Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. 1. Молитва. Характер толкований




Толкования Священного Писания Златоустом реалистичны: ясные, простые, почти совершенно чуждые аллегорий. Они соче­тают методы двух богословских школ: Антиохийской (находится близко от места земного подвига Спасителя) — школы буквально­го толкования, связно и ясно представляющей ход библейских со­бытий и прямой смысл учения, и Александрийской (представля­ет греческую, эллинистическую культуру) — путем аллегорий изъ­ясняющей сокровенный, духовный смысл Писания. Толкование св. Иоанна Златоуста было нравственным. Оно преследовало, прежде всего, цели назидания, проповеди, делая ударение на догматиче­ском и следующем из него нравственном аспектах Писания. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивал: „Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле чувственном и духовном". Педагоги найдут и буквальный, фактический, событийный пласт; и духовный, внутренний смысл Св. Писания.

На первый план у Златоуста выдвинут историко-грамматиче- ский смысл. Раскрывая смысл текста, он использует исторические и археологические данные, восстанавливает историческую обста­новку написания. На уроке все это поможет увидеть реальность истории. Но множественность смысла самого Писания не остает­ся незамеченной. Библейские события поучают и пророчествуют. Особенно это видно при изучении Ветхого Завета, изобилующего типологическими толкованиями. Здесь невозможен чистый исто­ризм, необходимо на реалистической основе раскрывать учение о прообразах и преобразованиях. Данное учение — важный момент преподавания Священной истории Ветхого Завета.

Св. Иоанн подчеркивает «темноту» Ветхого Завета. Главная причина этой темноты в обращенности его к будущему, в том, что он — единое пророчество. Ветхий Завет исполнился в Новом, по­этому только исходя из Нового мы можем понять смысл Ветхого. Оба Завета связаны. Как мы знаем, стержнем преподавания Свя­щенной истории является домостроительство человеческого спасе­ния — через явление Господа Иисуса Христа. „Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий — раскрывается в Новом" (Беседа на 1 Кор. 6). Отдельные события Ветхого Завета указывают на события гряду­щие — в этом его прообразовательное значение. К тому же Спаси­тель часто говорит в притчах. Именно этим оправдывается нрав­ственное приложение Евангельских текстов. Воспитание на уроках Закона Божия идет через нравственные выводы из эпизодов Свя­щенной истории.

 

 

Состав толкований, метод написания

Златоуст написал очень мало систематических трудов. Пись­менные трактаты относятся ко времени его диаконского служения. Став впоследствии пресвитером и епископом, он уже не имел возможности для составления письменных работ. Ко времени служения в Антиохии относятся монументальные экзегетические циклы. Но большинство его сочинений — застенографированные Редактированные проповеди, произнесенные устно. Каждую проповедь св. Иоанн сопровождал нравственными увещаниями: об отношении к собственности, о недопустимости посещения теа­тра и цирка, о любви к бедным и милосердии, об исполнении запо­ведей и хождении в церковь. Проповеди святителя пользовались огромной популярностью, вызывали рукоплескания и восторжен­ные крики, так что проповеднику приходилось умолять о тишине. Несколько стенографов записывали каждое слово. Благодаря им, проповеди дошли до нас. Ко времени призвания на Константино­польскую кафедру относятся толкования на Деяния, на Псалмы, на многие послания ап. Павла. Многие беседы снова были стеногра­фированы и сохранили живость устного слова. Это клад для пре­подавателя: речь святителя — эмоциональная, красивая, востор­женная, в то же время язык библейский, высокий. Большое вни­мание он уделяет грамматической и логической стороне речи. Его отличает необыкновенная филологическая зоркость и внимание к слову: он раскрывает смысл слов, оттенки синонимов, оборотов речи. На это мы обратим внимание далее.

Творения св. Иоанна Златоуста составляют целую библиотеку бо­гословской литературы. Основная ее часть — беседы на книги Вет­хого и Нового Заветов. Святитель был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги последовательно и систе­матически. К лучшим творениям Златоустого писателя принадле­жат толкования на Новый Завет. Это было замечено уже в древности. Нам, педагогам, нужно знать, что можно использовать на уроках.

 

Экзегетические труды свт. Иоанна Златоуста включают сле­дующие беседы.

1. На Ветхий Завет:

• Беседы на Книгу Бытие.

• Беседы на Псалмы.

• Беседы на пророка Исайю.

• Отдельные беседы: беседа о св. Анне и три беседы о Дави­де и Сауле.

2. На Новый Завет:

• Беседы на Евангелие от Матфея — стали классическим ком­ментарием к этому Евангелию и получили самое широкое распространение в христианском мире. Уже в V в. их чита­ли на латинском, армянском и сирийском языках; в X в. появилась арабская версия, в XI в. — грузинская и позднее — славянская. На Руси беседы Златоуста были излюбленным чтением, сохранилось множество славянских списков.

• Беседы на отдельные места из Евангелия от Матфея: на притчу о должнике (Мф. 18, 23), на Мф. 7, 14 с изъяснением молитвы «Отче наш».

• 88 Бесед на Евангелие от Иоанна.

• 55 Бесед на Деяния апостольские — являются единствен­ным полным комментарием Деяний из появившихся в тече­ние первых десяти веков по Рождестве Христовом.

• Беседы на послания ап. Павла.

• Слова на праздничные дни:

Беседа о крещении Господа и о Богоявлении.

Беседы на Страстную седмицу, в которых изложено учение о Тайной Вечере как первой Евхаристии, говорится о силе Креста Христова, о значении покаяния и молитве за врагов.

Беседы на Святую Пасху.

Беседа о Вознесении Господнем, в которой говорится о вознесе­нии как о величайшем благодеянии человеческому роду.

Два слова о Пятидесятнице — о плодах Сошествия Святого Духа и о Его благодатных дарах.

Итак, толкования являются систематическими и последова­тельными, обеспечивающими педагога по всем основным темам школы I ступени. Для школы II ступени: по истории Церкви — тол­кования на Деяния и Послания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...