Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Факторы, предопределяющие эмоциональную неустойчивость




 

Эмоциональная устойчивость – это свойство личности, проявляющееся в напряжённых условиях её деятельности в виде стабильных эмоций, способствующих сохранению направленности и характера действий, адекватных ситуации и целям осуществляющего их человека.

Эмоциональная устойчивость человека тесно связана с результатом его действий, то есть успешностью или не успешностью достижения поставленной им цели.

По мнению В. И. Долговой, эмоциональная устойчивость, с одной стороны, результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой − системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности [7].

Существуют две основные группы факторов эмоциональной устойчивости личности: внешние и внутренние.

К внешним факторам, вызывающим отрицательное эмоциональное состояние человека, разрушающее его деятельность и исключающее возможность адекватного поведения, относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

К внутренним факторам эмоциогенности относят:

- эмоционально-физиологическую реактивность (возбудимость) человека;

- физиологическую организацию, свойства нервной системы организма;

- приобретённые в процессе жизни человека эмоциональные свойства.

Эмоциональная неустойчивость – это неумение регулировать свое эмоциональное состояние. Проявляется в повышенной или высокой тревожности, напряженности, неумении справляться со стрессами и стрессовыми ситуациями, что и способствует выгоранию.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

«Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами [1.

Психолог Р. Кончюнас рассматривал эмоциональное выгорание как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное истощение из- за продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы. К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений [15].

Синдром эмоционального выгорания выражается, согласно А. Н. Моховикову, в психической и физической усталости, ощущении несостоятельности, нежелании идти на работу, раздражительности, агрессивности, ощущении незначимости решаемых проблем, сомнении в эффективности выполняемой работы, стремлении сменить профессию и жалости к себе. Проявление синдрома в профессиональной деятельности усиливается и закрепляется при отсутствии диагностики и работы по снижению действия отрицательных и закреплению положительных факторов в деятельности человека [2].

Существенную роль в синдроме эмоционального выгорания играют следующие факторы:

1. Ролевой фактор (возраст, пол, стаж работы, семейное положение, образование);

2. Личностный фактор: индивидуальные стратегии сопротивления, уровень мотивации достижения, самооценка, эмоциональная устойчивость личности, невротизм;

3. Организационный фактор:

- условия работы: повышенные нагрузки и сверхурочная работа;

-  продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания;

- содержание труда – любая критическая ситуация;

4. Социально-психологические факторы – для работников значимой является поддержка от администрации и коллег [6].

Причин возникновения синдрома эмоционального выгорания достаточно много, но можно выделить самые основные:

- психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно со временем приводит к выгоранию;

- личностные черты, такие как эмоциональная неустойчивость, робость, подозрительность, склонность к чувству вины, импульсивность, тревожность и др. [12].

Фазы эмоционального выгорания по М. Буриш:

1. Предупреждающая фаза;

2. Снижение уровня собственного участия;

3. Эмоциональные реакции;

4. Фаза деструктивного поведения;

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

6. Неспособность к релаксации в свободное время;

7. Бессонница, сексуальные расстройства;

8. Повышение давления, тахикардия, головные боли;

9. Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

10.  Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя;

11.  Разочарование и отрицательная жизненная установка;

12.  Чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

13.  Экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу, сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

Чаще всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Исследователи выделили три типа людей, которым грозит выгорание [14].

Первый – педантичный тип. Основные характеристики педантичного типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность и стремление в любом деле добиться образцового порядка. Для этого типа характерна высокая потребность в достижении цели.

Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:

- настойчивость в достижении целей;

- неудовлетворенность достигнутым;

- склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;

- неспособность плохо работать;

- постоянное стремление сделать дело лучше;

- потребность изобретать новые приемы работы при выполнении самых обычных дел;

- неудовлетворенность легким успехом; отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата;

- готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.

Второй тип – «демонстративный». Люди демонстративного типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Таким работникам прежде всего надо развивать эмпатию.

Третий тип – «эмотивный». Люди этого типа бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Таким работникам прежде всего надо развивать конструктивные способы психологической защиты.

Во всех этих случаях необходимым условием предупреждения эмоционального выгорания специалиста является целенаправленное формирование познавательно-профессиональной активности ещё на этапах его подготовки в вузе.

Компоненты такой психологической структуры – мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Характеристика содержания каждого компонента в зависимости от уровня развития представлена в таблице.

Движение от уровня к уровню решает задачи развития познавательно-профессиональной активности.

Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития. Первый уровень – воспроизводящая активность – характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности.

Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции и т. д. ), в систематическом выполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала.

Второй уровень – интерпретирующая активность – проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Характеризуется этот уровень способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебных задач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий.

Характерным показателем этого уровня является и наибольшая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности.

Сущность деятельности педагога связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности обучающегося.

Третий уровень – творческая активность – характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы. Эмоциональное выгорание является главной проблемой личности и профессиональной деятельности. Способствовать возникновению выгорания могут различные факторы, причины, особенности личности [4].

Именно эмоционально устойчивая личность, адаптированная к различным стрессовым и конфликтным ситуациям, проявляющая сдержанность и спокойствие, умение контролировать свои эмоции, поведение, несмотря на все внешние и внутренние раздражители, не подвергается эмоциональному выгоранию.

Эмоционально неустойчивая личность поддается фрустрирующим и стрессогенным воздействиям, не может регулировать свое эмоциональное состояние, что и воздействует на появление и развитие эмоционального выгорания.

Формирование эмоциональной устойчивости специалиста должно входить в цели вузовской подготовки.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...