Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологический расчет СТО




 

Структура и задачи технологического расчета станций технического обслуживания аналогичны расчету автотранспортных предприятий. Отличительной особенностью технологического расчета станций обслуживания от расчета АТП является то, что заезды автомобилей на СТО для выполнения всех видов работ носят вероятностный характер. На АТП к таким работам относятся только ТР, а ЕО, ТО-1 и ТО-2 планируются в соответствии с производственной программой. В технологическом расчёте СТО производственная программа по видам технических воздействий не определяется, а принимается в соответствии с заданной мощностью станции обслуживания. Для городских СТО производственная программа характеризуется числом комплексно обслуживаемых автомобилей в год, т.е. автомобилей, которым на станции выполняется весь комплекс работ по поддержанию их в технически исправном состоянии в течение года. Производственная программа дорожных СТО определяется общим суточным числом заездов автомобилей на станцию для оказания им технической помощи. Производственная программа станций обслуживания является основным показателем для расчета годовых работ, на основе которых определяются численность рабочих, число постов и автомобиле- мест для ТО, ТР и хранения, площади производственных, складских, административно- бытовых и других помещений.

Исходные данные. Исходными данными для расчета являются:

-число автомобилей, обслуживаемых СТО в год и тип станции обслуживания (универсальная или специализированная по определенной модели автомобиля);

-среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей (для городских станций);

-число заездов автомобилей на станцию обслуживания в год (для городских станций) и в сутки (для дорожных станций);

-режим работы станции обслуживания;

-производственная программа по видам выполняемых работ (только для специализированных станций по видам работ);

-число продаваемых автомобилей.

Число обслуживаемых автомобилей и тип СТО определяется соответствующим обоснованием.

Среднегодовой пробег автомобилей индивидуального пользования зависит от многих факторов и принимается на основе отчетных (статистических) данных.

Число заездов в год на городскую СТО одного комплексно обслуживаемого автомобиля согласно ОНТП для проведения ТО и ТР принимается равным 2, уборочно- моечных работ- 5 и для выполнения работ по противокоррозионной защите кузова - 1. Для дорожных станций число заездов автомобилей определяется в зависимости от интенсивности движения на автомобильной дороге. Режим работы СТО определяется числом дней работы в году предприятия Драб.г и продолжительностью рабочего дня.

Режим работы СТО должен выбираться исходя из наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах по ТО и ТР принадлежащих им автомобилей. Этот режим будет зависеть от назначения станции, видов выполняемых услуг и месторасположения (городская или дорожная). Например, для городских станций согласно ОНТП в проектах принимается Драб.г= 305 дней и для дорожных Драб.г= 365 дней, а число смен работы в сутки для этих станций составляет 2.

Производственная программа по видам работ для специализированных станций, а также число продаваемых на СТО автомобилей устанавливается заданием на проектирование.

 

Планировка СТО

 

Основные принципы планировки станций обслуживания- такие же, как и для АТП. Поэтому ниже рассматриваются лишь некоторые особенности планировочных решений, характерные для СТО.

К основным требованиям, которые следует учитывать при разработке планировочных решений станций технического обслуживания, относятся:

расположение основных зон и производственных участков предприятия в соответствии со схемой технологического процесса в одном здании без деления предприятия на мелкие помещения;

стадийное развитие СТО, предусматривающее её расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования;

обеспечение удобства для клиентов путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.

Генеральный план. При разработке генерального плана СТО, аналогично АТП, следует руководствоваться соответствующими строительными нормами и правилами (СНиП), а также ОНТП и ВСН.

СТО должны в основном размещаться в промышленных и коммунально-складских зонах, а также на магистральных улицах и дорогах при соблюдении установленных нормативных разрывов.

На территории СТО помимо основного здания станции и очистных сооружений обычно предусматриваются открытая стоянка для автомобилей, ожидающих обслуживания и стоянка готовых автомобилей, которые желательно устраивать закрытыми (под навесом).

Зарубежный опыт. По своему устройству, оборудованию и организации технологических процессов зарубежные СТО весьма разнообразны. Большинство станций универсальны и обслуживают автомобили любых марок, но есть и такие, которые обслуживают автомобили определенной марки. Строительство СТО осуществляется как по типовым проектам, так и индивидуальным. Наибольший интерес представляют типовые проекты.

Для городских станций обслуживания применяется блокированная и разобщенная компоновка СТО. Так, если для предприятий «Фиат» характерна блокированная компоновка с функциональным разграничением и взаимосвязью отдельных производственных зон, то фирма «Рено» предпочитает разобщенную застройку СТО, что, по мнению фирмы, облегчает поэтапный ввод станций технического обслуживания и её дальнейшее расширение.

Широкое применение при строительстве станций технического обслуживания в промышленно развитых странах находят легкие металлические конструкции, обеспечивающие быстрый монтаж и пуск в эксплуатацию предприятия.

Таблица Показатели типовых проектов станций технического обслуживания разработки Техмашпроекта

Показатель Число рабочих постов СТО
     
Число обслуживаемых автомобилей в год при трудо­емкости ТО и ТР на один автомобиль, чел-ч:      
       
       
Число рабочих дней в году СТО      
" смен      
Общее число работающих      
В том числе производственных рабочих      
Площадь застройки главного корпуса, м2      
В том числе административно- бытовой части, м2      

 

Институтом Техмашпроект (Польша) разработан типовой ряд станции технического обслуживания на 4,15 и 30 рабочих постов из сборных металлических конструкций при модульной сетке 18х6 м. На СТО предусматривается проведение ТО и ТР автомобилей в течение гарантийного и послегарантийного периода эксплуатации. Ремонт осуществляется на базе замены неисправных деталей и агрегатов. СТО на четыре поста запроектирована с учётом её расширения до шести постов. СТО на 15 и 30 постов имеют магазин по продаже запасных частей, средств по уходу за автомобилями и автопринадлежностей. Несмотря на развитую сеть предприятий автосервиса, за рубежом имеются и станции самообслуживания различных типов. Оплата услуг и товаров осуществляется с помощью монетных автоматов, в связи с чем отпадает необходимость в обслуживающем персонале. Автоматы фиксируют время нахождения на посту, количество и стоимость затраченных материалов. Продажа запчастей, заправка топливом и мойка автомобилей производятся круглосуточно, посты обслуживания работают 12 ч в сутки.

Дорожные СТО, как правило, сооружаются вместе с автозаправочными станциями.

 

Основные показатели и оценка проектных решений СТО.

К основным показателям СТО относятся: число комплексно обслуживаемых автомобилей в год, полезная площадь здания и площадь участка. Основными исходными данными, принятыми в проектах для расчета этих показателей, являются трудоёмкость ТО и ТР на один автомобиль в год и режим работы СТО. Отличие этих исходных данных отражается на основных показателях СТО. Так, чем больше принятая трудоёмкость ТО и ТР на один автомобиль при одинаковом режиме работы станции, тем меньше пропускная способность СТО и наоборот. Поэтому для определения технико- экономических показателей и оценки технического уровня проектных решений СТО по аналогии с АТП в соответствии с ОНТП используются не абсолютные, а удельные показатели на один рабочий пост: число производственных рабочих; площадь производственно- складских помещений, м2; площадь административно- бытовых помещений, м2; площадь территории, м2; число комплексно обслуживаемых автомобилей (заездов) в год.

Значения удельных показателей для городских СТО рассчитаны для следующих эталонных условий: число рабочих постов - 10, среднегодовой пробег одного автомобиля- 10,0 тыс. км; климатический район- умеренно холодный; условия водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения- от городских сетей. Для дорожных СТО- число рабочих постов- 3; тип подвижного состава- легковые и грузовые автомобили, автобусы.

Для условий, отличающихся от эталонных, все показатели для городских СТО в зависимости от общего числа рабочих постов СТО (ТО, ТР, коммерческой мойки, противокоррозионной обработки, предпродажной подготовки) корректируются

Показатели дорожных СТО не корректируются.

Абсолютные значения нормативных технико- экономических показателей СТО определяются произведением соответствующих удельных показателей для эталонных условий на коэффициенты приведения и общее число рабочих постов СТО:

Р= руд (эт) kрхоб; Sт=sуд.тkрхоб;

Sп=sуд.п(эт)kрхоб; N=Nуд(эт)kрkклkпkкхоб;

Sа=sуд.а(эт)kрхоб; Nзi=Nуд.зi(эт)kрkклkпkкхоб ,

где Р- общее число производственных рабочих; Sт, Sп, Sа соответственно общая площадь территории, производственно- складских административно-бытовых помещений, м2; N - общее число комплексно обслуживаемых автомобилей в год; N, - общее число заездов автомобилей в год на коммерческую мойку, или противокоррозионную обработку, или предпродажную подготовку; Xоб - общее число постов СТО; kp, kкл, kп, kк - коэффициенты, учитывающие соответственно, число постов СТО, класс легковых автомобилей, среднегодовой пробег одного автомобиля, климатический район.

Оценка технологической прогрессивности проектных решений СТО в основном определяется вышеприведенными показателями в сопоставлении с действующими типовыми проектами СТО, а также наиболее прогрессивными решениями индивидуальных проектов и действующих станций обслуживания.

Сопоставление удельных показателей типовых проектов Гипротранса (Санкт- Петербург), ВАЗа и Гипроспецавтотранса городских СТО различной мощности показывает, что пропускная способность рабочего поста, т.е. число обслуживаемых автомобилей в год, колеблется для различных станций от 116 до 260. Такой диапазон значений зависит от принятых в проектах трудоемкости работ ТО и ТР на один автомобиль в год и режима работы станции обслуживания.

 

Т а б л и ц а Удельные показатели проектов городских СТО при различном числе постов

Показатель (на один рабочий пост) Гипроавтотранс (Санкт-Петербург) ВАЗ Гипроспецавтотранс
        25* 50* 50*    
Число обслуживае­ мых автомобилей в год                  
Число автомобиле- мест в здании 1,0 2,2 2,3 2,8 2,0 3,4 3,7 2,2 2,5
Общее число работающих   5,4 5,8 6,6 6,4 7,5 7,1 7,7 7,1
Число производственных рабочих 4,3 4,0 4,4 4,9 4,9 5,3 5,5 5,9 5,7
Площадь участка, м2                  
Полезная площадь главного здания, м2                  
Строительный объём главного здания, м3                  

Например, в проектах Гипроавтотранса (Санкт- Петербург) трудоёмкость работ по ТО и ТР на один автомобиль в год составляет от 51,5 до 64,5 чел- ч (в зависимости от мощности СТО) при работе станций 357 дней в году в 1,5 смены, а в проекте спецавтоцентра ВАЗа на 50 рабочих постов эта трудоемкость принята 36 чел- ч при работе центра 253 дня в году в 2 смены.

Указанное различие в трудоемкости работ в известной степени объясняется тем, что проекты Гипроавтотранса (Санкт-Петербург) выполнены для строительства универсальных СТО по обслуживанию и ремонту нескольких моделей автомобилей, а проект спецавтоцентра ВАЗа- только для автомобилей ВАЗ.

В связи с этим расчётная пропускная способность рабочего поста по проектам Санкт- Петербургского филиала Гипроавтотранса составляет 116- 182 автомобилей в год, а по проекту спецавтоцентра ВАЗа- 260 автомобилей

Поэтому сопоставление удельных показателей в разработанных проектных решениях с типовыми необходимо производить с учетом принятой годовой трудоёмкости ТО и ТР на один автомобиль в год и режима работы станции.

Анализ удельных показателей СТО показывает, что с увеличением мощности СТО возрастают число автомобиле- мест, площади, строительный объем здания, численность работающих на один рабочий пост. Это объясняется расширением функций крупных СТО, что связано с увеличением общего числа автомобиле- мест, использованием для обслуживания и ремонта более дорогостоящего оборудования, средств механизации и автоматизации. В то же время срок окупаемости у больших СТО за счет более высокой их рентабельности в 2- 3 раза ниже, чем у СТО малой и средней мощности.

 

 

Особенности проектирования автотранспортных предприятий, эксплуатирующих газобаллонные автомобили

Список литературы:
СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Общие положения.
СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений.
СНиП 2.04.09-84. Пожарная автоматика зданий и сооружений.
СНиП 2.04.08-87*. Газоснабжение.
СНиП 2.09.02-85.* Производственные здания.
СНиП 2.09.04-87.* Административные и бытовые здания.
СНиП 2.11.01-85.* Складские здания.
СНиП 11-89-80.* Генеральные планы промышленных предприятий.
ПУЭ-86 Правила устройства электроустановок
ГОСТ 12.01.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.1.033-81. Пожарная безопасность. Термины и определения.
ГОСТ 27577-87. Газ природный сжатый топливо для автотранспортных средств. Технические условия.
ППБ 01-93. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
НПБ 107-97. Определение категорий наружных установок по пожарной опасности.
НПБ 104-95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.
НПБ 105-95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.
ВППБ 11-01-96. Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта.
Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ-10-115-96).
ВСН 01-89. Предприятия по обслуживанию автомобилей.
РД БТ 39-0147171-003-88. Требования к установке датчиков стационарных газосигнализаторов в производственных помещениях и на наружных площадках предприятий. ТУ нефтегаз.

 

Сокращения, термины и определения
Сокращения:

АГНКС - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция;
ГБА - газобаллонный автомобиль;
ГПС - государственная противопожарная служба;
ГСН - газ сжиженный нефтяной;
ГСП - газовая система питания;
КПГ - компримированный природный газ (до 1994 г. в нормативных документах употреблялся термин "сжатый природный газ - СПГ);
МУ - методические указания;
НКПР - нижний концентрационный предел распространения пламени;
ОБИТС - пункт освидетельствования баллонов КПГ и испытания газовых систем питания;
ПАГ - пост аккумулирования газа и дегазация баллонов КПГ;
ПАГЗ - передвижной автогазозаправщик;
РД - руководящий документ;
САК - система автоматического контроля (воздушной среды)
ТЗП - топливозаправочный пункт;
ТО - техническое обслуживание;
ТР - текущий ремонт.

Термины:
Термин " автомобильный бокс" означает огороженный объем, предназначенный для хранения одного автомобиля.

Термин "аварийная вентиляция" означает вентиляцию, предусматриваемую в производственных помещениях для удаления внезапных выбросов больших количеств вредных или горючих газов, паров или аэрозолей.

Термин "взрывоопасная смесь" означает газо-воздушную смесь, концентрация горючего газа или пара в которой находится между нижним и верхним концентрационными пределами распространения пламени.

Термин "газобаллонный автомобиль " означает автомобиль, двигатель которого работает на сжатом или сжиженном газе, заключенном в установленных на автомобиле баллонах.

Термин "гараж" означает автостоянку, имеющую хотя бы на одном машиноместе или в каком-либо помещении специальное (диагностическое, сварочное, покрасочное и др.) оборудование для технического обслуживания или ремонта автомобилей.

Термин "допустимая удельная масса газа" означает массу горючего газа, приходящуюся на единицу объема помещения, при воспламенении которой расчетное избыточное давление взрыва в помещении не превышает 5 кПа.

Термин "допустимый объем помещения" означает объем помещения, в котором при воспламенении заданной газо-, паро- или пылевоздушной смеси расчетное избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа.

Термин "закрытая автостоянка" означает автостоянку со сплошными наружными стеновыми ограждениями в помещении хранения автомобилей.

Термин "механизированная автостоянка" означает автостоянку, в которой доставка автомобилей с посадочного этажа в места хранения и обратно осуществляется без участия водителей.

Термин "опасная концентрация" означает концентрацию горючего газа в воздухе помещения более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

Термин "открытая автостоянка" означает автостоянку без сплошных наружных стеновых ограждений (незакрывающиеся проемы в наружных ограждениях расположены по крайней мере на двух противоположных фасадах наибольшей протяженности.

Термин "площадка для хранения автомобилей (автоплощадка)" означает обустроенную территорию, предназначенную для хранения автомобилей, не имеющую боксов и специального оборудования для ремонта и обслуживания автомобилей, за исключением эстакад.

Термин "помещение хранения автомобилей" означает основное по функциональному назначению помещение, в котором размещены места хранения автомобилей (машиноместа).

Термин "помещение" означает пространство в здании, ограниченное строительными конструкциями.

Термин "рабочий баллон" означает один из установленных на ГБА газовых баллонов, из которого осуществляется питание двигателя газом при перемещении ГБА внутри помещений.

Термин "стоянка для автомобилей (автостоянка)" означает здание, помещение (часть здания, помещения), предназначенное для хранения автомобилей и не имеющее специального оборудования для их ремонта и обслуживания, за исключением моек, ям, эстакад.


Требования к генеральному плану предприятия

Минимальные расстояния от границ площадки поста выпуска (или поста аккумулирования) газа и дегазации баллонов до зданий и сооружений предприятия следует принимать по таблице.

Таблица.

<TBODY>Сооружения и здания на территории предприятия и вне ее Минимальные расстояние от ПАГ, м
Производственные здания I-П степени огнестойкости (до стен без проемов)  
Производственные здания I-П степени огнестойкости (до проемов), здания III степени огнестойкости (до стен без проемов)  
Здания III степени огнестойкости (до проемов)  
Открытые площадки хранения ГБА и базовых автомобилей  
Административные и бытовые здания: - I-П степени огнестойкости - IП степени огнестойкости 18 21</TBODY>

Минимальные расстояния от площадки хранения ГБА до зданий и сооружений предприятия следует принимать по таблице.
Таблица.

<TBODY>Сооружения и здания на территории предприятия и вне ее Минимальные расстояние от площадки хранения ГБА, м
Производственные здания и сооружения I и П степени огнестойкости со стороны стен без проемов не нормируется
То же со стороны стен с проемами  
Производственные здания и сооружения III степени огнестойкости: - со стороны стен без проемов - со стороны стен с проемами 6 12
Административные и бытовые здания: - I и II степени огнестойкости - III степени огнестойкости 9 15</TBODY>

Требования к объемно-планировочным решениям зданий

На предприятиях допускаются здания I, П и ПI степени огнестойкости.

Автостоянки и гаражи для ГБА с двигателями, работающими на КПГ, встраивать в здания иного назначения или располагать ниже уровня земли не допускается.

Допускается размещение автостоянок в пристройках к зданиям другого назначения (производственным, административным и бытовым). При этом автостоянки должны быть отделены от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

Автостоянки и гаражи для ГБА с двигателями, работающими на КПГ, могут располагаться в одноэтажных и многоэтажных зданиях.

Допустимую этажность и площадь этажа автостоянки закрытого типа в пределах пожарного отсека в зависимости от степени огнестойкости здания (сооружения), следует принимать по таблице.

Таблица.

<TBODY>Степень огнестойкости здания (сооружения) Класс конструктивной пожарной опасности здания (сооружения) Этажность пожарного отсека Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м. кв.
одноэтажного здания многоэтажного здания
I С0      
  С1      
II С0      
  С1     2600</TBODY>

Допустимую этажность и площадь этажа автостоянки открытого типа в пределах противопожарного отсека следует принимать по таблице.
Таблица.

<TBODY>Степень огнестойкости здания (сооружения) Класс конструктивной пожарной опасности здания (сооружения) Этажность пожарного отсека Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м. кв.
одноэтажного здания многоэтажного здания
I С0   15 000 7 800
  С1   10 400 5 200
II С0   7 800 5 200
  С1   5 200 3 500</TBODY>

 

Помещения для хранения, ТО и ТР ГБА следует размещать в зданиях и сооружениях I и II степени огнестойкости. В многоэтажных зданиях и сооружениях, предназначенных преимущественно для хранения автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, ГБА должны располагаться на верхних уровнях.


Требования пожарной безопасности для эксплуатационной зоны предприятия

В эксплуатационной зоне предприятия должны быть расположены:
- пост (посты) проверки герметичности газобаллонного оборудования ГБА;
- пост выпуска КПГ и дегазации баллонов.
В эксплуатационной зоне также могут быть расположены:
- пост аккумулирования КПГ;
- участок (участки) для хранения опорожненных дегазированных автомобильных баллонов для КПГ;
- посты мойки для ГБА;
- открытые площадки для хранения ГБА;
- площадки для размещения передвижных газозаправочных средств;
- площадки для размещения стационарных газозаправочных средств;
- площадка для складирования опорожненных дегазированных автомобильных баллонов.

Пост проверки герметичности газобаллонного оборудования

Площадка поста должна иметь твердое несгораемое покрытие и размеры, равные наибольшему размеру эксплуатируемых ГБА плюс не менее 1 м в каждую сторону.
Для проверки герметичности соединений газовых трубопроводов и вентильных устройств баллонов, расположенных на крыше подвижного состава (например, автобусов, эксплуатируемых на КПГ и т.п.) пост должен иметь стационарную или передвижную лестницу с технологической площадкой на уровне крыши наибольшего по габаритам автотранспортного средства.
Пост проверки газобаллонного оборудования на герметичность может быть организован непосредственно на КПП или на специально выделенной площадке.
Площадка поста может иметь навес из несгораемых материалов, выполненный без ограждающих конструкций. Допускается продуваемое ограждение с площадью постоянно открытых проемов не менее 35 % от площади каждой стороны ограждения.

Посты выпуска и аккумулирования природного газа и дегазации баллонов

Площадки постов выпуска и аккумулирования газа (включая дегазацию баллонов) должны иметь размеры, обеспечивающие въезд наибольшего по габаритам газобаллонного автомобиля (автобуса) плюс не менее 1 м с каждой стороны и быть проездной.
Площадки постов должны иметь сетчатую ограду, высотой не менее 1.5 м и навес, выполненный из негорючих или трудно горючих материалов, а также предупреждающие надписи "Осторожно. Газ", "Не курить".
Площадки постов должны иметь твердое несгораемое покрытие.
Посты выпуска и аккумулирования газа должны иметь шкафные устройства для размещения не менее 2-х баллонов с негорючим (инертным) газом (N2, СО2 и др.), снабженных редуцирующими устройствами.
Труба для выпуска газа должна иметь устройство, препятствующее попаданию атмосферных осадков внутрь трубы.
Посты выпуска и аккумулирования газа должны иметь гибкие шланги с заправочными наконечниками и вентилями ("трехходовыми кранами") для подключения автомобиля к сбросному трубопроводу, а также к баллонам с негорючим (инертным) газом для дегазации автомобильных баллонов.

Места хранения автомобильных опорожненных дегазированных баллонов для компримированного природного газа

Хранение опорожненных дегазированных автомобильных баллонов для КПГ на территории предприятия может быть осуществляться в специальных помещениях.
Допускается хранение опорожненных дегазированных автомобильных баллонов для КПГ на открытых площадках (участках).
Места хранения опорожненных дегазированных автомобильных баллонов могут быть расположены отдельно или совмещены с постом выпуска КПГ или ПАГ.
Открытые площадки (участки) хранения опорожненных дегазированных автомобильных баллонов должны иметь ограждение из металлической сетки по периметру, ограничивающее доступ к баллонам посторонних лиц.

Открытые площадки для хранения газобаллонных автомобилей на компримированном природном газе

Открытые площадки для хранения ГБА должны иметь твердое покрытие и уклоны - в продольном направлении оси автомобиля не более 1%, в поперечном - не более 4%.
Открытые площадки для хранения ГБА допускается оборудовать средствами беспламенного подогрева, в том числе с помощью инфракрасных (беспламенных) газовых горелок, для облегчения запуска двигателей в холодное время (при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 оС) при условии исключения нагрева газовых баллонов, установленных на ГБА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...