Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Рекомендации по разработке эффективной психокоррекционной программы




 

Одним из основных требований, предъявляемых к психологу в процессе психокоррекционной ра­боты, выступает осознание реальных итогов своей деятельности и эффективности используемого психологического инструментария. В связи с этим большое значение имеет выявление основных критериев эффективности психо­коррекционной работы, оказывающих положительное воздействие на общее состояние психического, физического и соматического здоровья человека. Для более объективной оценки результатов такой деятельности следует рас­сматривать несколько существенных факторов. Во-первых, психологи, в силу своих индивидуальных качеств, могут рассматривать одну и ту же проблему с различных ракурсов, и использовать разнообразные приемы и сред­ства для достижения требуемых результатов, поэтому сложно оценить эффективность психокоррекционной работы. Во-вторых, эффективность результатов психокоррекционной работы в значительной мере связана с личностными характеристиками самого клиента, т. е. если он не проявляет достаточную активность, или не следует рекомендаци­ям психолога, то результат будет неэффективным. В-третьих, на эффективность результата психокоррекционной деятельности значительное влияние оказывают социальные факторы, среди которых – положение в обществе, вза­имоотношения в семье, сфера профессиональной деятельности и т. д. Оценка эффективности психокоррекционной работы может быть различной в зависимости от того, кто оценивает эту работы, так как точка зрения эксперта в значительной степени определяет итоговую оценку ее успешности или неуспешности.

Для оценки результатов психокоррекции в процессе консультирования конкретной личности можно исходить из наиболее объективных критериев, среди которых:

- социальная приспособленность;

- личностные особенности;

- профессиональная приспосо­бленность;

- успешность учебы.

Психо­коррекция как система психологического воздействия, направленная на коррекцию психики и поведения лично­сти, близка по своим методам к психотерапии.

Традиционно эффективность психотерапевтической работы оценивается в терминах того подхода, в рамках которого происходит лечение или коррекция. Такой кри­терий эффективности затрудняет сравнение результатов психотерапии, осуществляемой в психоаналитической поведенческой или гуманистической парадигме.

Проблема пси­хологической коррекции изучалась преимущественно в работах медицинских психологов применительно к раз­личным сферам психических нарушений и деформаций [18, 19]. Анализ данных работ позволил вычленить некоторые аспекты в психокоррекционной работе: комплексность в проведении коррекции, индивидуальный подход к клиенту, работа с целостной психикой – восстановление целостности функционирования личности за счёт коррекции отдельных её частей. Современное направление организации психокор­рекционной работы с разными группами населения представляет собой комплекс разного рода механиз­мов и технологий реализации коррекционных форм деятельности.

«Психолого-педагогическая коррекция – это дея­тельность психолога и педагога, направленная на повы­шение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. Психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельности в совре­менной школе. При этом произошло принципиальное изменение характера задач коррекционной работы – от исправления дефектов, аномалий, ле­жащих за порогом нормального развития, к интенсифи­кации нормального развития, созданию наиболее благо­приятных условий для полноценного психического раз­вития ребенка в пределах нормы» [11].

Наиболее распространенными неспецифическими критериями эффективности психокоррекции являются:

1. Устранение симптома, дефекта, психологической по­мехи;

2. Степень удовлетворенно­сти клиента результатами психокоррекционной работы;

3. Выполнение психотерапевти­ческого контракта;

4. Общее состояние здоровья клиента [4].

Следует подробнее рассмотреть эффективность данных критериев. Устранение симптома часто является нестойким. Более того, многократно описаны случаи, когда устранение симптома приводит к появлению нового, а нередко и к ухудшению состояния клиента. Это объясняется тем, что психокоррекция не затронула причины появления симптома, не основывалась на системном подходе к личности клиента и динамике его отклонений.

В основе определения эффективно­сти психокоррекции должна лежать модель нормально функционирующей личности: чем более к этой модели приблизился клиент психотерапевтического воздей­ствия, тем оно результативнее. Принципиально важно, чтобы эта модель опиралась на обобщенный портрет среднего человека, а не на характеристики, например, самоактуализирующейся личности, по Маслоу, кото­рая встречается, по его данным, лишь в 0, 1% случаев. Подобная идеальная модель является основой для лич­ностного роста, для воспитания, но чрезмерно удалена от психокоррекционных задач. Известно, что измене­ние личности должно идти поэтапно, последовательно. Двоечник не может сразу стать отличником [17].

Базовыми характеристиками нормальной личности являются адаптированность и психологическое благо­получие. Адаптированность как приспособленность к требованиям среды проявляется в способности успешно учиться и работать, а также поддержи­вать нормальные отношения с людьми. В зависимости от возраста клиента адаптированность имеет специфи­ческие показатели. Так, для школьника она вклю­чает успеваемость в школе, наличие друзей, овладение социальными нормами поведения (отсутствие противо­правных поступков). Психологическое благополучие личности складывается из умения разрешать внутрен­ние конфликты и чувствовать себя счастливым при от­сутствии внешних фрустраций.

Таким образом, ос­новными критериями эффективности психокоррек­ционной работы являются адаптированность клиента, его психологическое благополучие и уровень здоро­вья. Системный подход к изменению личности должен включать как собственно психокоррекционный процесс, направленный на изменение личности, так и социаль­ную поддержку, подталкивающую клиента к созданию благоприятного образа жизни и микросоциального окру­жения.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...