Заключение. Список использованных источников
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под эмоциональной неустойчивостью понимается неумение регулировать свое эмоциональное состояние. Основные его проявления – высокая или повышенная тревожность, напряженность, неумение справляться со стрессовыми ситуациями. Повышенный уровень эмоциональной неустойчивости способствует появлению таких негативных черт личности как агрессивность, низкая самооценка, неудовлетворенность собой, своей работой, низкая стрессоустойчивость. В результате, эмоциональная неустойчивость играет значительную роль в жизни человека, оказывая влияние на психическую жизнь, и являться тем фактором, который предрасполагает к различным психосоматическим заболеваниям. Кроме того, на формирование и развитие эмоциональной неустойчивости влияют также организационные факторы – организация труда, условия труда, отношения в коллективе, с руководителем, стаж работы, интенсивность интеллектуальных и физических нагрузок. Сохранить психологическое здоровье, предупредить возникновение негативных эмоциональных состояний и развития синдрома эмоционального выгорания, не допустить деформации личности возможно при условии наличия такого значимого качества личности, как эмоциональная устойчивость. В соответствии с целью и задачами исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме. Результаты анализа научных публикаций показали, что исследования эмоциональной устойчивости являются одним из наиболее востребованных направлений психологии. Позиции исследователей относительно определения эмоциональной устойчивости, как психологического феномена разнообразны. Можно определить, что наиболее полная характеристика эмоциональной устойчивости содержится в тех определениях, которые раскрывают сущность и ее содержание через регуляторные структуры личности, свойства нервной системы и поиск особого механизма в виде саморегуляции и самоконтроля.
Итак, анализ теоретических исследований показал, что единого определения понятия «эмоциональная устойчивость» не имеется. Однако можно отметить, что общими понятиями для разных точек зрения являются следующие: - способность поддерживать наилучшую работоспособность и эффективность в сложившихся ситуациях; - способность личности руководить своими эмоциями; - способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных переживаний; - способность эффективно решать сложные ситуации и задачи; - способность успешно адаптироваться к различным стрессовым обстоятельствам. Следует подчеркнуть, что эмоциональная устойчивость обеспечивает внутреннее благополучие человека и установление оптимальных взаимоотношений в обществе. Важным условием сохранения и укрепления психологического здоровья является умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться. Цель данного исследования заключалась в изучении эмоциональных предпосылок неустойчивого поведения. Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о том, что эмоциональная устойчивость у студентов имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики. Итак, обобщённые результаты психологической диагностики проявлений эмоциональной устойчивости показали, что для студентов, имеющих низкий уровень эмоциональной устойчивости, более характерно построение отрицательных прогнозов, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, применение деструктивных способов преодоления эмоциональной устойчивости; менее характерен анализ своих действий, изменения своего поведения в различных ситуациях в отличие от тех, кто имеет высокий и средний уровни эмоциональной устойчивости.
Таким образом, результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют о том, что студентам, имеющим низкий уровень эмоциональной устойчивости необходима и важна работа по повышению их эмоциональной устойчивости. Исходя из этого, рекомендуется в дальнейшем исследовании разработать психокоррекционную работу по снятию эмоциональной неустойчивости личности. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, основные задачи решены. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балахонов А. В., Белов В. Г., Пятибрат Е. Д., Пятибрат А. О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 11: Медицина. – 2009. – № 3. – С. 57–71. – URL: http: //elibrary. ru/download/95831735. pdf (дата обращения 20. 11. 2021). 2. Балыкина О. С., Ерохина Н. М., Петухова Л. П. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2013. – № 11 (105). – С. 17–23. – URL: http: //elibrary. ru/download/11404549. pdf (дата обращения 20. 11. 2021). 3. Богачев Е. А. Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов // Вектор науки ТГУ. № 1(4), 2011, с. 24-27 4. Булатова О. В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1 (32). С. 18-23. 5. Василенко А. Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания // Вектор науки ТГУ. № 1(4), 2011, с. 35-37. 6. Гнилицкий С. Ю. Эмоциональное выгорание личности педагога // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – № 4-1. – С. 158–161. – URL: http: //elibrary. ru/download/48512246. pdf (дата обращения 20. 11. 2021). 7. Долгова В. И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. – 2014. – Т. 27. – № 2. – С. 315–320. 8. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 106-112 с.
9. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология, 2004. – http: //psy-clinic. info (дата об ращения: 21. 11. 2021). 10. Касторнова В. А. Научно-методические условия функционирования образовательного пространства // Вектор науки ТГУ. № 3(3), с. 60-63. 11. Кобышева Л. И. Специфика психокорреционной работы педагога-психолога с младшими школьниками и подростками // Современная педагогика. 2016. № 8 (45). С. 70-76. 12. Костин Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – С. 40–44. – URL: http: //elibrary. ru/download/61510445. pdf (дата обращения 20. 11. 2021). 13. Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Интеллектуальный потенциал 21 века. – 2015. – № 3. – С. 45-95. 14. Куличенко Р. М. Синдром эмоционального «выгорания» как профессиональная проблема социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 12-2 (104). – С. 547–550. – URL: http: //elibrary. ru/download/22827584. pdf (дата обращения 07. 02. 2015). 15. Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа. – 2016. – № 4. – С. 56–60. 16. МакКрае Р., Коста П. Пятифакторный личностный опросник («Великолепная пятерка»), 1992. Available аt https: //syntone. ru/psytesty/pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik/
17. Носко И. В. Студентоцентрированное образование как основополагающий принцип болонских реформ в высшей школе // Вектор науки ТГУ. № 1(4), с. 136-138. 18. Родермель Т. А., Хохлова Н. И. Психокоррекционная работа с подростками, имеющими девиантное поведение // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. Ко 1-1. С. 203-213. 19. Филиппова А. Э. Основные принципы психокоррекционной работы //Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 (63). С. 51-54.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|