Глава 2. Эмпирическое исследование проявлений эмоциональной неустойчивости личности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
2. 1. Диагностика уровня эмоциональной неустойчивости на примере личности студента
Своеобразие современной образовательной среды характеризуется тем, что в обстановке пандемии, введения удаленного обучения, общественной и финансовой нестабильности юноши и девушки оказываются один на один с довольно агрессивной внешней средой. Это приводит к отрицательным последствиям как для образования, так и для формирования личности в целом. Возникает вопрос необходимости формирования эмоциональной устойчивости личности. Теоретический обзор научной литературы позволяет сделать выводы о том, что данный вопрос является весьма актуальным, и в то же время дискуссионным. Многообразие мнений и широта охвата данного аспекта проблемы ставит перед необходимостью перейти к экспериментальной части исследования, позволяющей на практике определить формы и особенности влияния эмоциональной сферы на формирование личности студента. Как отмечают исследователи, феноменологический и экзистенциально-гуманистический подходы, психосинтез являются методологически значимыми для исследования эмоциональной и личностной профессиональной вовлечённости в процессе самоактуализации, так как рассматривают категории экзистенциальной позиции, самоактуализации, воодушевлённости, отчуждённости, сопричастности. В данных подходах центральное значение придаётся опыту. Совершенно очевидным становится тот факт, что в части психолого-педагогических исследований имеются конкретные упущения в осознании важности влияния образовательной сферы на формирование эмоциональной устойчивости личности. В связи с этим необходима диагностика и анализ эмоциональной устойчивости личности.
Существуют некоторые характеристики эмоциональной возбудимости, имеющей взаимосвязь с эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная возбудимость есть некая своеобразная эмоциональная готовность, которая отвечает за реакцию человеческого организма на внешние раздражители. Равно как норма, эмоциональная возбудимость проявляется в горячности, вспыльчивости, а также раздражительности. Ф. Лазурский заявлял, что об эмоциональной возбудимости человека можно говорить лишь тогда, когда все его чувства возникают достаточно легко и стремительно. Собственно, данные эпизоды простого происхождения чувств схожи для представления психологической возбудимости, тем не менее, никак не одинаковы с ней. В. Г. Норакидзе представляет эмоциональную неустойчивость в виде особого механизма смены эмоций противоположных знаков. В работах П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко параметр эмоциональной неустойчивости используется с целью диагностики различного рода психических заболеваний. В исследованиях специалиста в области педагогической и возрастной психологии Н. Д. Левитова эмоциональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций, он рассматривал её равно как границу нрава [5]. В рамках данного исследования можно использовать: - пятифакторный личностный опросник «Великолепная пятёрка»; - анкету оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [МакКрае Р]; - методику «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин); - экспресс-диагностику уровня личностной фрустрации (методика В. В. Бойко); - шкалу личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера; - методику измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе);
- методику исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки.
2. 2. Анализ развития и форм проявления эмоциональной неустойчивости у студентов на каждом этапе формирования
В данной работе была предпринята попытка рассмотреть и экспериментально изучить особенности развития и формы проявления эмоциональной неустойчивости у студентов на каждом этапе их обучения в вузе: в период обучения, во время сессии, при завершении обучения, а также представить результаты, полученные в ходе проведения коррекционной работы. Выборка состояла из 380 человек. Первоначально был выявлен уровень личностной фрустрации по экспресс-диагностике уровня личностной фрустрации (методика В. В. Бойко). Его результаты отображены в таблице 1. Таблица 1 Уровень личностной фрустрации
Из таблицы 1 видно, что на первом курсе прослеживается довольно высокий уровень фрустрации 53 (45, 2%), для второго характерна устойчивая тенденция к фрустрации – 38 (37, 6%), на третьем курсе также несколько повышен показатель высокого уровня фрустрации, а на четвертом выражена тенденция понижения данного показателя – 36 (54, 5%). С целью выявления уровня тревожности у студентов были применены тестовые методики: по шкале личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера и методике измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе). Экспериментальное исследование было выстроено следующим образом: первоначально осуществлялось изучение эмоционального состояния студентов в период до начала сессии, затем производилась повторная диагностика в период сессии. Результаты представлены а таблице 2. Таблица 2 Результаты по шкале ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера
Как видно из таблицы, у студентов первого и второго курсов были выявлены высокие показатели, а студентам 3-4 курсов присущ умеренный показатель личностной тревожности. Ситуативная или реактивная тревожность (хотя и невысокий показатель) была выявлена у студентов 2 курса. В ходе наблюдения данная группа лиц характеризовалась наличием эмоциональной неустойчивости, им были присущи некая нервозность, беспокойство, напряженность, что, безусловно, является ответной реакцией индивида на стрессогенную ситуацию и может отличаться своей интенсивностью, длительностью, характером и формами проявления. Определив наличие у студентов высокого уровня тревожности, мы на этом фоне заметили у них низкую общительность, замкнутость, пассивность, присутствие комплекса неудачника, низкую самооценку, чего не скажешь о студентах, имеющих низкий показатель тревожности. Последних отличает хороший уровень коммуникации при сдержанности чувств. Наличие у студентов среднего уровня тревожности свидетельствует о хорошем уровне общительности, адекватной самооценке. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе. В данном исследовании число умеренной личностной тревожности составило 89 чел. (23, 4%), однако высокая личностная тревожность доминирует 104 чел. (27. 3%). Перейдем к анализу результатов, полученных в период до и во время сессии на основе методики измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе), который представлен в таблице 3. Таблица 3 Распределение показателей уровня тревожности
При сравнении показателей уровня тревожности по двум методикам стало очевидным, что результаты почти одинаковы и уровень тревожности высок. Далее в таблице 4 представлено определение наличия тревожности в период обучения и сравнение показателей в период сессии.
Таблица 4 Уровень тревожности студентов «до» и «во время» сессии – методика Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе)
По результатам исследования была отмечена высокая тревожность как во время обучения, так и в период сессии. Объясняется это тем, что у студентов изначально был повышен эмоциональный фон, а предэкзаменационное напряжение осложнило данный процесс. Одновременно с исследованием тревожности студентов, были собраны данные по выявлению агрессивности («Методика исследования агрессивности личности» А. Басса – А. Дарки). Результаты представлены в таблице 5. Таблица 5 Результаты исследования агрессии у студентов
Данные, полученные по результатам методики А. Басса – А. Дарки следующие: на первом, втором и третьем курсах высокие показатели были выявлены по 1, 2, 7 шкалам, что при суммировании показателей шкал дает общую шкалу агрессивности, на четвертом курсе высокий показатель был выявлен лишь по шкале «склонность к раздражению». Результаты по всей выборке представлены в таблице 6. Таблица 6 Показатели общей агрессивности по выборке
Примечание: на четвёртом курсе агрессивность не была выявлена.
Если подсчитать результаты по всей выборке, то это составит 38, 4% (144 чел. ). В целом по всей выборке результат невысок, но если рассматривать по каждому курсу в отдельности, то на I и III курсах достаточно высок.
Таким образом, на начальной стадии исследования были получены результаты по всем интересующим параметрам: выявлены эмоциональная неуравновешенность, наличие фрустрации, тревожности, агрессии. Следовательно, требуется последующая разработка коррекционной программы, которая бы способствовала снятию напряжения и привела бы к существенным изменениям по всем показателям. Также, в ходе коррекционной программы необходимо снизить уровень агрессивности у студентов. Здесь можно отметить следующую интересную закономерность: снятие эмоционального напряжения зачастую способствует снижению агрессивного поведения. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что процесс адаптации студентов к условиям вуза предполагает реализацию комплексной рекреационно-обучающей программы тренинга для регуляции психоэмоционального состояния, являющегося важной частью модели психолого-педагогических условий учебного процесса. Для того, чтобы в кратчайший срок убрать нежелательные нарушения в эмоциональной сфере студентов, рекомендуется разработать и апробировать комплексную психокоррекционную программу [16].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|