ЛЕКЦИЯ. Учет недостач, потерь и порчи материальных ценностей.
Статья 12 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» определяет обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств всеми хозяйствующими субъектами с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризация имущества и финансовых вложений – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Проведение инвентаризации обязательно: - при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже; - при реорганизации или ликвидации организации; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене руководителя организации или материально-ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения или порчи имущества. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Постановлением Министерства финансов РБ от 05.12.95 г. № 54. Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Фактические результаты инвентаризации отражаются в актах инвентаризации или инвентаризационных ведомостях. Если при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных составляются сличительные ведомости. В них отражаются расхождения между показателями документов бухгалтерского учета и данными инвентаризационных ведомостей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Выявленный излишек имущества в соответствии с решением руководителя приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится на финансовые результаты. Недостача или порча имущества в пределах норм естественной убыли в соответствии с законодательством РБ и решением руководителя организации списывается на себестоимость продукции. Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством РБ, могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах норм естественной убыли определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостача имущества сверх норм естественной убыли в соответствии с законодательством и решением руководителя в установленном порядке покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, то недостача списывается на финансовые результаты. Недостача сверх норм естественной убыли оформляется решениями следственных или судебных органов, подтверждающих виновность материально ответственных лиц, отсутствие виновных лиц или отказ во взыскании ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от ОТК или соответствующих специализированных организаций (инспекций). Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается, если недостача и излишки возникли за один и тот же период, у одного и того же материально- ответственного лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Результаты инвентаризации отражают в бухгалтерском учете в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Для обобщения информации о выявленных недостачах, порчах, хищениях имущества используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету счета 94 отражается фактическая себестоимость недостающих или полностью испорченных товарно-материальных ценностей; остаточная стоимость основных средств. По кредиту счета 94 отражается списание недостач и порчи ценностей в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли. В соответствии с налоговым законодательством недостача, хищения и порча имущества организации признаются оборотами по реализации, поэтому подлежат обложению НДС, включая недостачу в пределах норм естественной убыли. В бухгалтерском учете выявленная недостача отражается бухгалтерскими записями: Д-т 94 К-т 60 – недостача в пределах норм естественной убыли при транспортировке товара; Д-т 76/3 К-т 60 - Недостача сверх норм естественной убыли при транспортировке товара. Д-т 94 К-т 01,10,43,50 – Выявлена недостача имущества; Д-т 94 К-т 68 – на сумму НДС; Списание недостачи: Д-т 20 К-т 94 – в пределах норм естественной убыли; Д-т 73/2 К-т 94 – за счет виновного лица; Д-т 92 К-т 94 – за счет прибыли организации. С виновных лиц взыскивается стоимость недостающих или похищенных ценностей по рыночным ценам. Разница между стоимостью, зачисленной на счет 73 и их стоимостью, отраженной на счете 94, относится в кредит счета 98 т.е. Д-т 73/2 К-т 98. По мере взыскания недостачи разница списывается в состав внереализационных доходов: Д-т 98 К-т 92. Недостачи прошлых периодов, выявленные в отчетном году, признанные материально-ответственными лицами или по ним имеются решения судебных органов о взыскании, отражаются по Д-ту 94 и К-ту 98. Одновременно на эту сумму Дебетуется счет 73/2 и кредитуется счет 94. По мере погашения недостачи кредитуется счет 92 и дебетуется счет 98. Аналитический учет по счету 94 ведется в ведомости учета недостач и потерь (ф. № 54-АПК).Записи по дебету этого счета производятся на основании соответствующих первичных документов по каждому материально-ответственному лицу. По кредиту счета 94 записи производятся по направлениям списания недостач: в пределах норм естественной убыли, на виновных лиц, за счет прибыли.
По каждому виновному лицу ежемесячно выводится остаток непогашенной задолженности.
Лекция 1.
Вопрос 1. Завершающей стадией кругооборота средств организации является реализация произведенной продукции, выполненных работ и услуг. В результате возмещаются затраты на производство продукции и ее реализацию в денежной форме и сельскохозяйственное предприятие производит расчеты с бюджетом, поставщиками, работниками предприятия и т.д. Сельскохозяйственная продукция реализуется промышленным, вспомогательным и обслуживающим производствам. Реализация продукции должна принести предприятию прибыль - основной источник расширения и модернизации производства. Реализацией считается передача продукции, оказание услуг, выполнение работ на возмездной или безвозмездной основе, а также использование продукции для собственных нужд. Не признается реализацией передача товаров в пределах одного собственника, правопреемнику при реорганизации предприятия, а также учредителю в пределах взноса в уставный капитал при выходе его из состава учредителей. Готовая продукция, товары, работы и услуги считаются реализованными с момента перехода собственности от продавца к покупателю. Стоимость продукции включается в объем выручки. Этот показатель характеризует результат деятельности организации и используется для проведения анализа и планирования развития деятельности организации, налогообложения. Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, установленной учетной политикой: 1. По моменту поступления денежных средств. 2. По моменту отгрузки продукции покупателям и предъявления счетов к оплате. Реализация продукции (работ, услуг) может производиться: - по свободным отпускным ценам с учетом НДС; - государственным регулируемым оптовым или розничным ценам с учетом НДС.
Свободные отпускные цены формируются исходя из полной себестоимости, прибыли и косвенных налогов (НДС, отчислений во внебюджетные фонды, акцизов), также конъюктуры рынка. Основной формой реализации готовой продукции сельскохозяйственных организаций выступают государственные закупки, осуществляемые молокозаводами, мясокомбинатами, заготовительными организациями. Минимальные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ по согласованию с Министерством экономики. Закупочные цены определяются производителями исходя из плановых затрат на ее производство, прибыли а также налогов, включаемых в цену продукции. Цены согласовываются с перерабатывающими, закупочными и торговыми организациями. Задачи бухгалтерского учета реализации: - контроль за своевременным и правильным оформлением документов по сбыту и и реализации продукции, работ и услуг; - контроль за соблюдением законодательства об отпускных ценах; - обеспечение полной, достоверной и своевременной информации руководителей в целях обеспечения контроля за своевременным оприходованием, отгрузкой и сохранностью продукции; - контроль за своевременным проведением расчетов покупателей; - контроль за правильным определением выручки, начислением налогов и их перечислением в бюджет; - правильное определение финансового результата от реализации продукции, работ, услуг.
Вопрос 2. Информация о реализации отражается в соответствующих первичных и сводных документах, данные которых служат основанием для бухгалтерских записей. Реализация продукции, работ, услуг осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению. Договор купли- продажи заключается между продавцом и покупателем. В нем указывается наименование продукции, ее количество, цена и стоимость, а также права и обязанности сторон по отгрузке и оплате за продукцию. На поставку продукции для государственных нужд заключается государственный контракт. В соответствии с контрактом поставщик обязуется передать товары государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется оплатить этот товар. Сельскохозяйственные организации поставляют сельскохозяйственную продукцию заготовительным организациям на основании договоров контрактации. Отгрузка товаров производится с использованием типовых форм товарно - транспортных накладных (ТТН-1) и товарных накладных (ТН-2) на отпуск и оприходование товарно- материальных ценностей. В соответствии с этими документами происходит списание ценностей у поставщика и оприходование их у покупателя. ТТН-1 и ТН-2 являются бланками строгой отчетности.
ТТН-1 используется при перемещении груза от поставщика покупателю автотранспортом, а также при расчетах за перевозки и учете выполненных транспортных работ. ТН-2 используется при перемещении груза от поставщика покупателю без использования транспортных средств. Печатание бланков форм ТТН и ТН осуществляется типографским способом по заказу РУП «Издательство «Белбланквыдат». Бланки имеют серию и номер, одинаковые для всех экземпляров, выписываемых для каждого грузополучателя. Бланки продаются через торговую сеть. При отгрузке товара выписывается ТТН или ТН в четырех экземплярах: 1,3,4 экземпляры ТТН передаются водителю при отгрузке продукции. 2-й экземпляр остается у грузоотправителя. После сдачи продукции покупателю, ему остается 1-й экземпляр, в соответствии с которым осуществляется приход товара. 3 и 4 экземпляры остаются у транспортной организации для осуществления расчетов за перевозку продукции и начисления заработной платы водителю. Все реквизиты ТТН должны быть заполнены точно и правильно. В ТТН отражаются следующие группы реквизитов: - заголовочная часть; - товарный раздел; - транспортный раздел. ТН выписывается отправителем в 2-х экземплярах. Один экземпляр отдается покупателю, а второй остается у поставщика. Заполнение реквизитов ТТН и ТН производится последовательно в соответствии с инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства финансов РБ от 14.05.2001 года № 53. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ утвердило бланки специализированных форм ТТН и ТН по видам реализуемой продукции (приказ № 90 от 30.03.2000 г.): ТТН-1 (растениеводство), ТТН-1 (молоко), ТТН-1 (скот), ТТН-1 (мясопродукты), ТТн-1 (хлебопекарная продукция), ТТН-1 (хлебопродукты), ТН-2 (мясопродукты), ТН-2 (семена), Накладная- приходный ордер на отпуск ценностей за наличный расчет (РП-4).
При отправке сортовых семян и сортового зерна на каждую партию выписывается соответствующая документация, подтверждающая качество реализуемой продукции, а при отправке животных и птицы выписывается ветеринарное свидетельство. При реализации продукции за наличный расчет через кассу организации выписывается накладная- приходный ордер или требование накладная и приходный ордер. Продукты на общественное питание отпускаются по требованиям- накладным или лимитно- заборным картам. Отпуск продукции работникам организации в счет оплаты труда производится на основании ведомостей, утвержденных руководителем организации и подписанным главным бухгалтером. Выполнение работ и оказание услуг оформляется актом о выполненных работах (оказанных услугах). В случае предварительной оплаты покупателю выписывается счет- фактура, на основании которой покупатель производит оплату за товар. Оплата за отпускаемый товар может производиться в наличной или безналичной формах. Документами, подтверждающими поступление безналичных денег являются платежные поручения, платежные требования, платежные требования- поручения, приложенные к выписке банка, а наличных денег – приходный ордер или накладная- приходный ордер, приложенные к кассовому отчету. Первичные документы по реализации продукции проверяют и данные записывают в учетные регистры.
Лекция 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|