Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Эмпирическое исследование проявлений эмоциональной неустойчивости личности




ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

2. 1. Диагностика уровня эмоциональной неустойчивости на примере личности студента

 

Своеобразие современной образовательной среды характеризуется тем, что в обстановке пандемии, введения удаленного обучения, общественной и фи­нансовой нестабильности юноши и девушки оказываются один на один с доволь­но агрессивной внешней средой. Это приводит к отрицательным последствиям как для образования, так и для формирования личности в целом. Возникает во­прос необходимости формирования эмоциональной устойчивости личности.

Теоретический обзор научной литературы по­зволяет сделать выводы о том, что данный вопрос яв­ляется весьма актуальным, и в то же время дискусси­онным. Многообразие мнений и широта охвата данного аспекта проблемы ставит перед необходимостью перейти к экспериментальной части исследования, по­зволяющей на практике определить формы и особен­ности влияния эмоциональной сферы на формирование личности студента. Как отмечают исследователи, фено­менологический и экзистенциально-гуманистический подходы, психосинтез являются методологически значимыми для исследования эмоциональной и личностной профессиональной вовлечённости в процессе самоакту­ализации, так как рассматривают категории экзистенци­альной позиции, самоактуализации, воодушевлённости, отчуждённости, сопричастности. В данных подходах центральное значение придаётся опыту.

Совершенно очевидным становится тот факт, что в части психолого-педа­гогических исследований имеются конкретные упущения в осознании важности влияния образовательной сферы на формирование эмоциональной устойчиво­сти личности. В связи с этим необходима диагностика и анализ эмоциональной устойчивости личности.

Существуют некоторые характеристики эмоциональной возбудимости, имеющей взаимосвязь с эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная возбудимость есть некая своеобразная эмоциональная готовность, которая отве­чает за реакцию человеческого организма на внешние раздражители. Равно как норма, эмоциональная возбудимость проявляется в горячности, вспыльчивости, а также раздражительности.

Ф. Лазурский заявлял, что об эмоциональной возбудимости человека можно говорить лишь тогда, когда все его чувства возникают достаточно легко и стремительно. Собственно, данные эпизоды простого происхождения чувств схожи для представления психологической возбудимости, тем не менее, никак не одинаковы с ней.

В. Г. Норакидзе представляет эмоциональную неустойчивость в виде особого механизма смены эмоций противоположных знаков. В работах П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко параметр эмоциональной неустойчивости используется с целью диагностики различного рода психических заболеваний. В исследованиях специалиста в области педагогической и возрастной психологии Н. Д. Левитова эмоциональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций, он рассматривал её равно как границу нрава [5].

В рамках данного исследования можно использовать:

- пятифакторный личностный опросник «Великолепная пятёрка»;

-  анкету оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [МакКрае Р];

-  методику «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин);

- экс­пресс-диагностику уровня личностной фрустрации (ме­тодика В. В. Бойко);

- шкалу личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера;

- методику измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе);

- методику исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки.

 

2. 2. Анализ развития и форм проявления эмоциональной неустойчивости у студентов на каждом этапе формирования

 

В данной работе была предпринята попытка рассмо­треть и экспериментально изучить особенности разви­тия и формы проявления эмоциональной неустойчиво­сти у студентов на каждом этапе их обучения в вузе: в период обучения, во время сессии, при завершении обучения, а также представить результаты, полученные в ходе проведения коррекционной работы.

Выборка состояла из 380 человек. Первоначально был выявлен уровень личностной фрустрации по экс­пресс-диагностике уровня личностной фрустрации (ме­тодика В. В. Бойко). Его результаты отображены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень личностной фрустрации

Курс

Уровень личностной фрустрации

I - 117

высокий устойчивый низкий
53 (45, 2 %) 29 (24, 7 %) 35 (29, 9 %)
II - 101 29 (28, 7 %) 38 (37, 6 %) 34 (33, 6 %)
III - 96 44 (45, 8 %) 22 (22, 9 %) 30 (31, 2 %)
IV - 66 12 (18, 1 %) 18 (27, 2 %) 36 (54, 5 %)
Всего: 380 чел.

 

Из таблицы 1 видно, что на первом курсе просле­живается довольно высокий уровень фрустрации 53 (45, 2%), для второго характерна устойчивая тенденция к фрустрации – 38 (37, 6%), на третьем курсе также не­сколько повышен показатель высокого уровня фрустра­ции, а на четвертом выражена тенденция понижения данного показателя – 36 (54, 5%).

С целью выявления уровня тревожности у студентов были применены тестовые методики: по шкале личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера и методике измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе).

Экспериментальное исследование было выстроено следующим образом: первоначально осуществлялось изучение эмоционального состояния студентов в период до начала сессии, затем производилась повторная диа­гностика в период сессии. Результаты представлены а таблице 2.

Таблица 2

Результаты по шкале ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера

 

 

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Курс низкая умеренная высокая низкая умеренная высокая
I - 117
II - 101
III - 96
IV - 66
Всего: 380 чел.

 

Как видно из таблицы, у студентов первого и второго курсов были выявлены высокие показатели, а студентам 3-4 курсов присущ умеренный показатель личностной тревожности. Ситуативная или реактивная тревожность (хотя и невысокий показатель) была выявлена у студен­тов 2 курса. В ходе наблюдения данная группа лиц ха­рактеризовалась наличием эмоциональной неустойчиво­сти, им были присущи некая нервозность, беспокойство, напряженность, что, безусловно, является ответной ре­акцией индивида на стрессогенную ситуацию и может отличаться своей интенсивностью, длительностью, ха­рактером и формами проявления.

Определив наличие у студентов высокого уровня тревожности, мы на этом фоне заметили у них низкую общительность, замкнутость, пассивность, присутствие комплекса неудачника, низкую самооценку, чего не ска­жешь о студентах, имеющих низкий показатель тревож­ности. Последних отличает хороший уровень коммуни­кации при сдержанности чувств. Наличие у студентов среднего уровня тревожности свидетельствует о хоро­шем уровне общительности, адекватной самооценке. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе. В данном исследовании число умеренной личностной тревожности составило 89 чел. (23, 4%), однако высокая личностная тревожность доминирует 104 чел. (27. 3%). Перейдем к анализу ре­зультатов, полученных в период до и во время сессии на основе методики измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе), который представлен в таблице 3.

Таблица 3

Распределение показателей уровня тревожности

 

 

Уровни тревожности

Курс низкий средний (тенденция к низкому) средний (тенденция к высокому) высокий очень высокий
I - 117
II - 101
III - 96  
IV - 66 -
Всего: 380 чел.  

 

При сравнении показателей уровня тревожности по двум методикам стало очевидным, что результаты почти одинаковы и уровень тревожности высок. Далее в таблице 4 представлено определение наличия тревожности в период обучения и сравнение показателей в период сессии.

 

Таблица 4

Уровень тревожности студентов «до» и «во время» сессии – методика Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе)

 

№ курса

Период сессии

Уровень тревожности студентов

низкий средний (тенденция к низкому) средний (тенденция к высокому) высокий очень высокий
До 12 (10%) 16 (13, 6%) 22 (18, 8%) 36 (30, 7%) 31 (26, 5%)
В/вр. 6 (5, 1%) 5 (4, 2%) 29 (25%) 42 (36%) 35 (30%)
До 12 (11, 8%) 13 (12, 8%) 24 (23, 7%) 25 (24, 7%) 27 (26, 7%)
В/вр. 7 (6, 9%) 4 (3, 9%) 29 (28, 7%) 33 (32, 6%) 34 (33, 6%)
До 8 (8, 33%) 11 (11, 4%) 19 (19, 7%) 32 (33, 3%) 26 (27, 1%)
В/вр. 6 (6, 25%) 10 (10, 4%) 25 (26%)   28 (29, 1%) 27 (28, 2%)
До - 8 (12, 1%) 12 (18, 8%) 27 (40, 9%) 19 (28, 7%)
В/вр. - - 13 (19, 6%) 30 (18, 8%) 23 (34, 8%)

Всего

До 32 (8, 4%) 48 (12, 6%) 77 (20, 2%) 120 (31, 5%) 103 (27, 1%)
В/вр. 19 (5%) 19 (5%) 96 (25, 2%) 133 (35%) 119 (31, 3%)

 

По результатам исследования была отмечена высо­кая тревожность как во время обучения, так и в пери­од сессии. Объясняется это тем, что у студентов изна­чально был повышен эмоциональный фон, а предэкзаменационное напряжение осложнило данный процесс. Одновременно с исследованием тревожности студентов, были собраны данные по выявлению агрессивно­сти («Методика исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки). Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты исследования агрессии у студентов

    I курс II курс III курс IV курс
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Склонность к раздражению
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Чувство вины
  380 человек

 

Данные, полученные по результатам методики А. Басса – А. Дарки следующие: на первом, втором и третьем курсах высокие показатели были выявлены по 1, 2, 7 шкалам, что при суммировании показателей шкал дает общую шкалу агрессивности, на четвертом курсе высокий показатель был выявлен лишь по шкале «склонность к раздражению».

Результаты по всей выборке представлены в таблице 6.

Таблица 6

Показатели общей агрессивности по выборке

Курс Количество %
I - 117 52, 4
II - 101 33, 6
III - 96 50, 0
IV - 66 - -
Всего: 380 чел.    

Примечание: на четвёртом курсе агрессивность не была выявлена.

 

Если подсчитать результаты по всей выборке, то это составит 38, 4% (144 чел. ). В целом по всей выборке результат невысок, но если рассматривать по каждому курсу в отдельности, то на I и III курсах достаточно вы­сок.

Таким образом, на начальной стадии исследования были получены результаты по всем интересующим параметрам: выявлены эмоциональная неуравнове­шенность, наличие фрустрации, тревожности, агрессии.

Следовательно, требуется последующая разработка коррекционной программы, которая бы способствовала снятию напряжения и привела бы к существенным изменениям по всем показателям.

Также, в ходе коррекционной программы необхо­димо снизить уровень агрессивности у студентов. Здесь можно отметить следующую интересную закономерность: снятие эмоционального напряжения зачастую способствует снижению агрессивного поведения.

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что процесс адаптации студентов к ус­ловиям вуза предполагает реализацию комплексной рекреационно-обучающей программы тренинга для ре­гуляции психоэмоционального состояния, являющегося важной частью модели психолого-педагогических усло­вий учебного процесса.

Для того, чтобы в кратчайший срок убрать нежелательные нарушения в эмоциональной сфере сту­дентов, рекомендуется разработать и апробировать комплексную психокоррекционную про­грамму [16].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...