Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Память 2 страница




Подросток видит новый смысл в мире. Как никогда в жизни его волнуют вопросы нравственных ценностей и норм. Если младего школьника волновали действия, события, поступки, то подростка — мысли и чувства. Учащихся общеобразовательных школ, по данным психологов, волнуют вопросы религии, войны и мира, конечности и смысла жизни, экологии, мистических явлений, че­ловека во всех его проявлениях, взаимоотношений и любви. Они спрашивают: может ли Земля существовать вечно? Почему человек мыслит? Для чего мы живем? Гордость — это хорошо или плохо? Почему существует любовь? Почему люди бывают злые? Что сде­лать, чтобы прожить жизнь прекрасно?

Вторая опасность возраста после общения с другим полом, счи­тает святитель Феофан Затворник, — это светскость, т. к. она зна­менует жизнь по впечатлениям чувств. Подросток может вознена­видеть внутреннюю жизнь и всех, кто живет внутренней жизнью, и это мешает ему разуметь истину. Значит, нужно обеспечить уча­стие в духовной жизни, показать огромную важность внутренней жизни человека. «Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовле­творяемы богато, покоя не бывает. Почему удовлетворение их и на­зывается единым на потребу» (свт. Феофан Затворник).

«Все испытывайте, хорошего держитесь», — советует апо­стол Павел (1 Фес. 5, 21). Внутреннюю жизнь подростка необходи­мо направить к Богу, к Его Святой Церкви. Церковные подрост­ки, по данным исследований, выказывают желание жить активной духовной жизнью. Практически все хотят активно участвовать в богослужении, и даже те дети, которые, по мнению их родителей и окружающих, отошли от участия в церковной жизни, отмеча­ют, что у них есть потребность в молитве. На занятиях перед ними необходимо раскрывать темы молитвы, возможности победы над грехом, ежедневного исповедания веры и служения Богу и Церкви.

Соотношение рассудка и реальной жизни

«Своеволие юношеской мысли на все кидает тень сомнения», — предупреждает свт. Феофан. Опасность состоит в том, что под­ростки ничего не принимают на веру, требуют доказательств, на все накладывают тень сомнения, т. е. возносят рассудочные знания. По мнению святителя Феофана, они могут отсечь веру и Церковь, отпасть от нее, остаться одни. Поэтому он советует особое внима­ние уделить сохранению благоприобретенного. Порядок обучения не должен быть противоположен настрою, настроению, чтобы не разорялось созданное ранее. Детей нужно оградить благочестие церковностью, Таинствами. В обучении должно быть видно, что главное, что второстепенное. У подростка должно созреть убежде­ние, что главное — Богоугождение (изучение веры, дела благоче­стия, участие в жизни Церкви), а научность — придаточное каче­ство на эту, временную жизнь. Поэтому научность не должна зани­мать все внимание и заботу.

Церковная жизнь для юноши — не просто выполнение опреде­ленных правил (ежедневное чтение Евангелия и семейная молитва, воскресный поход в храм и уроки в церковной школе), как было у младших школьников, но определенное мировоззрение, т. е. пости­жение любого жизненного вопроса через веру, «пропитанность» православным мироощущением.

Отношение к Богу и Церкви

Противоречивость возраста отражается и на духовной жизни, она колеблется от самопожертвования до эгоцентризма. Противо­борство с миром, сомнения во всем приводят к отказу от правил, а значит, возможно, и от Церкви. Церковь — это «привычно, скучно, известно, обыденно, навязано», а нужно новое, интересное, неиз­веданное. Взрослым надо увидеть, что беда не в отказе, а в душев­ных переменах.

Чувство свободы опьяняет подростка, он не знает, что с ней де­лать, в чем она состоит. «Вдруг он решит, что Бога нет, и уверен, что в нем нет веры, а то вдруг по привычке, по неисчезнувшей инерции начнет молиться — и на время глубокое волнение, мистические восторги охватят душу» (прот. Василий Зеньковский). В том и дру­гом случае опасна импульсивность, нужна помощь в поддержании устойчивой, твердой веры. Порой следует просто подсказать подростку, что он, несмотря на его сомнения, верующий человек, и Бог Рядом. Простое, уверенное, спокойно сказанное слово может успо­коить его мятущуюся душу.

Прот. Василий Зеньковский рекомендует помочь молодому че­ловеку разобраться во внутреннем мире, а не заставлять его; иначе появляется лицемерие, враждебность к религиозной жизни. Современный сербский богослов митр. Амфилохий (Радович) настаивает чтобы дети вели церковную жизнь по послушанию родителям, том числе и посещали храм по воскресеньям. В любом случае, невозможно допустить равнодушия к Церкви, хотя и насилия применять не следует. Свт. Иоанн Златоуст обращается к родителям: «Так и в церковь посылая или, лучше, приводя их, не другим вверять их но самим с ними надобно приходить сюда и требовать, чтобы они помнили слышанное и преподаваемое здесь». Святитель говорит о совместной церковной жизни семьи и о неустанной заботе взрос­лых о духовном состоянии детей.

Если обратиться к данным опроса церковных детей, мы уви­дим, что порой маловерие родителей, боязнь осуществить давле­ние на подросшего ребенка становятся препятствием к его полно­ценной духовной жизни. Отошедшие от Церкви юноши отмечают, что в самый сложный момент родители отступились от твердой позиции и тем самым дали и детям возможность послабления в ду­ховной жизни. Очень важно то, как родители относятся к физи­ческой и духовной жизни своих детей. Для иллюстрации послед­ней мысли приведем историю, рассказанную митр. Антонием Сурожским: «Однажды в юности я вернулся из летнего лагеря. Мой отец встретил меня и выразил беспокойство по поводу того, как прошел лагерь. „Я боялся, — сказал он, — что с тобой что-то слу­чилось". Я с легкостью юности спросил: „Ты боялся, что я сломал ногу или свернул шею? " И он ответил очень серьезно, с присущей ему трезвою любовью: „Нет, это не имело бы значения. Я боялся, что ты потерял цельность души". И затем добавил: „Помни: жив ты или умер — не так важно. Одно действительно важно, должно быть важно и для тебя и для других: ради чего ты живешь и за что ты го­тов умереть" ».

Сознательная, деятельная христианская жизнь

Дети должны сознательно избрать христианское житие, слу­жение Богу. Молодой человек собственной волей начинает жизнь христианина, раньше она исходила не от его лица. Человек стано­вится человеком, когда держится мыслей и дел не потому, что ему их передали, а потому что сам находит их верными. Со своей тя­гой к самостоятельности подросток непременно должен убедить­ся (с нашей помощью), что исповедуемая им вера есть единственно верный путь спасения.

В речи выпускницам Олонецкого епархиального женского училища сщмч. Фаддей (Успенский) говорил: «Добрые задатки вос­питания бывают прочны лишь тогда, когда самостоятельно воспринимаются и усвояются самими питомцами. Нужно ведь, что­бы последние свободно избрали себе идеал добра, который потом был бы путеводною звездою в их жизни, нужно, чтобы этот идеал был „написанным в сердцах" (Рим. 2, 15) ваших... чтобы вы искрен­но отдались ему всем сердцем, по сказанному в Священном Писа­нии, " даждь ми, сыне, твое сердце" (Притч. 23, 26), нужно, чтобы в вас создалось непреклонное решение ходить по требованиям это­го идеала. Сколько раз, например, мать ставит на ноги дитя, чтобы научить его ходить, и научиться оно может лишь тогда, когда будет прилагать самостоятельные усилия к хождению! ». Порядки и обы­чаи, усвоенные в школе, «могут сделаться достоянием жизни лишь в том случае, если сердце ваше лежало к ним и воля создала свобод­ное решение усвоить их для жизненного руководства».

Для укрепления в вере юноши нуждаются в активной дея­тельности. Уместно вспомнить, что, по мнению одного из разра­ботчиков развивающего обучения В. В. Давыдова, ведущий вид. деятельности подростков — общественно-значимая деятель­ность. Известный советский педагог, много сил отдававший нрав­ственному воспитанию школьников через любовь к родной зем­ле, В. А. Сухомлинский говорил: «Меня поражало, что восхищение детей красотой переплеталось с равнодушием к судьбе прекрасно­го. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чув­ства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности».

Судя по данным многих опросов, подростки желают служить Богу и Церкви, помогать в храме, помогать батюшке. Загрузить подростков на приходе посильной работой, придать деятельности большую интенсивность — это значит не только показать, что они могут нести ответственность, но дать понятие о служении Богу, по­мочь ощутить себя значимым членом Церкви.

Подросток должен иметь возможность выбрать продолжение Духовного или богословского образования, а для этого обладать всей необходимой информацией о наличии подобных учебных заведений. Необходимо также учить молодых людей проповедовать свою веру, быть постоянными свидетелями о Христе. К сожалению, не каждый подросток желает быть миссионером, и зародить в нем это стремление, в посильной для него форме, — задача церковной школы.


Православному педагогу нужно помнить: возрастные измене­ния — это нормальный, естественный процесс, необходимый для развития; без переходного возраста не будет взрослого человека важно не то, как изменения происходят внешне, а то, что внутри созревает, растет и развивается взрослый полноценный человек Постараемся увидеть смысл этих скрытых от внешнего взора про­цессов, понять, что происходит с ребенком, почему это важно и как отразится на его будущем.

 

 


Отличительные принципы преподавания Закона Божия

Один из дидактических принципов (принцип научности) мы заме­нили на принцип истинности. Его и рассмотрим в первую очередь, сформулировав точнее.

1. ОСНОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ — СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

Основанием преподавания является прежде всего Библия, и осо­бенно Евангелие. «В лучших книгах мира истина шепчет и ползет. В Евангелии она летит и поет», — говорил сщмч. Иоанн Рижский (Поммер).

• Из Библии черпается большая часть сведений. Содержание курса Священной истории выстроено в соответствии со Священ­ным Писанием. Программа Закона Божия для церковно-приход­ских школ Екатеринбургской епархии строится следующим обра­зом: первый год обучения посвящен Священной истории Ветхого и Нового Завета, второй — богослужению и катехизису, третий — более подробному изучению Нового Завета. У многих детей учеба начинается с подготовительного года, когда они знакомятся с глав­ными Евангельскими событиями: подготовительная программа называется «Праздники, молитвы, жития» и в основе своей имеет праздники годового круга Православной Церкви. Следовательно большая часть курса посвящена Священной истории. Другие разделы Закона Божия во многом опираются на библейские тексты.

• Учитель читает и цитирует Священное Писание на уроках. При чтении Библии, и особенно — Евангелия, христианин желает увидеть в нем святую Истину. Обращаясь к Священному тексту, педагог научает воспитанников с предельным вниманием и бе­режностью относиться к каждому слову, видя в нем руководство к жизни. «Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматрива­ния. Каждая йота его испускает луч жизни. Пренебрежение жиз­ни — смерть», — наставляет свт. Игнатий (Брянчанинов).

Небольшие тексты дети могут читать на уроке сами, тогда осо­бое внимание должно обращать на то, чтобы чтение было точным и благоговейным. Необходимо давать посильное домашнее зада­ние по чтению Писания: самому ребенку или совместно с родите­лями. Цель таких заданий — не только закрепить изученное, но главное — приучить к ежедневному чтению, что составляет важ­ную часть духовной жизни каждого христианина.

Ученики заучивают отрывки из Евангелия наизусть. «И ныне отчего бы христианским воспитателям не украсить памяти не­винного дитяти Евангелием, чем засорять ее изучением Эзоповых басней и прочих ничтожностей? Какое счастье, какое богатство — стяжание Евангелия памятью! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий, могущих случиться с нами в течение земной жизни. Еван­гелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику сопутству­ет в темницу, говорит с земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Несколько по­колений советских детей выросли без знания Священного Писания, но зато они очень хорошо знали басни «дедушки Крылова». Всем знакома поговорка: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Не отвергая русской классики, заметим, насколько выше слова Еван­гелия, так необходимые для детей, например: «Покайтесь, ибо при­близилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Евангельские тексты, предлагаемые для запоминания, должны быть посильными для детей; они могут составлять одно предложе­ние, одну фразу, выражающую смысл изучаемого.

• Библия также учит языку рассказа. Учителю необходимо про­никаться духом и способом ее рассказывания. «Читающие сло­во Божие для своего спасения ничего более не желают, как только найти в нем мысли и волю тех, коими оно написано, и таким обра­зом найти волю Божию», — блаж. Августин. Усвоение библейской формы достигается лишь продолжительным изучением Священ­ного Писания. Нужно, чтобы в самом учителе слово Божие «оби­тало обильно» (Кол. 3, 16). Для этого мало чтения Священного Пи­сания лишь на занятиях и при подготовке к уроку; необходимо по­стоянное, ежедневное чтение Евангелия.

• Священное Писание — основа духовной жизни детей. «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия, старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жиз­ни, и надо читать ее жизнью... Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих... не играй своею участью вечной. Молись в сокру­шении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, со­кровенные в законе Его, который — Евангелие» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Самая главная задача, стоящая перед учителем, — не заучива­ние Евангельских слов и даже не истолкование их. Обращаясь к главной Книге, дети должны понять, что Евангелием нужно руко­водствоваться в жизни. Все прочитанное обязано оживотворить действия и мысли маленького христианина, причем не только в стенах храма, но и за его пределами. «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается еван­гельской. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чте­нием, изучением Евангелия» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Нуж­но, чтобы в результате обучения в церковной школе дети привык­ли читать Евангелие, знали, что читать его следует ежедневно, и привыкли сверять с ним свои мысли и поступки.

В слове Божием можно найти руководства для любого случая Жизни: не обязательно в виде конкретных примеров, а в виде обще­го направления духовной жизни. Результатом чтения станет пра­вильное устроение внешней и внутренней жизни. «Очень недоста­точно только с удовольствием прочитать веления Евангелия и по­дивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат», «Пожертвуй всем для исполнения заповедей», «оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие...

любящего душу свою... закрыто Евангелие... Евангелие есть Изображение свойств нового человека, который — «Господь с небесе» (1 Кор. 15, 48)» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Мы «должны дать себе отчет, насколько проникло в душу нагцу действие Божественного слова: не осталось ли оно только на по­верхности нашей души, как какой-то придаток, которым каждый мог бы пользоваться или не пользоваться, смотря по собственно­му желанию, или оно так глубоко проникло в нашу душу, что она не приходит в движение без воспоминания этого слова? Ибо если наша собственная душа не преобразовалась от действия Боже­ственного слова, то как наше, носящее всегда на себе следы нашей душевной нечистоты, слово может преобразить души других лю­дей? » — задает вопрос педагогам сщмч. Фаддей (Успенский).

Учеников должно направлять не просто личное мнение учителя, но мнение Церкви

• Истолкование исторических событий, церковных установлений, вероучительных положений, вопросов христианской нравственно­сти должно быть согласно со Священным Писанием и Преданием Церкви. Свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых от­цов! ». Иеромонах Серафим (Роуз) дает конкретный практический совет: «Есть ли у Вас тетрадь для выписок из святых отцов? И всегда ли заложена у Вас страница в святоотеческой книге, которую Вы чи­таете, которую открываете в трудную минуту? Если нет — начните сегодня: это очень важно! ».

• Как читать? Как разобраться в прочитанном? Как готовить­ся к объяснению ученикам? Опираясь на церковное Предание. «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?.. И слово Божие и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимают ее [Церкви] истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

• Если учитель сам переживает внутреннее единство с церков­ным пониманием чего-либо, он и в детях возбудит расположение к этому. Он заставит учащихся полюбить то, что он сам любит, и вызовет в них чувство, подобное чувству Руфи, сказавшей своей свекрови: «Твой Бог будет моим Богом» (Руф. 1, 16). «Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели. (см.: 1 Кор. 1, 10)» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Действительно, не только близкие чувства от про­читанного объединяют учителя и его воспитанников, но главное — общая цель. Она есть спасение своей души.

Свт. Игнатий призывает время земной жизни посвятить зна­комству со святыми, чтобы впоследствии они приняли тебя к себе как друга: с их житиями, трудами, с молитвенной поддержкой. «Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — мно­го возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, нравах и обычаях народных. Очевидно, что беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С препо­добным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен буде- ши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27)».

• Толкование возьмем у святых отцов, в литургическом преда­нии Церкви.

«Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Свя­тые отцы достигли цели: спасения... Как единомысленный и едино­душный святым отцам, ты спасешься... Верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, — писания отцов... Руковод­ствующийся ими имеет... руководителем Святаго Духа», — говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). Этим руководством пользуется педагог не только в личной жизни, но и при воспитании и обучении детей.

При построении урока учитель опирается на учение святых отцов, проникается духом их рассказывания. На экзамене по методике преподавания Закона Божия на катехизаторско-педагогических курсах, предшествовавших Екатеринбургской православной Учи­тельской семинарии, некоторые студенты делали для себя настоя­щее открытие, выполняя обязательное условие: составить урок с Использование творений святых отцов — свтт. Иоанна Златоуста, Григория Паламы, блж. Феофилакта Болгарского. Уроки получа­лись стройные, глубокие, насыщенные и интересные. Сейчас подготовка уроков по святым отцам входит в програму Учительской Семинарии с первой сессии.

Особое внимание должно быть уделено изучению богослужебных текстов. Непременным условием изучения многих событий является знакомство с тропарями, кондаками, стихирами и другими молитвословиями. Невозможно познакомиться, например, с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, не узнав тропаря и не обсудив, какой смысл вкладывает Церковь в празднование.

• Учитель, сам при подготовке занятия познакомившись с тол­кованием святых отцов, не должен скрывать этого знания от детей. Он приводит слова святых отцов детям. Причем не только знакомит с мыслями, но и называет имена святых отцов. Чтобы все эти имена, как говорит сщмч. Фаддей (Успенский), «отозвались в сердцах любо­вью, пленили восхищением и увлекли к подражанию», не оставшись «пустыми звуками, бесстрастно произносимыми и воспоминаемыми».

Дети должны знать: на уроке звучит не личное мнение учите­ля, а слово Церкви. Именно в нем всегда, в любых жизненных си­туациях нужно искать истинное понимание. «Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям Евангельским. — спасе­нию и христианскому совершенству. Книги святых отцов... подоб­ны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может уви­деть все свои недостатки. Опять — эти книги подобны богатому собранию врачебных средств... » (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Одно чтение Блаженств пробуждает в душе благоговейные чув­ства, «один взор на священные книги возбуждает к благочести­вой жизни», — говорит св. Епифаний Кипрский. Такое понимание, сложившееся за годы учебы в церковной школе, должно остаться с детьми на всю жизнь: читай святых отцов — и будешь знать, как поступить.

• Нужно научиться выбирать то чтение, которое подходит. Чте­ние Библии и святых отцов должно отвечать принципам доступ­ности и природосообразности. «Каждый избери себе чтение от­цов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть чи­тает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, — отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; хри­стианин, живущий посреди мира, — святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов.

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятель ность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем — мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведе­нии неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближ­них. При неправильном чтении Св. Писания и святых отцов легко можно уклониться от спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими», — предостерега­ет свт. Игнатий (Брянчанинов).

• Любой материал Закона Божия подтверждаем Священным Писанием и Преданием.

Опора на Предание Церкви необходима во всех предметах, вхо­дящих в Закон Божий. При обучении Священной истории, есте­ственно, педагог пользуется толкованием святых отцов, опирает­ся на литургическое предание. Но и в других разделах опора на Предание является непременным условием. Например, катехизис требует очень точного изучения как предмет, излагающий догма­ты вероучения. Определения, изложенные Вселенскими Собора­ми, составляют, после Священного Писания, самое высшее прави­ло веры и не допускают изменений даже в одном каком-либо слове. Они составлялись многими святыми отцами после борьбы, после многократных, продолжительных совещаний. Малейшее измене­ние в них подвергает опасности сказать что-либо противное уче­нию Церкви. Потому и дети, и взрослые обязываются изучать дог­маты веры и точно следовать соборным определениям.

Мы можем молиться своими словами. Но мы не знаем, о чем мо­литься, как должно молиться. Молитвы церковные тем и ценны, что они есть молитвы Духа, духоносные и духодвижные. Наш язык не может выразить, «испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим. 8, 27). Чтение молитв по указанию Церкви составляет необхо­димую обязанность каждого христианина. Они составлены мужами, опытными в молитве, и есть плод благодатных внушений свыше. они представляют пособие к достижению молитвы истинной и бого­угодной, способствуют нашему соединению со всей Церковью.

Изучение богослужения все основано на литургическом преда­нии. Мы изучаем строй богослужения, тексты, звучащие на службах; Разбираем значение всех церковных событий, исходя из смысла Церковных молитв.

 

 

2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ПРЕПОДАВАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К БОГУ, СТРЕМЛЕНИЯ К СПАСЕНИЮ, СВЯТОСТИ

«Стремление к Богу, Существу Высочайшему, равным образом стремление к добру принадлежат к так называемым врожденным стремлениям человека... Они коренятся в самой природе души, которая по природе христианка, по выражению Тертуллиана. К этом-то врожденным влечениям, которые развиты были в дитя­ти матерью,... и должно примыкать школьное религиозное обуче­ние», по словам сщмч. Фаддея (Успенского). «Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление и вле­чение души ко Благу. Это есть целостный порыв благоговения и любви». «Выбор совсем не есть обязательное условие свободы», — считает св. Максим Исповедник. Выбор предполагает раздвоение и неясность, т. е. неполноту и нетвердость воли.

Единственным вечным и истинным благом для человека явля­ется то, что никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не мо­жет у него отнять, — общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратит­ся даже после физической смерти. «Ни смерть, ни жизнь, ни Анге­лы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любвиБожией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 12, 8).                                                                                             

Ведение о Боге, о Его отношении к миру и человеку должно наполнять душу благоговейными чувствованиями, вызывая глу­бокое смирение перед Высочайшим Существом, преданность Его благому и премудрому Промыслу и готовность следовать Его свя­той воле. «Истинное Божественное состояние — это любовь к Богу приходящая через святое делание Божественных заповедей» (свт. Григорий Палама). Благоговение усваивается, если преподается не только на уроках, но неразрывно связано с реальным вхождение  в литургическую жизнь Церкви Христовой.

Обучение нужно вести так, чтобы вызвать «любовь учиться тому чему заставляют учиться, чтобы занятие было не работою, а удовольствием, делом не принуждения, а добровольного жела­ния», — говорит блаж. Иероним. Добавим: обучение должно быть не просто интересно и занимательно, но воспитывать религиоз­ную потребность. Нужно открыть в детях способность глядения в себя — не просто самонаблюдения, а самонаблюдение в Боге, ко­торое, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой — не дает унывать, но дает благодать, радость и покой. «Когда с тобой Гос­подь — надейся на победу: Господь не может не быть победите­лем», — уверяет нас свт. Игнатий (Брянчанинов).

Любовь к Богу — это главное, что воспитывается на уроках За­кона Божия, не зависимо от темы, раздела, возраста детей. Возь­мем для примера изучение Священной истории. «В ветхозаветной истории особенно ясно изображается непосредственное управле­ние Богом в истории еврейского народа и в мире, а это воспитыва­ет в детях живую веру в то, что в мире правит всем воля Всевыш­него». Сщмч. Фаддей (Успенский) напоминает нам о том, что са­мое важное в Священной истории — являемый через все события Промысл Божий. Новый Завет есть история совершения спасения: «Учитель должен указать на все благодеяния Божии... и возбудить в детях чувство благодарности и любви к Нему. Желание иметь в уме мысль о Нем и чаще к Нему обращаться». Значит, урок являет­ся не просто знакомством с событиями и явлениями, он имеет ито­гом пробуждение благодарного, молитвенного состояния.

Другой раздел Закона Божия — катехизис — рассматривает бо­гословские истины, сформулированные Церковью для спасения человеков. Стремление знать связано с желанием спастись, а для этого правильно веровать и двигаться в нужном направлении. На­правление это — к Богу.

Скажем также о научении молитве. «Молитвою и непременным Исполнением ее в назначенное время детям внушается, что они не животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны Поклоняться... », по слову свт. Иннокентия Московского. Педагог ставит задачу сделать молитву близкой и понятной сердцу детей. молитва, по определению свт. Филарета, — связь с Богом, устремление ума и сердца к Богу. «Молитва не только побеждает законы роды, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого все­сильного Бога, поднятую для поражения грешников», — вспоми­ная о Моисее, говорит свт. Димитрий Ростовский. «В молитве при­родное влечение к Богу находит свое первое и наиболее сродное ему, непосредственное выражение» (сщмч. Фаддей). В таком случае урок становится по сути своей молитвой, славословием Богу, обра­щенностью к Нему, постоянным памятованием о Нем.

Изучение богослужения также воспитывает почитание Бога. Оно показывает, как Церковь все устрояет для нашего спасения — всем строем богослужения и каждым его словом. Услышим вме­сте с детьми призыв к благоговейному вниманию («вонмем», «от­ложим попечение»), к благоговейным чувствованиям и действиям («приидите поклонимся и припадем ко Христу», «возлюбим друг друга», «главы ваша Господеви приклоните», «горе имеим сердца») и отзовемся на него.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...