Методология проектирования автотранспортных предприятий
Проектирование автотранспортных предприятий должно отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к капитальному строительству и осуществляется по общим правилам проектирования промышленно-производственных предприятий в соответствии со СНиП 11-01-95 Мин. Строительства РФ М., 1995 г. Типовое проектирование АТП, предназначенных для массового строительства, осуществляет институт по проектированию авторемонтных и автотранспортных предприятий и сооружений (Гипроавтотранс). Специальные проекты АТП, отдельных зданий, а также привязку проектов выполняют наряду с Гипроавтотрансом различные проектно- технологические бюро региональных автотранспортных ведомств и различные проектные организации, имеющие на это соответствующую лицензию. Необходимыми условиями высококачественного проектирования являются: 1. надлежащее обоснование назначения, мощности и местоположения предприятий; 2. применение научной организации труда и управления, наиболее современных технологических процессов ТО и ремонта ПС и их максимальная механизация; 3. применение наиболее экономичных и эффективных способов хранения автомобилей соответственно их типу и климатическим условиям; 4. кооперация с другими предприятиями, централизация ТО и ремонта автомобилей; 5. целесообразный выбор земельного участка и кооперирования внешних инженерных связей; 6. максимальное сокращение территории предприятия и его размещение в одном блокируемом здании; 7. сокращение площадей и объемов зданий при сохранении заданной мощности предприятия; 8. унификация объемно-планировочных решений здания с применением наиболее экономичных сборных конструкций;
9. широкого применения типовых и повторного использования экономичных индивидуальных проектов. Проектирование предприятия может осуществляться в одну или две стадии. В одну стадию разрабатываются проекты для предприятий, строительство которых будет осуществляться по типовым или повторно применяемым проектам для технически несложных объектов, а также проектов реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий. В других случаях проектирование проводится в две стадии, т.е. разрабатывается проект, а затем, после его утверждения, рабочая документация. Руководящими материалами при проектировании служат: 1. директивные указания и постановления по общим вопросам проектирования и строительства и перспективные планы развития автомобильного транспорта; 2. положения, инструкции и правила по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей; 3. строительные нормы и правила проектирования; 4. типовые и рекомендованные индивидуальные проекты; 5. табель технологического оборудования АТП; 6. типовые штаты АТП; 7. ТЭП проектов, нормативы удельных капитальных вложений в объекты АТ.
Непосредственному процессу проектирования АТП, состоящему из двух стадий (разработка проекта и разработка рабочей документации), предшествует составление задания на проектирование, которое содержит: 1. основание для проектирования (постановление или приказ); район, пункт или участок строительства; 2. назначение, специализация, функции, режим работы предприятия; 3. предполагаемое расширение предприятия и очередность строительства; 4. основные источники обеспечения АТП электроэнергией, водой, теплом, газом; 5. условия по очистке и сбору сточных вод; 6. стадийность и стоимость строительства; 7. ТЭ обоснование, строительный паспорт участка с архитектурно- планировочным заданием на его застройку. Задание на проектирование согласовывается с проектной организацией, разработавшей проект, и утверждается той же инстанцией, которой подлежит утверждение технического проекта.
Задание на проектирование АТП может содержать в одном случае- подробную его характеристику с указанием численности, типа и режима работы ПС, производственных возможностей, кооперации, источников снабжения; в другом- только данные о грузообороте, подлежащем освоению подвижным составом, проектируемого АТП; в третьем- лишь указания о местных отраслях народного хозяйства, транспортное обслуживание которых возлагается на проектируемое АТП. Объем проекта для каждого из указанных случаев будет различным. В первом случае он не будет содержать каких- либо транспортных изысканий; во втором- изыскания будут ограничены лишь расчетом ПС по заданному грузообороту, в третьем- он будет содержать решение всех вопросов организации перевозок. При составлении задания на проектирование важное значение имеет выявление возможности применения типового проекта, который обеспечивает высокую эффективность не только в самом проектировании, но, главное, в строительстве и эксплуатации предприятия. Если номенклатура действующих типовых проектов содержит проект аналогичного назначения, соответствующего местным условиям и близкого по своей характеристике к проектируемому объекту, задание должно предусматривать привязку данного типового проекта. Выбор типового проекта требует обязательного учета перспектив предприятия, возможности изменения его назначения или типа и численности ПС. Технический проект разрабатывается на основании утвержденного задания на проектирование и имеет целью разработать основные проектные решения, обеспечивающие: 1. качественное выполнение производственной программы предприятия, хранения ПС, надлежащее осуществление технологических процессов, наличие необходимых производственных кадров; 2. правильное использование территории, отведенной под застройку и рациональный генплан; 3. прогрессивные и экономичные объемно- планировочные решения основных зданий; 4. эффективность капитальных вложений и высокие ТЭП предприятия. Технический проект состоит из нескольких частей: общей части и частей, соответствующих специальностям проектирования.
Из частей, входящих в состав проекта, наиболее специфичными для АТП являются технологическая и экономическая части. Содержание остальных частей является обычным для данной стадии проектирования в любой отрасли строительства. Технологическая часть проекта состоит из расчетно-пояснительной записки, схемы генплана предприятия и принципиальной планировки его основных элементов с указанием расположения ПС, путей его движения, а также планировки основного технологического оборудования. Расчетно-пояснительная записка содержит основные этапы технологического проектирования, а именно:
ß
ß
ß
ß
ß
При разработке проектов новых АТП исходные данные могут быть даны или рассчитаны исходя из годового объема перевозок грузов или пассажиров, что требует обоснования типа подвижного состава и расчета его количества. При реконструкции действующего АТП исходные данные принимаются исходя из опыта работы с учетом перспективы и условий развития данного предприятия. Расчет производственной программы, объемов работ и численности работающих производится на основе исходных данных, при этом определяется: - периодичность видов ТО, пробег до КР или ресурсный пробег до списания автомобиля, трудоемкость ТО и ТР для данного АТП с учетом конкретных условий эксплуатации ПС; - годовая и суточная производственные программы по ТО; - годовые объемы работ по ТО, ТР и вспомогательных работ АТП, их распределение по производственным зонам и участкам предприятия;
- численность производственного персонала; - численность вспомогательных рабочих, эксплуатационного (водителей), административно- управленческого, инженерно- технического и младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны.
Технологический расчет производственных зон, участков и складов состоит из: 1. расчета числа постов и линий для ТО, числа постов для ТР; 2. определения потребности в технологическом оборудовании; 3. расчета уровня механизации производственных процессов ТО и ТР; 4. определения состава и расчета площадей производственных, складских помещений, площадей зон хранения и административно-бытовых помещений. Состав помещений автономного АТП. 1. Зоны ТО и ТР: · ЕО; · ТО-1; · ТО-2; · Д-1, Д-2; · ТР. 2. Производственные участки ТР: · агрегатный; · слесарно- механический; · электротехнический; · аккумуляторный; · ремонта приборов системы питания; · шиномонтажный; · вулканизационный; · кузнечно- рессорный; · медницкий; · сварочный; · жестяницкий; · арматурный; · деревообрабатывающий; · обойный; · окрасочный; · таксометровый; · радиоремонтный. 3. Склады: · агрегатов; · запасных частей; · материалов; · шин; · смазочных материалов; · лакокрасочных материалов; · химикатов; · промежуточный склад; · инструментально- раздаточная кладовая. 4. Зона хранения (стоянки) · открытая площадка без подогрева; · открытая площадка с подогревом; · здание для закрытого хранения; · навес. 5. Административно- бытовые помещения: · административные; · санитарно- бытовые; · медицинского обслуживания; · общественного питания; · культурного обслуживания; · общественных организаций.
Разработка планировочных решений. На этом этапе на основании результатов технологического расчета, требований технологического процесса и унификации строительных параметров разрабатываются технологические планировки зон и участков, объемно- планировочные решения зданий предприятия и общее планировочное решение АТП. Технологическая планировка зон и участков представляет собой план расстановки постов, зон, автомобиле- мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно- транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование. Для разработки общего объемно- планировочного решения зданий в ряде случаев недостаточно иметь площади отдельных помещений, полученные в результате расчета по удельным показателям, а необходимо знать геометрические размеры и конфигурацию отдельных зон и участков, что требует укрупненной проработки их планировочных решений. Поэтому в ряде случаев проработка планировочных решений отдельных зон и участков производится одновременно с разработкой общего объемно- планировочного решения зданий АТП. Окончательный вариант технологических планировок зон и участков принимается на основе размеров помещений исходя из принятого общего объемно- планировочного решения зданий.
Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатывается с учетом требований ОНТП и ВСН. С учетом противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ: 1) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки автомобилей топливом; 2) постов ТО-1, ТО-2, Д-1, разборочно- сборочных и регулировочных работ ТР; 3) постов Д-2. При размещении постов ТО и ТР необходимо руководствоваться нормируемыми расстояниями между автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания. Разработка планировочных решений производственных участков производится в соответствии с технологией работ, требованиями научной организации труда, ОНТП и ВСН. Для выполнения отдельных видов работ ТР с учетом их противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ (или отдельных видов работ, входящих в группу): 1) агрегатных, слесарно- механических, электротехнических и радиоремонтных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря; 2) испытания двигателей; 3) ремонта приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей; 4) ремонта аккумуляторных батарей; 5) шиномонтажных и вулканизационных работ; 6) таксометровых работ; 7) кузнечно- рессорных, медницких, сварочных, жестяницких и арматурных работ; 8) деревообрабатывающих и обойных работ; 9) окрасочных работ. Расстановка оборудования на участках должна выполняться с учетом необходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормативных расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами зданий. Разработка общего планировочного решения является наиболее сложным и ответственным этапом проектирования. Оптимально разработанная планировка АТП при прочных равных условиях способствует существенному повышению производительности труда. Сложность разработки планировочного решения заключается в том, что на его выбор оказывает влияние большое число факторов: ·назначение, мощность и состав предприятия; ·численность, тип и характеристика подвижного состава; ·климатические условия; ·производственная программа и организация технологического процесса; ·характеристика и размеры земельного участка; ·применяемые строительные конструкции и материалы. В каждом конкретном случае выбору планировочного решения должны предшествовать анализ указанных факторов и их влияние на планировку АТП. Оценка результатов проектирования производится на основе сопоставления проектных показателей с нормативными, с целью определения технического уровня разработанных проектных решений. Подготовка технологических заданий. Они необходимы для разработки смежных частей проекта (строительной, электротехнической, экономической). Этот этап является завершающим в технологическом проектировании АТП. Конечным результатом технологического проектирования является разработка генплана, определяющая расположение предприятия на участке и организацию движения на его территории, а также принципиальную планировку его основных элементов, определяющую взаимное расположение помещений и их размеры. Схему генплана выполняют в масштабе 1:500 или 1:1000, планировку зданий- 1:200 или 1:400 и планировку оборудования- 1:100. Экономическая часть проекта состоит из расчетно- пояснительной записки, содержащей: 1. обоснование расположения и мощности предприятия; 2. характеристику и анализ капитальных вложений и основных фондов предприятия; 3. характеристику условий снабжения и кооперирования; 4. расчет фонда заработной платы, накладных расходов и оборотных средств; 5. калькуляцию себестоимости содержания и эксплуатации ПС; 6. технико- экономические показатели проекта и их анализ. ТЭП используются для: 1. оценки результатов технологического проектирования; 2. укрупненных расчетов при выборе путей развития и совершенствования ПТБ; 3. при анализе ПТБ. ТЭП- это удельное значение нормативов численности производственных рабочих, постов ЕО, ТО, ТР, площадей производственно- складских и административно- бытовых помещений на один автомобиль для эталонных условий. Эталонные условия: 1. списочное количество технологически совместимого ПС=300; 2. тип и модель (базовая) автомобиля: легковые среднего класса ГАЗ 2410; автобусы большого класса ЛиАЗ 5256; грузовые автомобили большой грузоподъемности- Камаз 5320. среднесуточный пробег единицы ПС = 250 км. Условия хранения- открытые без прогрева, причем расстановка 50% ПС имеет независимый выезд по углу к оси проезда 900.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|