Глава 1. Дыхательные упражнения
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений. После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже отмечалось,
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 111 вначале необходимой бывает фиксация психологом рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком. Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмаль-ное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов: 1. Вдох: —распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму —наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку —приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом вер
2. Пауза. 3. Выдох:
—приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; —опустить ребра, используя группу межреберных мышц; - опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких. 4. Пауза. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя — не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3 — 5раз. 1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос,
2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сде 112 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли 4. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных 5. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью пре 6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза.
7. Исходное положение (И.п.) — лежа на спине. По инструкции 8. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Подни Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 113 собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности. 9. И.п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. 10. И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на 11. И.п. то же. Дыхание: только через левую, а потом только через 12. И.п. — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони
13. И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в сто 14. И.п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно 15. И.п. — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, 114 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация медленном вдохе — поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе — вернуться в И.п., не спеша выполняя движения в обратном порядке. 16. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12). В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, что требует дополнительного внимания со стороны специалиста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|