рыночную систему РФ, осуществить структурную перестройку, требуется мотор, которым должен стать рынок капитала (инвестиции). По факту, в этом направлении не создаются благоприятные условия инвестирования. По прогнозам Центрального банка РФ, отток капитала из РФ может составить рекордные 243 миллиарда долларов в 2022 году. Если говорить про банковский сектор, то доля инвесткредитов в РФ составляет 8-15%, в странах с развитой экономикой эта доля в пять раз выше, в Китае и развивающихся страхах - в три раза выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|