Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственно- техническая база




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.П. ГОРЯЧКИНА

ФАКУЛЬТЕТ ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ В АГРОБИЗНЕСЕ

КАФЕДРА «АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ»

Москва, Лиственничная аллея, д. 7 Телефон 977-24-44

977-23-74

 

 

Дисциплина: «Технологическое проектирование предприятий автомобильного транспорта»

 

Конспект лекций

 

 

Составители: Дзюба Ю.В.

Виноградов О.В.

 

Москва

Литература:

· Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП и СТО. М. Транспорт. 1993. 271с

· ВСН 01-89. Ведомственные строительные нормы предприятий по обслуживанию автомобилей. Минавтотранс РСФСР. - М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1990. - 52 с.

· ОНТП-01—91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприя­тий автомобильного транспорта - М.: Гипроавтотранс, 1991. -184 с.

· Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Минавтопром СССР. — М.: НАМИ, 1987. - 58 с.

· Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М-во автомоб. трансп. РСФСР. - М.: Транспорт, 1986. - 73 с.

· Специализированное технологическое оборудование: Номенклатурный каталог. - М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР. 1986. -194 с.

· Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП.АТО и БЦТО.-М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР. 1983.-98 с.

· Табель технологического оборудования и специнструмента для станций технического обслуживания легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. - М.: НАМИ, 1988.-1976с.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

· Ю.В.Дзюба. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. Методические рекомендации по выполнению курсового проектирования. М. МГАУ. 1998.

· Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта. Под ред. проф. Дидманидзе О.Н. М. МГАУ. 2000.

 

 

 

 

В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, эффективность работы автомобильного транспорта базируется на надежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе его производства, эксплуатации и ремонта:

совершенством конструкции и качеством изготовления;

своевременным и качественным выполнением технического обслуживания (ТО) и ремонта;

своевременным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры;

соблюдением государственных стандартов и Правил технической эксплуатации.

 

Виды предприятий автомобильного транспорта

Предприятия автомобильного транспорта представляют собой различные многофункциональные предприятия, которые в зависимости от мощности, размеров и назначения осуществляют уборочно- моечные работы, ТО и ремонт автомобилей в течение гарантийного и послегарантийного периодов эксплуатации, диагностирование технического состояния автомобилей, его агрегатов и систем, противокоррозионную обработку кузовов, капитальный ремонт агрегатов, подготовку автомобилей к техническому осмотру, продажу и предпродажную подготовку автомобилей, продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и автопринадлежностей, заправку топливо- смазочными материалами, хранение автомобилей, техническую помощь на дорогах и другие функции.

Для предприятий автомобильного транспорта характерно различное сочетание функций ТО и ремонта с продажей запасных частей и автомобилей, с заправкой их топливом, хранением и т.д.

В зависимости от выполняемых функций эти предприятия подразделяются на автотранспортные (АТП), автообслуживающие и авторемонтные.

 

Предприятия автомобильного транспорта


           
 
АТП
 
Автообслуживающие
 
Авторемонтные


 
 


По хар-ру перевозок и типу ПС Специализированные по

легковые
Произв.-тех. комбинаты ПТК
ремонту

               
   
     
 
 
 
   
 
     
 
 
 
     
 
 
 
 
 

 


АЗС
По целевому назначению

           
   
 
 
   
 
   
 

 

 


Груз. автостанции и терминалы
По организации произв. деятельности

       
   
 
 

 

 


Мотели и кемпинги
Осуществляет перевозку, хранение и

все виды ТО,ТР,ПС. Размер грузовых АТП

100-500 ед. ПС, автобусов 100-400 ед.,легковые

таксомоторные 200-1000 ед. ПС.

 

 


 

Относятся АТП, деятельность которых

осуществляется на основе централизации

транспортной работы, ТО и ТР ПС.

Автотранспортные предприятия (АТП) предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО и Р, хранению и материально- техническому обеспечению подвижного состава.

Автообслуживающие предприятия предназначены для выполнения ТО и Р, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют. К автообслуживающим предприятиям относятся станции технического обслуживания (СТО), ремонтные мастерские, автозаправочные станции (АЗС) и другие.

Авторемонтные предприятия являются специализированными предприятиями, производящими в основном капитальный ремонт (КР) агрегатов и узлов, реже КР автомобилей, а также восстановление деталей.

КР агрегатов и узлов автомобилей производят агрегатно- ремонтные заводы, которые специализируются на ремонте отдельных агрегатов (чаще двигателей) или групп агрегатов.

КР полнокомплектных автомобилей производят авторемонтные заводы (АРЗ). Они специализируются по типам автомобилей, а в пределах типов- по маркам автомобилей.

Предприятия по КР автомобилей с небольшой программой называются авторемонтными мастерскими (АРМ).

 

Производственно- техническая база

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня развития и условий функционирования ПТБ предприятий автомобильного транспорта.

ПТБ представляет собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, взаимосвязанных между собой в соответствии с определенными организационно- техническими принципами, предназначенных для ТО, ТР и хранения ПС, а также создания необходимых условий для персонала. Основные требования к ПТБ- обеспечение требуемого уровня технической готовности ПС для выполнения перевозок при наименьших трудовых и материальных затратах. Вклад ПТБ в эффективность технической эксплуатации автомобилей оценивается в 18-20%.

К зданиям относятся производственные и административно- бытовые помещения, крытые стоянки автомобилей, склады и т.п.

К сооружениям- обустроенные открытые стоянки, дороги и дорожные сооружения на территории предприятия, топливо- заправочные пункты, водонапорные башни и т.д.

К оборудованию- техническое и вспомогательное оборудование производственных зон и участков.

К оснастке- верстаки, шкафы, стеллажи и т.д.

Кроме того, к ПТБ относятся передаточные устройства (наружные электросети, трубопроводы и т.п.), силовые машины (электродвигатели, передвижные электростанции, компрессоры и т.п.), вычислительная техника.

Вышеперечисленные элементы ПТБ составляют пассивную часть основных производственных фондов, а подвижной состав- активную часть.

В свою очередь, в ОПФ ПТБ также можно выделить активную часть (оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения)

 
 
ОПФ


Здания, сооруж.
Пассив.

часть

 

Обору- дование
ПТБ
Подвиж. состав

Актив.

Актив. часть Пассив. часть часть

 

Структура ПТБ зависит от организации производственной деятельности АТП, размеров предприятия, типа подвижного состава и других факторов. Наиболее полную структуру ПТБ имеют автономные АТП, которые наряду с перевозочными функциями осуществляют все виды ТО и Р подвижного состава. Это требует наличия на каждом предприятии всего комплекса производственных и вспомогательных участков, складских, технических помещений, рабочих постов и технологического оборудования. Средний размер автономных АТП составляет 260-280 автомашин. А около 20% АТП имеют до 100 автомобилей. ПТБ таких предприятий, как правило, недостаточно для применения современных технологических процессов и оборудования, что приводит к большим затратам на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и простоя их в ожидании ТО и ТР. КТГ на таких АТП не превышает 0,7, коэф. выпуска 0,5.

Другая форма организации производственной деятельности АТП- смешанные АТП. Они включают ПС различного типа. Большая разномарочность ПС смешанных АТП затрудняет выполнение ТО и ТР.

Существующая сеть ПТБ характеризуется большим износом (до 65%) и недостаточной обеспеченностью производственными площадями, постами и средствами механизации, что отрицательно сказывается на уровне работоспособности ПС.

Одной из причин недостаточной обеспеченности ПТБ является консервативность ее элементов к изменениям структуры, конструкции ПС и условиям его эксплуатации. За свой срок службы ПТБ обеспечивает несколько поколений ТС, имеющих различную надежность, режимы ТО и ТР. Эти факторы влияют на изменение площадей, числа постов, оборудования, т.е. требуют от ПТБ приспособленности к этим факторам.

Чем меньше размер АТП, а следовательно и объемы работ по ТО и Р, тем целесообразнее объединение отдельных зон и участков.

Например, посты ТО- 1 могут располагаться в общем помещении с постами ТО- 2 и Р. Такие участки как кузнечно- рессорный, медницкий, сварочный, жестяницкий, которые относятся к группе «горячих цехов», могут размещаться в общем блоке помещений.

На ПТБ оказывают влияние большое число факторов: структура, тип и «возраст» подвижного состава, условия эксплуатации, тип и характеристика оборудования и другие. Изменение этих факторов приводит к изменениям потребности ПТБ в производственных площадях, постах, средствах механизации и др. В то же время, здания и сооружения АТП строятся на 40- 60 лет и ПТБ за это время обслуживает несколько «поколений» транспортных средств, имеющих различную надежность, режимы ТО и ремонта и т.д., что требует приспособленности ПТБ к изменению этих факторов. Однако на практике часто этого не происходит, что связано с дополнительными трудовыми и материальными затратами. Это необходимо учитывать при создании как новой, так и реконструируемой ПТБ.

Воспроизводство ОПФ ПТБ осуществляется в результате нового строительства и расширения АТП, а также реконструкции и технического перевооружения предприятий, которые позволяют более эффективно использовать капитальные вложения при сокращении потребности в рабочей силе.

На основе анализа состояния ПТБ действующих предприятий АТ и прогноза развития ПС, учета ограничений в капитальных вложениях разработана концепция совершенствования ПТБ на отраслевом уровне, в которой рассматривается три варианта развития ПТБ:

1-й вариант- совершенствование существующей ПТБ без существенного изменения и структуры и принципов функционирования.

2-й вариант- создание развитой системы специализации и кооперации производства ТО и ТР, главным образом для автомобильного транспорта общего пользования.

3-й вариант- организация ПТБ на основе концентрации, специализации и кооперации производства на региональном уровне независимо от ведомственной принадлежности ПС.

Для 1-го варианта основными направлениями совершенствования ПТБ являются:

1. реконструкция и техническое перевооружение существующих АТП с доведением их до нормативной обеспеченности производственно- складскими площадями, рабочими постами и средствами механизации.

2. специализация и кооперация АТП по выполнению наиболее сложных видов работ ТО и ТР.

3. частичная кооперация АТП с авторемонтными заводами и мастерскими при выполнении работ ТР.

4. совершенствование методов управления производственными процессами.

5. переход на хозрасчетные отношения между технической и эксплуатационной службами.

Для 2-го варианта предусматривается специализация и кооперация АТП и ремонтных предприятий с доведением этих форм до рационального уровня. При этом возможно как сохранение существующей организационной структуры ПТБ, так и ее изменение на базе введения хозяйственной самостоятельности инженерно- технической службы.

Для 3- го варианта предусматриваются создание единой системы организации ПТБ для ТО и ремонта ПС региона вне зависимости от ведомственной подчиненности.

Реализовать программу развития ПТБ по каждому варианту в отдельности нецелесообразно и невозможно. Все варианты взаимосвязаны и в перспективе будут реализовываться одновременно, но в различных масштабах. Как показывает предварительная оценка вариантов развития ПТБ, наиболее высокие ТЭП будут достигнуты для 3-го уровня.

В целом с учетом масштабов и последовательности реализации вариантов развития, общая эффективность совершенствования ПТБ оценивается следующими изменениями ТЭП:

увеличением к.т.г. на 4-7%;

повышением производительности труда ремонтных рабочих на 40-43%;

сокращением удельных затрат на ТО и ТР на 28-26%;

снижением удельных капиталовложений на 16-20%.

 

 

Формы развития ПТБ.

 

Характеристика основных форм развития ПТБ. Совершенствование и развитие ПТБ предприятий АТ связано с капитальным строительством, являющиеся средством создания основных производственных фондов. Воспроизводство ОПФ ПТБ осуществляется в следующих формах:

1. Строительство новых предприятий

2. Расширение действующих предприятий

3. Реконструкция действующих предприятий

4. Техническое перевооружение

 

Новое строительство предусматривает возведение комплекса зданий и сооружений основного (для ТО, ТР и хранения подвижного состава), административно- бытового и технического назначения (трансформаторная подстанция, насосная, компрессорная и т.п.) вновь создаваемого АТП, а также зданий и сооружений филиала или отдельного производства действующего АТП, сооружаемых на новом земельном участке с целью создания дополнительных производственных мощностей, которые до ввода в эксплуатацию должны находиться на самостоятельном балансе.

К новому строительству относится также возведение на новом земельном участке АТП, сооружаемого взамен предприятия, подлежащего ликвидации по той или иной причине: технической, градостроительной, экологической, социальной и т.п.

Расширение АТП предусматривает строительство (дополнительно к имеющимся) новых зданий и сооружений на существующей территории предприятия, а также увеличение площади существующих зданий и сооружений за счет пристройки их с целью создания дополнительных производственных мощностей.

К расширению действующих АТП относится строительство на вновь отведенном земельном участке нового филиала или производственного подразделения с целью увеличения мощности предприятия, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на балансе действующего АТП.

Реконструкция АТП предусматривает переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием технологических процессов, внедрением нового прогрессивного оборудования, повышением эффективности функционирования ПТБ, улучшением санитарно-гигиенических условий труда, осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны окружающей среды. В отличие от расширения реконструкция АТП осуществляется, как правило, без увеличения площади зданий и сооружений.

При реконструкции АТП должно обеспечиваться увеличение производственной мощности за счет устранения диспропорции между отдельными элементами ПТБ, повышения уровня механизации производственных процессов, поста производительности труда без увеличения общей численности производственных рабочих.

При реконструкции АТП допускается производить расширение существующих зданий и сооружений, а также новое строительство в случаях, когда:

параметры существующих зданий и сооружений не отвечают требованиям технической эксплуатации новых типов подвижного состава (например, автомобилей особо большой грузоподъемности, автопоездов и сочлененных автобусов, автомобилей с двигателями, работающими на газе и т.п.), а также не позволяют обеспечить внедрение новых прогрессивных технологических процессов или нового оборудования;

существующие здания и сооружения имеют значительный моральный и физический износ, препятствующий дальнейшему развитию ПТБ предприятия и в силу технических или экономических условий подлежат полному или частичному сносу.

Техническое перевооружение АТП предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства или отдельных элементов ПТБ без увеличения общей мощности предприятия.

Техническое перевооружение проводится с целью:

замены морально устаревшего и физически изношенного основного технологического оборудования;

модернизации природоохранных объектов (очистных сооружений производственных сточных вод, средств очистки загрязненного воздуха удаляемого в атмосферу);

подключения предприятия к централизованным источникам теплоснабжения, электроэнергии, водоснабжения;

внедрения бессточных оборотных систем водоиспользования;

переустройства инженерных сетей и коммуникаций, систем отопления и вентиляции;

внедрения средств научной организации труда, автоматизированных систем управления, электронно- вычислительной техники.

При техническом перевооружении допускается частичная перестройка существующих зданий и сооружений в том случае, когда это связано с заменой оборудования, усиление несущих конструкций, заменой перекрытий, а также частичная перепланировка без увеличения площади производственно-складских помещений.

Увеличение площади производственно- складских помещений допускается производить только в том случае, когда это обусловлено габаритными размерами нового подвижного состава или техническими параметрами технологического и инженерного оборудования.

В каждом конкретном случае важное значение имеет выбор наиболее рациональной и эффективной формы капитальных затрат на воспроизводство ОПФ.

Установлено, что реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих производств имеют ряд преимуществ перед новым строительством.

Первое преимущество состоит в более экономном расходовании материальных финансовых, трудовых и других ресурсов на единицу вводимой или наращиваемой производственной мощности. По отношению к затратам на новое строительство, удельные затраты на единицу мощности составляют при расширении 71-75 %, при реконструкции 41-43 %, при техническом перевооружении 20-21 %.

Второе заключается в значительном сокращении сроков освоения капитальных вложений. Строительство нового АТП среднего размера продолжается 3-4 года, а порой затягивается на 5-6 лет и более. Реконструкция и расширение действующего предприятия позволяют вводить в строй ОПФ в 2,5-3 раза быстрее. Сокращение сроков производства работ дает возможность избежать на несколько лет «омертвления» материальных средств и общественного труда, вложенных в строительные изделия, материалы, оборудование, произведенную и оплаченную, но не имеющую практической отдачи работу, которая носит название «незавершенное строительство». Кроме того, длительное строительство неизбежно ведет к моральному старению объектов, заложенных в его проекте технических решений, технологии, строительных конструкций и т.п.

Третье преимущество связано с тем, что инженерно-строительные работы производятся на освоенной площадке, оснащенной подъездными путями, сетями электроэнергии, водопровода, канализации, теплоснабжения и связи. Как правило, при этом нет необходимости производить большой объем земляных работ, связанных с вертикальной планировкой земельного участка и благоустройством территории.

Четвертое преимущество состоит в возможности избежать распыления материальных и трудовых ресурсов, которыми всегда сопровождается стройка.

Пятое преимущество- наличие трудового коллектива действующего АТП, являющегося действенной, заинтересованной силой, средством контроля над качеством и сроками выполнения работ.

Однако не следует считать, что реконструкция действующих АТП имеет только одни преимущества. У них есть и свои определенные недостатки, которые сопряжены с:

1. невозможностью использования типовых проектов в целом, с необходимостью «вписать» новые планировочные и технологические решения в габариты существующей территории, в объемы имеющихся производственных зданий, разработать проект с минимальными перестройками и переделками и при этом добиться существенных результатов. Кроме того, чаще всего невозможно использовать высокопроизводительную технологию строительства.

2. сложности производства инженерно- строительных работ на территории, стесненной существующими зданиями и сооружениями с необходимостью «привязываться» к существующим строительным конструкциям, выполнять разработку «ненужных» перегородок, пробивать новые проемы, возводить новые перегородки под смонтированными перекрытиями, производить перекладку сетей и коммуникаций.

3. необходимость перестройки и переоборудования рабочих постов, демонтаж устаревшего технологического оборудования и монтаж нового, что приводит к временной приостановке работы отдельных участков и нарушению установившегося режима производства.

По существу все формы развития ПТБ АТП тесно взаимосвязаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Кроме нового строительства, другие формы в «чистом» виде практически не встречаются. Так, расширение и реконструкция при определенных условиях предусматривают возможность частично нового строительства. Расширение АТП практически не происходит без реконструкции существующих зданий и сооружений, а реконструкция и техническое перевооружение почти всегда производятся с целью расширения производства.

Эффективность всех этих форм развития ПТБ АТП во многом определяется качеством соответствующих проектов, которые должны отвечать всем современным требованиям, основное из которых- обеспечение высокого технического уровня и экономической эффективности проектируемых предприятий, с тем, чтобы новые или реконструируемые АТП ко времени из ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по уровню механизации, себестоимости и эффективности капитальных вложений.

Основными условиями высококачественного проектирования являются:

1. Обоснование назначения, мощности и месторасположения предприятия;

2. Производственная кооперация с другими предприятиями, централизация ТО и ТР ПС;

3. Выбор земельного участка с учетом кооперирования внешних инженерных сетей;

4. Унификация объемно-планировочных решений здания с применением наиболее экономичных сборных конструкций, типовых деталей промышленного изготовления и современных строительных материалов;

5. Широкое применение типовых и повторное использование экономичных специальных проектов;

6. Широкое использование как Российского, так и зарубежного опыта.

Особую роль при разработке играет технологическое проектирование, результаты которого определяют технический уровень производства ТО и ТР автомобилей. В основу технологического проектирования должны быть положены современные технология и организация производства ТО и ТР автомобилей, максимальная механизация производственных процессов, эффективное использование производственных площадей, рациональное взаимное расположение производственных, складских и вспомогательных помещений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...