Рисунок 8 Структура оборотов по кредитам, предоставленным НО в рублях в июне 2022 г.
Рисунок 8 Структура оборотов по кредитам, предоставленным НО в рублях в июне 2022 г. Российские банки в большей степени заинтересованы в обеспечении собственного благосостояния, нежели в расширении доступного кредитования предпринимательского сектора. Пока у бизнеса, производящего продукт, не будет возможности получать длинный и дешевый капитал, рост экономики будет затруднен. Структурная перестройка экономики в новых рыночных условиях будет предполагать трансформацию различных ее направлений. Какие изменения уже происходят и могут происходить в экономике РФ: 1. Продолжение курса на импортозамещение товаров (мы видим этот эффект в с/х отрасли, сейчас государство активно поддерживает IT-сектор, можно предположить дальнейшее стимулирование государством производственной отрасли). 2. Стратегическое изменение направления экономических и финансовых отношений на Восток (товарооборот с ЕС и США (35 % и 12% соответственно от общего импорта) будет замещаться торговлей со странами Юго-Восточной Азии). 3. Развитие логистики и океанических транспортных перевозок в Юго-Восточной Азии. 4. Формирование благоприятных условий для стимулирования развития всех отраслей народного хозяйства и предпринимательства с целью увеличения налогоплательщиков и налогового потенциала страны. 5. Формирование новой концепции бюджетного правила для поддержания финансовой устойчивости страны. Конечно, подспорьем для реализации структурной трансформации экономики должна стать новая денежно-кредитная политика (ДКП) государства. В начале августа 2022г. Банк России опубликовал ее проект, который был направлен в Госдуму на утверждение.
Глава 3 Актуальные проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики в России
3. 1 Возможные проблемы современной денежно-кредитной политики В своих направлениях денежно-кредитной политики Банк России за последние годы настаивает на изменении модели экономического развития в стране. Сложно сказать, является ли режим таргетирования инфляции актуальным для России, поскольку в мировой практике отсутствует довольно таки положительный опыт развития стран, которые специализируются на экспорте сырья. Главная причина, вызывающая сомнение к переходу к данному типу является – присутствие факторов, которые Центральный Банк не может контролировать монетарными способами, а также ограничения возможностей для стимулирования экономического роста. Также, большая сосредоточенность регулятора на конечной цели – инфляции в 4%, может привести к возможному игнорированию не менее важных факторов и показателей, которые влияют на жизнь граждан, что на данный момент в России и происходит. Мировой опыт показывает, что при долгосрочном использовании модели таргетирования инфляции вызывает колебания валового внутреннего продукта и занятости населения. Особенно спорным является тезис центрального банка о том, что при стабильно низкой инфляции домохозяйства и бизнес могут принимать более рациональные решения по поводу формирования и использования бюджета, но только как на фоне отсутствия реального роста заработных плат, падения жизни населения, и ежегодным повышением неравенства в стране принимать решения об инвестициях [10. C 110-116].
Рисунок 9 — Социальное неравенство в России Также, Банк России считает, что переход к режиму таргетирования инфляции, и как следствие к плавающему валютному курсу, наряду с другими действиями исполнительных органов власти способствовали смягчению удара от падения цен на нефть и антироссийских санкций, а также помогло восстановится и адаптироваться под рыночные изменения, в виде развития импортозаменящего производства [25]. Но при этом, в 2015 году данная политика привела Центральный Банк к вынужденному поднятию ключевой ставки до 17%, что до сих пор оказывает негативное влияние на реальный сектор экономики и жизнь граждан, как ослабление рубля и его возросшей волатильности. Что показывает неоднозначность эффективности перехода к данной модели.
Важным элементом нормального функционирования денежно-кредитной политики является координация ее с экономической политикой всего государства, важнее всего бюджетной, которая оказывает на инфляцию серьезное влияние. К сожалению, у российской федерации отсутствует целостное стратегическое направление развития государства, где Центральный Банк считает, дистанцируется от проблем перераспределения ресурсами. Безусловно, Центральный Банк никак не может повлиять на сырьевую зависимость нашего государства, решить проблемы материального производства и введения бизнеса в стране, а лишь косвенно воздействовать на них с помощью денежного регулирования. Следует отметить, что проблема согласования общей структурной политики государства рассматривалось в денежно-кредитной политике на 2018 год, где данная проблема являлась актуальной. В ней приводится анализ взаимодействия денежно-кредитной политики с фискальной политикой, которая в последствии в теории дала бы положительный экономический рост, который так необходим нашему государству. Это положение согласуется с вышеупомянутым положением о косвенном воздействии денежно-кредитной политики на развитие экономики в целом и влияние на другие сектора производства. Поэтому, вижу необходимым разработать стратегию по влиянию фискальной политики на динамику экономической активности, что бы Центральному Банку было проще ставить и решать проблемы денежной среды, устранять или предотвращать рыночные диспропорции. Но нельзя и исключать отсутствие воздействия фискальной политики на достаточно последовательную политику центрального банка, где общая тенденция показывает снижение располагаемых доходов населения тем самым снижая внутренний спрос. Поэтому сложно не сделать вывод, что снижение инфляции в стране происходи благодаря снижению реальных располагаемых доходов населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|