Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Саламандра




 

 

Она не только живущий в огне дракон, но также (коль словарь Академии

не ошибается) " насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного цвета,

с симметрично-желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей более известна

легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена в это руководство.

В книге X своей " Истории" Плиний заявляет, что саламандра столь холодна,

что от соприкосновение с нею гаснет огонь: в книге XXI он снова повторяет,

скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое

ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров. В книге XI он

говорит о крылатом четвероногом животном " пираусте", живущем в пламени

кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь,

она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний

миф о саламандре.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти,

а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге XXI " Града Божия" святого Августина есть глава с названием " Могут

ли тела существовать в огне", и начинается она так:

" К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того,

чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и

жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие

их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно

того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы

мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что

действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны,

которые тем не менее обитают в огне".

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому

преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги " Испанского

Парнаса", где " воспеваются подвиги любви и красоты":

 

               Я, точно Феникс, яростным объят

               Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,

               И в силе мужеской его я убеждаюсь,

               Что он отец, родивший многих чад.

 

               И саламандры пресловутый хлад

               Его не гасит, честью в том ручаюсь.

               Жар сердца моего, в котором маюсь,

               Ей не почем, хоть мне он сущий ад.

 

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное

послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей,

византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень

чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке

из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале,

показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном

из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в

темноте. В одном из абзацев сказано: " В наших краях водится червь,

называемый " саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые

придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы

эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых тканях, которые

очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX).

Поло поясняет: " Саламандра - не животное, а субстанция". Однако ему

вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под

видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что

саламандра существуют. На одной из страниц своей " Жизни" Бенвенуто Челлини

рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось

существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что

это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко

доступное людям, запечатлелось в его памяти.

В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. При таком

толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил

Цицерон в книге " De natura deorum" [" О природе богов" (лат. )], становится

понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач

Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех " корней всего сущего",

разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют

историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы " корней", которые римляне

позднее назовут " элементами", они-то и разъединяются. Эти " корни" - огонь,

земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее

другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но

люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. " У

четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще

продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история",

- писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось

равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде,

должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки

требовалось, чтобы существовали саламандры.

В другой статье мы расскажем, как у Аристотеля появились животные,

обитающие в воздухе.

Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь

помогает ей менять кожу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...