Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стоглав. Сцилла. Симург. Термические существа




СТОГЛАВ

 

 

Стоглав - это рыба, порожденная сотнею бранных слов, произнесенных в

течение жизни, во всем остальном безупречной. В одной китайской биографии

Будды рассказывается, что он как-то повстречал рыбака, тащившего из воды

сеть. С большим трудом рыбак выволок на берег огромную рыбу, у которой

были головы обезьяны, собаки, лошади, лисы, свиньи, тигра и так далее -

всего сто голов.

- Ты Капила? - спросил Будда у рыбы.

- Да, это я, - ответил стоглав и испустил дух.

Будда объяснил своим ученикам, что в предыдущем воплощении Капила был

брахманом, который стал монахом и был непревзойденным знатоком священных

книг. Когда его собратья и ученики неправильно читали какое-то слово,

Капила имел обыкновение обзывать их " обезьянья голова", " собачья голова",

" лошадиная голова" и тому подобное. После его смерти, по закону кармы, он

из-за столь многих бранных слов должен был воплотиться в морское чудовище,

обремененное всеми теми головами, которыми он награждал своих

собратьев-монахов.

 

 

СЦИЛЛА

 

 

Прежде чем стать чудовищем и обратиться в скалу, Сцилла была нимфой,

которую полюбил Главк, один из морских богов. Дабы ее покорить, Главк

попросил о помощи Кирку, которая славилась знанием трав и волшебства.

Однако Кирка сама влюбилась в Главка, да только никак не могла заставить

его забыть Сциллу. И, чтобы наказать соперницу, она вылила сок ядовитой

травы в источник, в котором нимфа купалась. Далее, по словам Овидия

(" Метаморфозы", XIV, 59 - 67):

 

        Сцилла пришла и до пояса в глубь погрузилась затона,

        Но неожиданно зрит, что чудовища некие мерзко

        Лают вкруг лона ее. Не поверив сначала, что стали

        Частью ее самое, бежит, отгоняет, страшится

        Песьих дерзостных морд, - но в бегство с собою влечет их,

        Щупает тело свое, и бедра, и икры, и стопы. -

        Вместо знакомых частей обретает лишь пасти собачьи.

        Все - лишь неистовство псов; промежности нет, но чудовищ

        Спины на месте ее вылетают из полной утробы.

 

Она чувствует, что стоит на двенадцати ногах, что у нее шесть голов и

в каждой голове - три ряда зубов. Такая метаморфоза настолько ее

устрашила, что Сцилла бросилась в пролив, разделяющий Италию и Сицилию,

где боги превратили ее в скалу. Когда во время бури ветер загоняет суда в

каменистые расщелины скалы, моряки, по их словам, слышат доносящийся

оттуда жуткий рев.

Эту легенду можно также найти у Гомера и у Павсания.

 

 

СИМУРГ

 

 

Симург - бессмертная птица, гнездящаяся в ветвях Древа Познания.

Бертон приравнивает ее к скандинавскому орлу, который, согласно Младшей

Эдде, наделен всезнанием и гнездится в ветвях Вселенского Древа,

называемого Иггдрасиль.

В " Талаба" (1801) Саути и в " Искушении святого Антония" (1874)

Флобера упоминается Симург Анка. Флобер низводит его до положения слуги

королевы Белкис и описывает как птицу с оранжевым металлическим оперением,

с человеческой головкой, с четырьмя крыльями, ястребиными когтями и

огромным павлиньим хвостом. В первоисточниках Симург - особа более важная.

Фирдоуси в " Книге о царях", где собраны и переложены в стихи древние

иранские легенды, называет его приемным отцом Заля, отца героя его поэмы.

Фарид-ад-Дин Аттар в XIII веке возвышает его до символа или образа

божественности. Это изложено в " Мантик-аль-Тайр" (" Беседе птиц" ).

Содержание аллегории, состоящей из примерно четырех с половиной тысяч

двустиший, прелюбопытно. Обитающий где-то далеко царь птиц Симург роняет в

центре Китая великолепное перо; птицы, которым постыли раздоры, решают

отыскать его. Они знают, что имя царя означает " тридцать птиц", знают, что

его дворец находится на Кафе, горе, или горной кольцевидной гряде,

окружающей землю. Вначале некоторые птицы выказывают малодушие: соловей

ссылается на свою любовь к розе; попугай - на свою красоту, ради которой

он должен жить в клетке; куропатка не может расстаться со своими холмами,

цапля - с болотами и сова - с развалинами. В конце концов они пускаются в

дерзновенное это путешествие; преодолевают семь долин или морей; название

предпоследнего из них " Головокружение", последнего - " Уничтожение". Многие

паломники дезертируют, другие погибают при перелете. Тридцать же,

достигших благодаря своим трудам очищения, опускаются на гору Симурга.

Наконец они ее узрели, и тут они понимают, что они-то и есть " Симург" и

что " Симург" - это каждая из них и все они вместе.

Космограф Аль Казвини в своих " Чудесах творения" утверждает, что

Симург Анка живет семьсот лет, и когда у него подрастает сын, отец

разжигает костер и бросается в огонь. Как отмечает Лейн, это напоминает

легенду о Фениксе.

 

 

ТАЛОС

 

 

Самые ужасающие создания фантастической зоологии - это живые существа

из металла или камня. Таков яростный бык с медными ногами и рогами,

изрыгавший пламя, которого Ясен с помощью волшебницы Медеи запряг в плуг;

одушевленная статуя из чувствующего мрамора у Кондильяка [Этьен Бонно

Кондильяк (1715 - 1780) - французский философ-сенсуалист, автор " Трактата

об ощущениях" ]; лодочник в " Тысяче и одной ночи" - медный человек со

свинцовой табличкой на груди, испещренной талисманами и цифрами, который

спас третьего календера [календер - член мусульманского монашеского

ордена, живущий подаянием], увезя его в челноке от Магнитной горы; " девы

из мягкого серебра или из ярого золота", которых в мифологии Уильяма

Блейка богиня поймала в шелковую сеть для утехи своего возлюбленного;

металлические птицы, выкормившие Ареса.

К этому перечню можно еще добавить тягловое животное, проворного

дикого кабана Гуллинбурсти, чье имя означает " златощетинный". Ученый

мифолог Пауль Герман пишет: " Это живое создание из металла было выковано в

кузнице искусных карликов; они бросили в огонь свиную шкуру и вытащили

золотого кабана, который мог передвигаться по суше, по морю и по воздуху.

Как ни темна ночь, путь кабана всегда хорошо освещен". Гуллинбурсти вез

колесницу Фрейн, скандинавской богини любви, брака и плодовитости.

И еще есть Талос, страж острова Крит. Некоторые считают этого гиганта

творением Вулкана или Дедала; Аполлоний Родосский говорит о нем в своей

" Аргонавтике" (IV, 1638 - 1648):

" И Талос, бронзовый человек, отбив глыбы от твердокаменного утеса,

помешал им привязать судно, когда они вошли в гавань Дикте. Он был породы

людей из бронзы, из ясеневого дерева, последний уцелевший из сыновей

богов; Хронос подарил его Европе, дабы он был стражем Крита и трижды в

день на своих бронзовых ногах обходил остров. Все его тело, все члены были

бронзовые и неуязвимые; лишь под одним сухожилием на лодыжке была

кроваво-красная жилка, и эту жилку, в которой заключалась жизнь его и

смерть, покрывала тонкая кожица".

И разумеется, из-за этой уязвимой жилки пришел Талосу конец. Медея

околдовала его убийственным своим взглядом, и когда гигант снова принялся

ворочать глыбы на скале, " он поранил себе лодыжку острым обломком, и

оттуда, подобно расплавленному свинцу, хлынула сукровица - вскоре он так и

застыл, высясь на выступающем утесе".

По другой версии мифа Талос, раскалясь докрасна, убивал людей,

обхватывая их своими ручищами. По этой версии бронзового гиганта постигла

смерть от рук Кастора и Поллукса, братьев Диоскуров, которыми руководила

колдунья Медея.

 

 

ТЕРМИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА

 

 

Визионеру и теософу Рудольфу Штейнеру было откровение о том, что наша

планета, прежде чем стать известной нам Землей, прошла через солнечную

стадию, а до нее через Сатурнову стадию. Человек ныне состоит из тела

физического, тела эфирного, тела астрального и из " я"; в начале же

Сатурновой стадии, или эпохи, он был только физическим телом. Тело это

было невидимым и даже неосязаемым, ибо тогда на Земле не было ни твердых

тел, ни жидкостей, ни газов. Были только состояния тепла, термические

формы. В космическом пространстве различные цвета очерчивали правильные и

неправильные фигуры; каждый человек, каждое существо было организмом,

состоящим из меняющихся температур. Согласно свидетельству Штейнера,

человечество в Сатурнову эпоху было слепым, глухим и неосязаемым

скоплением тепла и холода в разных пропорциях. " Для исследователя тепло

есть не что иное, как субстанция еще более тонкая, чем газ", - читаем мы

на одной из страниц труда " Die Geheimwissenschaft im Urnriss" (" Очерк

оккультных наук" ). До солнечной стадии духи огня и архангелы вселяли жизнь

в тела тех " людей", которые тогда начинали сверкать и сиять.

Привиделось ли это Рудольфу Штейнеру во сне? Привиделось ли потому,

что некогда происходило в пучине времени? Несомненно лишь то, что эти

представления более поразительны, чем демиурги, и змеи, и быки прочих

космогоний.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...