Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III этап театральной педагогики.




III ЭТАП ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

БОРЬБА.

Предуведомление

 

Итак, во время наблюдения за всяким эпизодом реального обыденного человеческого общения (обсуждение литературного произведения на уроке в школе, беседы семьи дома за вечерним чаем, служебный диалог сотрудников, беседа клиента с портнихой и т. д. и т. п. ), согласно Ершовской теории, следует поставить перед собой пять вопросов и найти на них конкретные ответы. Я несколько изменю порядок изложенных в книге Петра Михайловича Ершова параметров и начну с последнего.

Мы наблюдали собеседников и хотим понять, что между ними происходило. Кто из наблюдаемых собеседников находился в позиции активного добывания, то есть ему что-то было нужно, ему что-то не хватало, и для достижения этого он тратил свои силы и время партнёра? Ответив на этот вопрос, мы выясним, кто из присутствующих наступал или добывал. Этот активный участник, по Ершову, или " держал инициативу" в своих руках, или " навязывал" её кому-то, или " распоряжался" ею, или " распределял" её. А может быть, ему пришлось бороться за саму инициативу с кем-то из присутствующих, если этот присутствующий тоже был одержим желанием добывать и наступать, тратя свои силы и время партнёров.

Следом за этими главными вопросами – у кого инициатива и кто добывает, каждая из наблюдаемых ситуаций характеризуется определённым ответом на вопрос: чем занимался " наступающий": делом или позицией-взаимоотношениями. В реальной жизни обычно человек занимается одновременно и делом, и позицией: немножко говорю про покрой платья и немножко восхваляю свой вкус или вкус портнихи. Поставленный вопрос: позиция или дело лежит в основе взаимодействия и борьбы, онкак бы концентрирует внимание наблюдателя, и все три варианта ответа существенно определяют ситуацию: деловое общение, позиционное общение, одновременно деловое-позиционное общение (как аккорд в словесных действиях).

Следующий вопрос, который, по Ершову, должен поставить перед собой наблюдатель: кто из участников самый сильный, а кто самый слабый?

Последний вопрос: видим ли мы перед собой дружественную инициативу или враждебную, то есть наступающий в своих усилиях опирается (дружественное наступление) на представления об единстве интересов, или он ощущает и знает, что требует и ждёт чего-то от врагов.

В этих пяти вопросах, пяти параметрах–измерениях заключается предложенное П. М. Ершовым главное исследование артистом и режиссёром не только жизни, но и сюжетов и ситуаций, заданных драматургом.

«Монотон»

 

На первом занятии по теме «борьба» студенты выполняют этюды, в которых человек не меняет своего поведения и проявляет «монотонность».

Педагогу самому следует понимать, что для воплощения целеустремлённости артисту придётся вносить крупные или мелкие изменения в произнесение каждой последующей фразы. Изменения эти зависят от заданных, выбранных или интуитивно-найденных параметров общения. Так, сильный и деловой человек наступает без пауз, параметр позиционности увеличивает паузы после восприятия реплик партнёра. Позиционная сила в монологе характеризуется разнообразием словесных действий. Слабость характеризуется торопливостью реагирования и яркостью лепки фразы, чтобы облегчить сильному партнёру понимание сути и значимости цели, которую преследует слабый. Особенности реагирования в параметре враждебности связаны с повышенной и сложной мобилизацией, а в дружественности – с изменениями веса.

Монотонное поведение невозможно отнести к инициативной наступательности, и поэтому попытка сыграть монотонность является поводом для открытия отсутствия особенностей наступления. Самое сложное умение, можно даже сказать, талант артиста заключается в осознанном органичном и целеустремлённом поведении при воплощении характера персонажа.

Упражнение «монотон». Студенту предлагается принести наблюдение из жизни, когда люди «на одном и том же месте» одним и тем же голосом говорят, например: «Купите пирожки. Купите, пирожки». Обычно студенты приносят очень много таких наблюдений.

После того, как каждый нашёл себе образ монотонного поведения, вплоть до формального укачивания ребёнка: «тихо, тихо, тихо», мы начинаем вспоминать, как выглядит в жизни употребление рычагов наступления, которые называются «повышение голоса», «укрупнение речи» и «увеличение громкости». В наступлении, в общении одна фраза отличается от другой тем, что сказана тише, другая – громче, а третья – ещё громче. Тот же набор фраз может быть произнесён на одной высоте, затем выше, затем ещё выше. То же самое – в одном размере, другой раз – медленнее и третий раз ещё медленнее.

К этюду-наблюдению «монотона» добавляем такое задание: вместо «монотона» голос повышать или говорить громче, или укрупнять речь. А затем студенты обсуждают, к чему приводит такое изменение в поведении; какой человек, какие обстоятельства, какие особенности жизни вызывают то или другое, или третье изменение речи в воздействии. Связь изменений поведения и с силой, и со слабостью, и с необходимостью, и со срочностью самостоятельно открывается студентами. Чем громче – тем «срочнее» и необходимее. Громкость чаще всего объясняется желанием чего-то добиться срочно. Укрупнение речи свидетельствует о силе. Повышение голоса до писка – о слабости.

На мой взгляд, такой методический ключик, как прояснение значения рычагов наступления, для творческих людей, для тех, кто хочет сам себя научить, очень эффективен.

«Монотон» – это не наступление. Упражнение на «монотон» вводится в обучение для того, чтобы во всей следующей работе опираться на эту особенность как на показатель отсутствия наступления.

В этюде «монотон» человек как бы безразличен к тому, с чем он встречается. В этюде ли, в исполнении драматургического отрывка может возникнуть такое поведение артиста, которое режиссёр назовет «болото». Отталкиваясь от этих двух критериев: «болото» и «монотон», можно вывести, что то, что не «болото» и не «монотон», и есть наступление.

Любой критерий для определения поведения артиста в роли можно вводить по принципу противоположности. Это очень часто делают режиссеры, педагоги, когда показывают шарж или карикатуру на неумелую работу артиста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...