2.3. Рекомендации по разработке эффективной психокоррекционной программы
Одним из основных требований, предъявляемых к психологу в процессе психокоррекционной работы, выступает осознание реальных итогов своей деятельности и эффективности используемого психологического инструментария. В связи с этим большое значение имеет выявление основных критериев эффективности психокоррекционной работы, оказывающих положительное воздействие на общее состояние психического, физического и соматического здоровья человека. Для более объективной оценки результатов такой деятельности следует рассматривать несколько существенных факторов. Во-первых, психологи, в силу своих индивидуальных качеств, могут рассматривать одну и ту же проблему с различных ракурсов, и использовать разнообразные приемы и средства для достижения требуемых результатов, поэтому сложно оценить эффективность психокоррекционной работы. Во-вторых, эффективность результатов психокоррекционной работы в значительной мере связана с личностными характеристиками самого клиента, т. е. если он не проявляет достаточную активность, или не следует рекомендациям психолога, то результат будет неэффективным. В-третьих, на эффективность результата психокоррекционной деятельности значительное влияние оказывают социальные факторы, среди которых – положение в обществе, взаимоотношения в семье, сфера профессиональной деятельности и т. д. Оценка эффективности психокоррекционной работы может быть различной в зависимости от того, кто оценивает эту работы, так как точка зрения эксперта в значительной степени определяет итоговую оценку ее успешности или неуспешности. Для оценки результатов психокоррекции в процессе консультирования конкретной личности можно исходить из наиболее объективных критериев, среди которых:
- социальная приспособленность; - личностные особенности; - профессиональная приспособленность; - успешность учебы. Психокоррекция как система психологического воздействия, направленная на коррекцию психики и поведения личности, близка по своим методам к психотерапии. Традиционно эффективность психотерапевтической работы оценивается в терминах того подхода, в рамках которого происходит лечение или коррекция. Такой критерий эффективности затрудняет сравнение результатов психотерапии, осуществляемой в психоаналитической поведенческой или гуманистической парадигме. Проблема психологической коррекции изучалась преимущественно в работах медицинских психологов применительно к различным сферам психических нарушений и деформаций [18, 19]. Анализ данных работ позволил вычленить некоторые аспекты в психокоррекционной работе: комплексность в проведении коррекции, индивидуальный подход к клиенту, работа с целостной психикой – восстановление целостности функционирования личности за счёт коррекции отдельных её частей. Современное направление организации психокоррекционной работы с разными группами населения представляет собой комплекс разного рода механизмов и технологий реализации коррекционных форм деятельности. «Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. Психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельности в современной школе. При этом произошло принципиальное изменение характера задач коррекционной работы – от исправления дефектов, аномалий, лежащих за порогом нормального развития, к интенсификации нормального развития, созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка в пределах нормы» [11].
Наиболее распространенными неспецифическими критериями эффективности психокоррекции являются: 1. Устранение симптома, дефекта, психологической помехи; 2. Степень удовлетворенности клиента результатами психокоррекционной работы; 3. Выполнение психотерапевтического контракта; 4. Общее состояние здоровья клиента [4]. Следует подробнее рассмотреть эффективность данных критериев. Устранение симптома часто является нестойким. Более того, многократно описаны случаи, когда устранение симптома приводит к появлению нового, а нередко и к ухудшению состояния клиента. Это объясняется тем, что психокоррекция не затронула причины появления симптома, не основывалась на системном подходе к личности клиента и динамике его отклонений. В основе определения эффективности психокоррекции должна лежать модель нормально функционирующей личности: чем более к этой модели приблизился клиент психотерапевтического воздействия, тем оно результативнее. Принципиально важно, чтобы эта модель опиралась на обобщенный портрет среднего человека, а не на характеристики, например, самоактуализирующейся личности, по Маслоу, которая встречается, по его данным, лишь в 0, 1% случаев. Подобная идеальная модель является основой для личностного роста, для воспитания, но чрезмерно удалена от психокоррекционных задач. Известно, что изменение личности должно идти поэтапно, последовательно. Двоечник не может сразу стать отличником [17]. Базовыми характеристиками нормальной личности являются адаптированность и психологическое благополучие. Адаптированность как приспособленность к требованиям среды проявляется в способности успешно учиться и работать, а также поддерживать нормальные отношения с людьми. В зависимости от возраста клиента адаптированность имеет специфические показатели. Так, для школьника она включает успеваемость в школе, наличие друзей, овладение социальными нормами поведения (отсутствие противоправных поступков). Психологическое благополучие личности складывается из умения разрешать внутренние конфликты и чувствовать себя счастливым при отсутствии внешних фрустраций.
Таким образом, основными критериями эффективности психокоррекционной работы являются адаптированность клиента, его психологическое благополучие и уровень здоровья. Системный подход к изменению личности должен включать как собственно психокоррекционный процесс, направленный на изменение личности, так и социальную поддержку, подталкивающую клиента к созданию благоприятного образа жизни и микросоциального окружения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|