Глава 2. Массаж и самомассаж
Еще раз отметим, что обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Пусть ребенок опишет свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: психолог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, психолог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения. 17. «Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими во всяком случае принесет большую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профессионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 115 А..А. Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 5 показаны точки, которые следует массировать последовательно. Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин. до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:
• Точка 1 — связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с • Точка 2 — регулирует иммунные функции организма. Повыша • Точка 3 — контролирует химический состав крови и слизис 116 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация • Точка 4 — зона шеи связана с регулятором деятельности сосу • Точка 5 — расположена в области 7-го шейного и 1-го грудно • Точка 6 — массаж этой точки улучшает кровоснабжение сли • Точка 7 — улучшается кровоснабжение в области глазного яб • Точка 8 — массаж воздействует на органы слуха и вестибуляр • Точка 9 — массаж дает многосторонний эффект; снимаются
18. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу
19. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различных частей тела. 20. «Мытье головы», а) Пальцы слегка расставить и немного со б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. 21. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 117 рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно. 22. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение. 23. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми сустава 24. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ла
25. Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же — языка зу 26. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки 27. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, 28. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое пле- 118 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация чо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5—10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее. То же — левой рукой, затем обеими руками одновременно. 29. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову впра 30. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в раз
Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук. 31. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавли 32. «Качалка» на спине и животе и «Бревнышко», которые под 33. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, по Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д. Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (массажные коврики и шлепанцы, тренажеры). Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 119
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|