Технологический расчет СТО
Структура и задачи технологического расчета станций технического обслуживания аналогичны расчету автотранспортных предприятий. Отличительной особенностью технологического расчета станций обслуживания от расчета АТП является то, что заезды автомобилей на СТО для выполнения всех видов работ носят вероятностный характер. На АТП к таким работам относятся только ТР, а ЕО, ТО-1 и ТО-2 планируются в соответствии с производственной программой. В технологическом расчёте СТО производственная программа по видам технических воздействий не определяется, а принимается в соответствии с заданной мощностью станции обслуживания. Для городских СТО производственная программа характеризуется числом комплексно обслуживаемых автомобилей в год, т.е. автомобилей, которым на станции выполняется весь комплекс работ по поддержанию их в технически исправном состоянии в течение года. Производственная программа дорожных СТО определяется общим суточным числом заездов автомобилей на станцию для оказания им технической помощи. Производственная программа станций обслуживания является основным показателем для расчета годовых работ, на основе которых определяются численность рабочих, число постов и автомобиле- мест для ТО, ТР и хранения, площади производственных, складских, административно- бытовых и других помещений. Исходные данные. Исходными данными для расчета являются: -число автомобилей, обслуживаемых СТО в год и тип станции обслуживания (универсальная или специализированная по определенной модели автомобиля); -среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей (для городских станций); -число заездов автомобилей на станцию обслуживания в год (для городских станций) и в сутки (для дорожных станций);
-режим работы станции обслуживания; -производственная программа по видам выполняемых работ (только для специализированных станций по видам работ); -число продаваемых автомобилей. Число обслуживаемых автомобилей и тип СТО определяется соответствующим обоснованием. Среднегодовой пробег автомобилей индивидуального пользования зависит от многих факторов и принимается на основе отчетных (статистических) данных. Число заездов в год на городскую СТО одного комплексно обслуживаемого автомобиля согласно ОНТП для проведения ТО и ТР принимается равным 2, уборочно- моечных работ- 5 и для выполнения работ по противокоррозионной защите кузова - 1. Для дорожных станций число заездов автомобилей определяется в зависимости от интенсивности движения на автомобильной дороге. Режим работы СТО определяется числом дней работы в году предприятия Драб.г и продолжительностью рабочего дня. Режим работы СТО должен выбираться исходя из наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах по ТО и ТР принадлежащих им автомобилей. Этот режим будет зависеть от назначения станции, видов выполняемых услуг и месторасположения (городская или дорожная). Например, для городских станций согласно ОНТП в проектах принимается Драб.г= 305 дней и для дорожных Драб.г= 365 дней, а число смен работы в сутки для этих станций составляет 2. Производственная программа по видам работ для специализированных станций, а также число продаваемых на СТО автомобилей устанавливается заданием на проектирование.
Планировка СТО
Основные принципы планировки станций обслуживания- такие же, как и для АТП. Поэтому ниже рассматриваются лишь некоторые особенности планировочных решений, характерные для СТО. К основным требованиям, которые следует учитывать при разработке планировочных решений станций технического обслуживания, относятся:
расположение основных зон и производственных участков предприятия в соответствии со схемой технологического процесса в одном здании без деления предприятия на мелкие помещения; стадийное развитие СТО, предусматривающее её расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования; обеспечение удобства для клиентов путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются. Генеральный план. При разработке генерального плана СТО, аналогично АТП, следует руководствоваться соответствующими строительными нормами и правилами (СНиП), а также ОНТП и ВСН. СТО должны в основном размещаться в промышленных и коммунально-складских зонах, а также на магистральных улицах и дорогах при соблюдении установленных нормативных разрывов. На территории СТО помимо основного здания станции и очистных сооружений обычно предусматриваются открытая стоянка для автомобилей, ожидающих обслуживания и стоянка готовых автомобилей, которые желательно устраивать закрытыми (под навесом). Зарубежный опыт. По своему устройству, оборудованию и организации технологических процессов зарубежные СТО весьма разнообразны. Большинство станций универсальны и обслуживают автомобили любых марок, но есть и такие, которые обслуживают автомобили определенной марки. Строительство СТО осуществляется как по типовым проектам, так и индивидуальным. Наибольший интерес представляют типовые проекты. Для городских станций обслуживания применяется блокированная и разобщенная компоновка СТО. Так, если для предприятий «Фиат» характерна блокированная компоновка с функциональным разграничением и взаимосвязью отдельных производственных зон, то фирма «Рено» предпочитает разобщенную застройку СТО, что, по мнению фирмы, облегчает поэтапный ввод станций технического обслуживания и её дальнейшее расширение. Широкое применение при строительстве станций технического обслуживания в промышленно развитых странах находят легкие металлические конструкции, обеспечивающие быстрый монтаж и пуск в эксплуатацию предприятия. Таблица Показатели типовых проектов станций технического обслуживания разработки Техмашпроекта
Институтом Техмашпроект (Польша) разработан типовой ряд станции технического обслуживания на 4,15 и 30 рабочих постов из сборных металлических конструкций при модульной сетке 18х6 м. На СТО предусматривается проведение ТО и ТР автомобилей в течение гарантийного и послегарантийного периода эксплуатации. Ремонт осуществляется на базе замены неисправных деталей и агрегатов. СТО на четыре поста запроектирована с учётом её расширения до шести постов. СТО на 15 и 30 постов имеют магазин по продаже запасных частей, средств по уходу за автомобилями и автопринадлежностей. Несмотря на развитую сеть предприятий автосервиса, за рубежом имеются и станции самообслуживания различных типов. Оплата услуг и товаров осуществляется с помощью монетных автоматов, в связи с чем отпадает необходимость в обслуживающем персонале. Автоматы фиксируют время нахождения на посту, количество и стоимость затраченных материалов. Продажа запчастей, заправка топливом и мойка автомобилей производятся круглосуточно, посты обслуживания работают 12 ч в сутки. Дорожные СТО, как правило, сооружаются вместе с автозаправочными станциями.
Основные показатели и оценка проектных решений СТО. К основным показателям СТО относятся: число комплексно обслуживаемых автомобилей в год, полезная площадь здания и площадь участка. Основными исходными данными, принятыми в проектах для расчета этих показателей, являются трудоёмкость ТО и ТР на один автомобиль в год и режим работы СТО. Отличие этих исходных данных отражается на основных показателях СТО. Так, чем больше принятая трудоёмкость ТО и ТР на один автомобиль при одинаковом режиме работы станции, тем меньше пропускная способность СТО и наоборот. Поэтому для определения технико- экономических показателей и оценки технического уровня проектных решений СТО по аналогии с АТП в соответствии с ОНТП используются не абсолютные, а удельные показатели на один рабочий пост: число производственных рабочих; площадь производственно- складских помещений, м2; площадь административно- бытовых помещений, м2; площадь территории, м2; число комплексно обслуживаемых автомобилей (заездов) в год.
Значения удельных показателей для городских СТО рассчитаны для следующих эталонных условий: число рабочих постов - 10, среднегодовой пробег одного автомобиля- 10,0 тыс. км; климатический район- умеренно холодный; условия водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения- от городских сетей. Для дорожных СТО- число рабочих постов- 3; тип подвижного состава- легковые и грузовые автомобили, автобусы. Для условий, отличающихся от эталонных, все показатели для городских СТО в зависимости от общего числа рабочих постов СТО (ТО, ТР, коммерческой мойки, противокоррозионной обработки, предпродажной подготовки) корректируются Показатели дорожных СТО не корректируются. Абсолютные значения нормативных технико- экономических показателей СТО определяются произведением соответствующих удельных показателей для эталонных условий на коэффициенты приведения и общее число рабочих постов СТО: Р= руд (эт) kрхоб; Sт=sуд.тkрхоб; Sп=sуд.п(эт)kрхоб; N=Nуд(эт)kрkклkпkкхоб; Sа=sуд.а(эт)kрхоб; Nзi=Nуд.зi(эт)kрkклkпkкхоб , где Р- общее число производственных рабочих; Sт, Sп, Sа соответственно общая площадь территории, производственно- складских административно-бытовых помещений, м2; N - общее число комплексно обслуживаемых автомобилей в год; N, - общее число заездов автомобилей в год на коммерческую мойку, или противокоррозионную обработку, или предпродажную подготовку; Xоб - общее число постов СТО; kp, kкл, kп, kк - коэффициенты, учитывающие соответственно, число постов СТО, класс легковых автомобилей, среднегодовой пробег одного автомобиля, климатический район. Оценка технологической прогрессивности проектных решений СТО в основном определяется вышеприведенными показателями в сопоставлении с действующими типовыми проектами СТО, а также наиболее прогрессивными решениями индивидуальных проектов и действующих станций обслуживания. Сопоставление удельных показателей типовых проектов Гипротранса (Санкт- Петербург), ВАЗа и Гипроспецавтотранса городских СТО различной мощности показывает, что пропускная способность рабочего поста, т.е. число обслуживаемых автомобилей в год, колеблется для различных станций от 116 до 260. Такой диапазон значений зависит от принятых в проектах трудоемкости работ ТО и ТР на один автомобиль в год и режима работы станции обслуживания.
Т а б л и ц а Удельные показатели проектов городских СТО при различном числе постов
Например, в проектах Гипроавтотранса (Санкт- Петербург) трудоёмкость работ по ТО и ТР на один автомобиль в год составляет от 51,5 до 64,5 чел- ч (в зависимости от мощности СТО) при работе станций 357 дней в году в 1,5 смены, а в проекте спецавтоцентра ВАЗа на 50 рабочих постов эта трудоемкость принята 36 чел- ч при работе центра 253 дня в году в 2 смены. Указанное различие в трудоемкости работ в известной степени объясняется тем, что проекты Гипроавтотранса (Санкт-Петербург) выполнены для строительства универсальных СТО по обслуживанию и ремонту нескольких моделей автомобилей, а проект спецавтоцентра ВАЗа- только для автомобилей ВАЗ. В связи с этим расчётная пропускная способность рабочего поста по проектам Санкт- Петербургского филиала Гипроавтотранса составляет 116- 182 автомобилей в год, а по проекту спецавтоцентра ВАЗа- 260 автомобилей Поэтому сопоставление удельных показателей в разработанных проектных решениях с типовыми необходимо производить с учетом принятой годовой трудоёмкости ТО и ТР на один автомобиль в год и режима работы станции. Анализ удельных показателей СТО показывает, что с увеличением мощности СТО возрастают число автомобиле- мест, площади, строительный объем здания, численность работающих на один рабочий пост. Это объясняется расширением функций крупных СТО, что связано с увеличением общего числа автомобиле- мест, использованием для обслуживания и ремонта более дорогостоящего оборудования, средств механизации и автоматизации. В то же время срок окупаемости у больших СТО за счет более высокой их рентабельности в 2- 3 раза ниже, чем у СТО малой и средней мощности.
Особенности проектирования автотранспортных предприятий, эксплуатирующих газобаллонные автомобили Список литературы:
Сокращения, термины и определения АГНКС - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция; Термины: Термин "аварийная вентиляция" означает вентиляцию, предусматриваемую в производственных помещениях для удаления внезапных выбросов больших количеств вредных или горючих газов, паров или аэрозолей. Термин "взрывоопасная смесь" означает газо-воздушную смесь, концентрация горючего газа или пара в которой находится между нижним и верхним концентрационными пределами распространения пламени. Термин "газобаллонный автомобиль " означает автомобиль, двигатель которого работает на сжатом или сжиженном газе, заключенном в установленных на автомобиле баллонах. Термин "гараж" означает автостоянку, имеющую хотя бы на одном машиноместе или в каком-либо помещении специальное (диагностическое, сварочное, покрасочное и др.) оборудование для технического обслуживания или ремонта автомобилей. Термин "допустимая удельная масса газа" означает массу горючего газа, приходящуюся на единицу объема помещения, при воспламенении которой расчетное избыточное давление взрыва в помещении не превышает 5 кПа. Термин "допустимый объем помещения" означает объем помещения, в котором при воспламенении заданной газо-, паро- или пылевоздушной смеси расчетное избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа. Термин "закрытая автостоянка" означает автостоянку со сплошными наружными стеновыми ограждениями в помещении хранения автомобилей. Термин "механизированная автостоянка" означает автостоянку, в которой доставка автомобилей с посадочного этажа в места хранения и обратно осуществляется без участия водителей. Термин "опасная концентрация" означает концентрацию горючего газа в воздухе помещения более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени. Термин "открытая автостоянка" означает автостоянку без сплошных наружных стеновых ограждений (незакрывающиеся проемы в наружных ограждениях расположены по крайней мере на двух противоположных фасадах наибольшей протяженности. Термин "площадка для хранения автомобилей (автоплощадка)" означает обустроенную территорию, предназначенную для хранения автомобилей, не имеющую боксов и специального оборудования для ремонта и обслуживания автомобилей, за исключением эстакад. Термин "помещение хранения автомобилей" означает основное по функциональному назначению помещение, в котором размещены места хранения автомобилей (машиноместа). Термин "помещение" означает пространство в здании, ограниченное строительными конструкциями. Термин "рабочий баллон" означает один из установленных на ГБА газовых баллонов, из которого осуществляется питание двигателя газом при перемещении ГБА внутри помещений. Термин "стоянка для автомобилей (автостоянка)" означает здание, помещение (часть здания, помещения), предназначенное для хранения автомобилей и не имеющее специального оборудования для их ремонта и обслуживания, за исключением моек, ям, эстакад.
Минимальные расстояния от границ площадки поста выпуска (или поста аккумулирования) газа и дегазации баллонов до зданий и сооружений предприятия следует принимать по таблице. Таблица.
Минимальные расстояния от площадки хранения ГБА до зданий и сооружений предприятия следует принимать по таблице.
Требования к объемно-планировочным решениям зданий На предприятиях допускаются здания I, П и ПI степени огнестойкости. Автостоянки и гаражи для ГБА с двигателями, работающими на КПГ, встраивать в здания иного назначения или располагать ниже уровня земли не допускается. Допускается размещение автостоянок в пристройках к зданиям другого назначения (производственным, административным и бытовым). При этом автостоянки должны быть отделены от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. Автостоянки и гаражи для ГБА с двигателями, работающими на КПГ, могут располагаться в одноэтажных и многоэтажных зданиях. Допустимую этажность и площадь этажа автостоянки закрытого типа в пределах пожарного отсека в зависимости от степени огнестойкости здания (сооружения), следует принимать по таблице. Таблица.
Допустимую этажность и площадь этажа автостоянки открытого типа в пределах противопожарного отсека следует принимать по таблице.
Помещения для хранения, ТО и ТР ГБА следует размещать в зданиях и сооружениях I и II степени огнестойкости. В многоэтажных зданиях и сооружениях, предназначенных преимущественно для хранения автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, ГБА должны располагаться на верхних уровнях. Требования пожарной безопасности для эксплуатационной зоны предприятия Пост проверки герметичности газобаллонного оборудования Посты выпуска и аккумулирования природного газа и дегазации баллонов Открытые площадки для хранения газобаллонных автомобилей на компримированном природном газе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|