Уплотнитель отходов в действии
Дебалансы с изменяемой амплитудой колебания В современных машинах, как правило, используются две конструкции: моноблочная рама с двумя управляемыми вальцами и шарнирно-сочлененная с одним управляемым вальцем. Первая схема обеспечивает изменение направления движения поворотом переднего или заднего вальца или одновременным поворотом обоих. Она также позволяет увеличить ширину уплотняемой полосы при движении катка «крабом». Шарнирно-сочлененная рама изменяет набор способов поворота (добавляется «излом» рамы, устраняется поворот заднего вальца) и кроме того, при движении «крабом» сохраняет привычную ориентацию кабины относительно направления движения. Тем же преимуществом обладают конструкции, в которых уширение полосы уплотнения достигается осевым сдвигом одного из вальцев. Но в любом случае движение вальцев с частичным перекрытием следа снижает суммарный уплотняющий эффект катка и нарушает равномерность уплотнения по ширине полосы. Средние и тяжелые модели тандемных катков с большой шириной захвата часто оснащаются разрезными вальцами (т.е. валец состоит из двух коротких плотно состыкованных торцами барабанов), что позволяет избежать сдвига и растрескивания асфальтобетонной смеси при резких поворотах. Для уплотнения асфальтобетона и слоев основания часто применяют комбинированные катки. В таких машинах одна из осей оборудована жестким вальцем, а другая - набором пневмоколес. Чаще всего комбинированные катки выполнены по полноприводной схеме (т.е. ведущими являются и пневмоколеса, и валец), но встречаются варианты и только с ведущими пневмоколесами. В зависимости от типоразмера машины валец может быть монолитным или разрезным. Половинки ведущего разрезного вальца приводятся через дифференциал. Также как и у тандем-катков, жесткие вальцы комбинированных катков могут оборудоваться роликами обрезки и прикатки кромок покрытия.
Ведущие пневмоколеса монтируются на неразрезном мосту попарно (обычно их число равно четырем) и момент на каждую из пар подается также через дифференциал. Иногда для уменьшения скорости остывания асфальтобетонной смеси блок пневмоколес закрывается «тепловыми» фартуками. Катки оснащаются независимыми гидрообъемными приводами хода, вибровозбудителей и излома шарнирно-сочлененной рамы. Уплотнители отходов больше напоминают колесные бульдозеры, каковыми они изначально и являлись. Тем не менее, функция уплотнения, возложенная на них, заставила их эволюционировать в сторону катков, превратив, в конце концов, больше в катки, чем бульдозеры. (Кстати, одновальцовые катки эволюционируют в обратную сторону, обзаводясь бульдозерными отвалами, а вместе с ними и соответствующими функциями). Уплотнители отходов — четырехколесные машины на шарнирно-сочлененной раме с гидротрансформатором, автоматической коробкой передач, всеми ведущими мостами, оснащенными дифференциалами и конечными редукторами с встроенными многодисковыми маслопогруженными тормозами. Отличительной особенностью этих машин являются четыре жестких вальца с кулачками или лопатками, расположенными на их поверхности в шахматном порядке, и большой отвал с решетчатым ограждением у верхней кромки. Процесс уплотнения отходов не ограничивается требованием сохранения ровности их поверхности и структуры, поэтому такие машины весят, как правило, не менее 20 т.
Одновальцовый виброкаток
Специфика работы этих машин отразилась не только на форме уплотняющих органов. Так, при расположении различных ниш, а также воздухозаборных проемов и охлаждающих решеток учтена нежелательность попадания и накопления в них компонентов бытовых отходов (например, полиэтиленовые пакеты могут полностью вывести из строя систему охлаждения любой, сколь угодно мощной машины).
Тормозные системы практически всех поставляемых на рынок катков (за исключением уплотнителей отходов), созданы по одной схеме. Функции рабочего тормоза выполняет гидрообъемная ходовая трансмиссия, останавливающая машину при падении давления в ее контурах. Торможение начинается и/или заканчивается при переводе рычага реверса из одного положения в другое. В ряде случаев ходовая гидросистема дополняется системой пропорционального электропривода, исключающей повреждение покрытия во время торможения и разгона катка при его реверсировании. Многодисковые стояночные и аварийные тормоза (как правило, их функции выполняются одной системой) нормально замкнутого типа устанавливаются на ведущих и части управляемых колес, либо на валах коробки передач. Они включаются оператором с пульта управления, либо автоматически — при падении давления в гидросистеме или остановке двигателя. В ряде случаев предусмотрена возможность их механического разблокирования. Некоторые фирмы дополнительно оборудуют свои машины блокировкой запуска двигателя при включенной передаче. Независимо от типа катка рабочее место оператора традиционно пользуется повышенным вниманием производителей. Набор средств, способствующих повышению эффективности работы оператора, известен. Хорошая видимость зоны работ достигается увеличением площади остекления (если речь идет о кабине), низкопрофильными скругленными и обуженными корпусными деталями, приданием дополнительных степеней свободы рабочему креслу оператора (вращение и сдвиг во все стороны). Специфической для операторов катков с жестким вальцем является необходимость видеть его край. Этого добиваются выносом рабочего места за боковой габарит катка (в кабинах для этого делают специальный смотровой фонарь), осевым смещением вальца, наклоном опорных вилок вальца и устройством смотровых проемов в корпусе катка.
Машины, поставляемые на российский рынок, как правило, комплектуются закрытыми кабинами с вибро- и шумоизоляцией, подрессоренным и регулируемым креслом, комплектом аудиовизуальных индикаторов и/или приборов, информирующих о текущем или предельном состояниях систем и агрегатов катка. В список стандартного или дополнительного оборудования входят системы автоматического управления рабочими процессами и контроля состояния агрегатов, защитные конструкции ROPS/FOPS, широкая гамма климатических установок: от простого вентилятора до кондиционера с пылеочисткой забортного и увлажнением рециркулирующего воздуха, дополнительное освещение зоны работ, проблесковый маяк и другие устройства. Катки — традиционная сфера интересов фирмы Bitelli. Тандемные катки Bitelli имеют индекс DTV, где DT — признак полноприводной машины. Цифровая комбинация соответствует весу машины в кН (стоящая у легких машин первой цифра 3 к весу отношения не имеет). Завершающая обозначение латинская S указывает, что вибровозбудитель установлен только на одном вальце. Одновальцовые катки имеют общий индекс С, а следующее за ним число также приблизительно соответствует весу машины в кН. Закономерностей в обозначениях комбинированных катков нет, поскольку одна из двух существующих моделей (345С) — по сути дела тот же DTV 345 с пневмоколесами вместо одного из вальцев. Латинское С в конце обозначения этой машины как раз и означает — «комбинированный». Собственное имя другой модели (Combit 65) прямо говорит о ее комбинированной сущности, а цифры соответствуют статической нагрузке на валец в кН. Обозначения пневмоколесных катков начинаются с аббревиатуры RG, две первые цифры численного индекса равны весу машины в кН, последняя цифра соответствует общему количеству колес.
Катки Bitelli
Примечание. У комбинированных катков нагрузка на колесо: 525 кН для 345С и 2325 кН для модели 65, у пневмоколесных она составляет 29,4 кН.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|