1. Молитва 7 страница
Помните правила: весь материал преподается в соответствии с возрастом, подготовка учителя должна быть максимальной, а подача детям — оптимальной. Умы учащихся должны быть подготовлены к новому материалу. Содержание и способы обучения должны несколько опережать развитие детей. Обучение требует известной напряженности для работы в полную силу. Главное внимание уделяйте познавательной деятельности учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, а хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения. Не говорите длинных монологов, не объясняйте того, что может быть легко усвоено. Доступность не означает легкость, она тесно связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. На уроках анализируйте материал, обобщайте его и формулируйте понятия, используйте сравнение, сопоставление, противопоставление. Темп занятия должен быть оптимальным, не задерживайте сильных, развивайте быстроту у слабых. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреплении — слабых. Торопитесь медленно, не форсируйте УП, не стремитесь к быстрому успеху. Преподавайте понятно, старайтесь на каждом уроке достигнуть того, чтобы дети действительно поняли материал. Непонятное преподавание возбуждает лишь скуку и отвращение. Учитывайте индивидуальную обучаемость, объединяйте детей в дифференцированные подгруппы. 6. Связь теории с практикой Формулирование принципа было основано на центральном положении философии: практика — критерий истины, практикой проверяются положения науки.
Православная точка зрения: Бог есть Истина. Человек испытывает потребность в Богопознании. Правильно поставленное воспитание неразрывно связано с жизнью ребенка, прежде всего с духовной составляющей, оно готовит его к активной деятельности как члена Церкви и общества. Помните: учащийся должен понимать, что обучение является для него жизненной необходимостью. И учитель должен таким образом строить занятия, чтобы показать чрезвычайную актуальность изучаемого. Приучайте воспитанников применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения. Не должно быть ни одного урока, на котором бы учащийся не знал жизненного значения своей работы. Побуждайте к самостоятельной работе, к проблемным и исследовательским заданиям, которые являются лучшим средством связи теории с практикой. Дополнительные замечания к принципу наглядности Что можно называть наглядными пособиями? Можно ли использовать иконы на уроке? Как традиции Православной Церкви помогают наглядному усвоению верующими христианского учения? Чтобы разобраться с этими вопросами, обратимся к пояснениям дореволюционных методистов. 1. Прот. А. Дернов называет важной формой наглядного обучения неопустительное и благоговейное присутствие детей за церковными службами. «Вселенская учительница, Святая Церковь преподает нам и ведение вселенское. У нее есть для нас знание догматическое, практическое, пророческое; есть и знание историческое, т. е. повествование о бытии и жизни мира и человеческого рода. Об этом последнем знании вот что говорится в беседах покойного Я. К. Амфитеатрова: «Вы очень легко можете получить это знание, слушая дневные уроки или чтение Церкви из повествовательных книг ветхозаветных, Из Евангелий Господа Иисуса, из Деяний апостольских, из жизнеописаний святых Божиих, предлагаемых вам в прологах и Четиих Минеях, равно как в церковных стихирах и канонах. Если хотите знать в связи и живом изображении историю своего Искупителя, Посещайте храмы Божии в Страстную седмицу. Если желаете видеть повествование о начале и чудесном распространении христианства во всех концах вселенной, слушайте Деяния святых апостол в ночь перед Пасхою. Вам нужно знать всецелую судьбу мира и человеческого рода, представленную не только повествовательно, но как бы в самой действительности? Войдите в храм Господень в тот день, когда Церковь совершает плачевное воспоминание о падении праотцев наших; посещайте сей храм от Недели сыропустной до Недели всех святых; перед вами откроется ряд происшествий, одним концом утвержденный в раю земном, другим в раю небесном, начинающийся первыми минутами творения, оканчивающийся тем великим временем, когда вся вселенная составит единую Церковь Небесную, и будет Бог всяческая во всех».
И это знание предлагается Церковью не только словом (в церковных чтениях и проповедях) но и другими, вполне понятными для каждого способами. Это первый способ священных знамений и образов. Расположение, устройство, украшение наших храмов таково, что в них всякая вещь назидательна, все говорит благочестивому сердцу и уму и, следовательно, все учит. Так, на высоте алтарного украшения, тотчас при входе в храм, видим изображение Искупителя нашего, распятого, преклоняющего Божественную главу, изъязвленную терновым венцом, и предающего дух Свой Богу Отцу. Неужели здесь мало поучения для нас? Но изображение Господа распятого не есть единственное украшение наших храмов; напротив, они все покрыты множеством других священных знамений. В одном месте можем видеть Архангела Гавриила, благовествующего Пресвятой Деве неизглаголанную тайну воплощения; в другом образ Рождества Господня; там Симеона праведного, приемлюшего на свои руки Свободителя душ наших; здесь Иоанна Предтечу, крещающего Владыку вселенной в струях иорданских. На одной стороне храма взор ваш встречает образ Господа, вещающего Нагорную проповедь народу; на другой исцеляющего больных и воскрешающего мертвых; в ином месте входящего в храм иерусалимский яко Царя и Господа; в другом ведомого на Голгофу яко осужденного; то кротко беседующего с мытарями и грешниками; то совершающего Тайную Вечерю с святыми апостолами; то полагаемого во гроб, то воскресающего и возносящегося на небо. Не вся ли жизнь Господа нашего является очам нашим — жизнь, которую легко можем читать, даже не умея читать? С ликом Искупителя является нам лик Пресвятой и Преблагословенной Матери
Его: то видим Ее держащею на святых руках Своих Божественного Младенца; то молящеюся за весь мир и покрывающею народ честным омофором Своим; то избавляющею грады и веси от супостатов, помогающею царям и воинам, исцеляющею больных, утешающею скорбящих... А лики патриархов и пророков, лики апостолов и мучеников, отцов и учителей вселенских, лики Ангелов Божиих?... Второй способ священных действий. Служители алтаря Господня своим облачением и различными действиями являют нам то образ Ангелов Божиих, поведающих таинства горнего мира; то образ пророков и апостолов, поучающих Боговедению; то образ Самого Искупителя нашего, ходатайствующего о нас грешных у престола Отца Небесного... Священные одежды, в которых являются перед нами служители Господни, все имеют духовный смысл. Ибо иные из сих одежд, по толкованию богомудрых учителей церковных, показывает чистоту и святость служения ангельского — стихарь и орарь; иные означают благодать всесвятаго Духа, ниспосылаемую свыше — епитрахиль; иные скрижали Ветхого и Нового Завета — источники и скрижали архиерейские; иные служение Спасителя нашего, которое Он совершил во дни плоти Своей — пояс священнический; иные победу над смертью и нетления естества нашего — набедренник; иные узы Искупителя и хламиду Его — поручи и фелонь; иные представляют Господа нашего, подъемлющего на рамена Свои падшее человечество, яко овча заблудшее — омофор. Далее: видим частое каждение в наших храмах возжжение светильников... различные входы и выходы священнослужителей... Но для чего мне исчислять все действия и обряды церковные, ежедневно совершаемые перед очами нашими? Довольно того, что все сии действия вообще и каждое особенно, и в целом и в малейших подробностях, содержат в себе важные истины (большею частию исторического содержания), всегда могущие, без всякого труда с нашей стороны, назидать нас во спасение, и не только назидать, но и услаждать дух наш святым веселием». Это назидание, как выше замечено, могут получать все православные христиане, ученые и неученые, возрастные и молодые, но без сомнения оно далеко полнее и совершеннее для тех, кто присутствуя в Церкви за богослужением, повторяет, а не вновь изучает Священную историю».
2. У С. И. Ширского находим следующие мысли об использовании икон на уроках. «Святая Церковь с первых веков христианства украшает храмы и другие места богослужения священными изображениями, заимствуя предметы для них преимущественно из библейской истории. Но это иконы, а не картины; они назначаются для благоговейного поклонения лицам, на них изображенным. Учитель не имеет права обращать их в учебные пособия при изучении Священной истории. Это противно, во-первых, требованиям здравой дидактики. Учебная картина по Священной истории должна изображать событие со всею его обстановкою, а для икон этого не требуется. На иконах часто изображаются одни лица без всякого отношения к событиям, среди которых они действовали. Даже и на тех иконах, где изображается какое-либо событие, исторические подробности обыкновенно опускаются, икона имеет в виду передать, главным образом, мысль события, значение его в домостроительстве Божием о спасении человека. Во-вторых, употребление икон на уроках в виде учебных пособий не совместно с священным характером икон. Священные изображения на иконах служат не средством, а целью для изучающих Священную историю: дети для того, между прочим, учатся Священной истории, чтобы уметь молиться перед святыми иконами с разумением того, что на них изображается». Поэтому икону условно можно назвать наглядным пособием, и при использовании на уроке нужно воздавать ей должное почтение, воспитывать благоговейное и молитвенное отношение к этой святыне. Для этого установить ее на специальной подставке, покрытой отрезом ткани соответствующего цвета, возжечь свечу; закончив разговор, наложить крестное знамение и помолиться перед иконой, тем самым и осуществив цель занятия. В книге И. К. Языковой «Богословие иконы» встречаем следующую рекомендацию. В ранней Церкви предполагался принцип усвоения Священного Писания на нескольких уровнях. Об этом упоминает блаж. Августин, называя ступени: буквальный, аллегорический, моральный, анагогический (греч. — «возведение, восхождение»), Можно такой принцип постижения отнести и к иконе. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом (кто и что изображено, соответствие тексту Библии или житию, литургической молитве). На втором уровне происходит раскрытие смысла образа, символа, знака (как изображено — цвет, свет, жест, пространство, время, детали... ). На третьем уровне обнаруживается связь изображения с предстоящим (зачем, что это говорит лично тебе, уровень обратной связи). Четвертый уровень — анагония, уровень чистого созерцания, переход от видимого к невидимому, к непосредственному общению с первообразом (раскрывается глубинный смысл — во имя чего существует икона).
3. Сам Небесный Пастыреначальник и Божественный Учитель постоянно обращал внимание учеников и многочисленных слушателей на окружающие их явления мира Божия и учил их читать эту книгу Божественного Откровения; часто самыми обыкновенными предметами и явлениями природы, наглядными примерами жизни людей Он объяснял самые глубокие и важные истины Своего вероучения. Примеру Христа старались подражать и первые вселенские учители христианства, апостолы и святые отцы Церкви, которые тоже часто искали в природе аналогии, подтверждающие и поясняющие высокие истины веры. 4. Все рассказы из Священной истории получают больший интерес, вызывают оживление, если ведутся при помощи картин. Это самое важное пособие. Картина невольно привязывает внимание детей, заинтересовывает их в том, чтобы узнать на ней представленный предмет, тогда и рассказ они выслушают с большей охотой. Картина приучает детей всматриваться в изображенный на ней предмет — в его положение, обстановку, освещение, подмечать необходимые для рассказа подробности. Т. о. картины возбуждают внимание детей к библейским рассказам. Рассказ при помощи картины может произвести такое сильное впечатление, что дети как бы сами будут присутствовать при событии, будут знать его и помнить долго, оно врежется в их память. Затем, при рассматривании картины из положения, выражения и обстановки лиц и предметов дети с учителем делают догадки и заключения об этих лицах, предметах и событиях. Наконец, картина — это готовый конспект для повторения рассказа. Переводной экзамен по окончании учебного года удобно проводить по таким картинам (иллюстрациям). При выборе наглядных пособий по Священной истории необходимо учитывать условия, которым они должны удовлетворять: • большой размер. • Цветной характер или возможность раскрашивания. • Небольшое число лиц. • Естественное положение лиц и их внешний вид. • Лов едение лиц должно полностью соответствовать важности предмета «Закон Божий». • Изо бражения должны соответствовать времени и условиям жизни. • Двунадесятые праздники должны соответствовать установленным изображениям на иконах в православных храмах. • Не должно быть ничего неправославного, не согласного со Священным Писанием и вселенским учением Православной Церкви. Самым лучшим средством для пробуждения глубокого интереса к изучению Священной истории и к более полному усвоению ее может быть рисование самими учащимися библейских событий. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Рассмотрим несколько классификаций форм обучения. По количеству учащихся формы могут быть: коллективные, групповые, индивидуальные. По месту учебы: школьные (уроки, лабораторные работы, работа в мастерских) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях). История знает разные формы организации — индивидуально- групповая (Средневековье), взаимного обучения (белл-ланкастер- ская в Англии), бригадного обучения (СССР, 20-е гг. XX в. ). Наибольшее распространение приобрела классно-урочная форма, автором которой является Я. А. Коменский. Отличительные особенности классно-урочной формы обучения: • постоянный состав учащихся. • Наличие годового плана. • Построение учебного процесса в виде взаимосвязанных уроков (на законченном отрезке УП). • Постоянное чередование уроков (наличие четко составленного расписания). • Руководящая роль учителя. Достоинствами классно-урочной формы являются: строгая организационная структура, экономия сил и средств (один учитель и много учеников), создание предпосылок для взаимообучения и коллективной деятельности. К недостаткам можно отнести: ориентацию на среднего ученика, отсутствие возможностей для индивидуальной работы. Церковно-приходская школа из-за небольшого количества учеников и индивидуального подхода к ним преодолевает эти недостатки. В зависимости от педагогических задач, решаемых учителем на занятии, уроки подразделяются на несколько традиционных, наиболее часто встречающихся типов. Типы уроков 1. Изучение новых знаний. 2. Закрепление. 3. Обобщение и систематизация. 4. Контроль знаний. 5. Комбинированные. В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации материала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Контрольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уроки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскресных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неделю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль знаний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соединить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени требует каждая часть урока, организация занятия должна быть достаточно четкой.
Классическая структура комбинированного урока выглядит слдеующим образом: 1. Повторение изученного ранее материала. 2. Изучение нового материала. 3. Закрепление, систематизация. 4. Задание на дом.
Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего урока, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение необходимо четко выстроить в соответствии с логикой развертывания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему вопросу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внимание, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Проводиться повторение может устным, письменным, графическим способом. Основная часть завершается закреплением, цель которого многозначна: это и повторение пройденного для лучшего запоминания, и связь со старым материалом и с жизнью детей, и осмысление, и проверка (контроль) вновь освоенного. Не всегда занятия проводятся традиционными способами. Нестандартные уроки больше нравятся учащимся. Практиковать их можно, но не следует превращать в главную форму работы из-за отсутствия серьезного познавательного труда. Виды уроков могут быть следующими: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-зачеты, творческие отчеты, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки типа „Поле чудес" или «Что, где, когда? ». МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ На вопрос «как учить? » отвечает категория методов обучения. Метод — это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Он предполагает цель, средства ее достижения, намеченный результат. Дореволюционные дидактические руководства называют метод «искусством учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану», путем, который ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению.
Классификации методов обучения Традиционная — по источнику знаний (откуда добываются знания? ). 1. Практический (опыт, упражнение). 2. Наглядный (наблюдения, иллюстрация, демонстрация). 3. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия). 4. Работа с книгой (просмотр, чтение, реферирование, цитирование, составление плана, изложение, конспектирование). 5. Видеометод (просмотр, упражнение). Кратко охарактеризуем самые распространенные виды деятельности. Рассказ — монологическое изложение учебного материала. Применим прежде всего в начальных классах. Зависит от умения учителя рассказывать. Должен опираться на опыт детей. Служит для детей образцом построения речи, заражает эмоционально. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть кратким, протекать на положительном эмоциональном фоне. Нужно сочетать с другими формами — иллюстрацией (для младших) и обсуждением (для старших детей). Беседа. Применяется для того, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к припоминанию известного и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Лекция. По сравнению с рассказом отличается более строгой структурой, логикой изложения, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний. Дискуссия — обмен взглядами по конкретной проблеме. Применяется для старших учащихся. Требует основательной предварительной подготовки: накопления необходимых знаний учителем и учениками, выбора формы их изложения. Без знаний дискуссия становится беспредметной, а без умения выразить мысли — непривлекательной, запутанной и противоречивой. Помогает упорядочить и закрепить знания. Учителю несет информацию о глубине и системе знаний учеников, подсказывает направления дальнейшей Работы. Работа с книгой. Дает возможность обрабатывать информацию в доступном ученику темпе и в удобное время. Является самостоятельной работой. Сложный и трудный метод, значительная часть учеников не овладевает им. Необходимо увеличить удельный вес данного метода. Главным источником приобретения детьми знаний по Закону Божию должны быть Священное Писание и живое слово учителя. Вспомогательную роль играет учебник, содействующий лучшему укреплению в памяти усвоенного со слов. Это массовая учебная книга, излагающая содержание предмета и определяющая виды деятельности для усвоения учащимися. У С. И. Ширского находим мысли о важности учебников и руководств по преподаванию Закона Божия. Учебники нужны как для учеников, так и для законоучителей, ведь и самые опытные имеют постоянную надобность в справках, в проверке своих познаний и методов преподавания. Преподавание по учебнику тверже, основательнее; заучивание по учебнику легче и надежнее. Учебники должны отличаться краткостью, ясностью и простотой; быть снабжены хорошими иллюстрациями, дешевы. Учебники показывают преподавателю, как объяснять уроки, какие приводить примеры, сравнения и проч. Все другие руководства предназначаются для расширения познаний учителя. Учитель должен пользоваться ими для того, чтобы по каждому предмету иметь, по возможности, всесторонние сведения. К функциям учебника можно отнести: информационную, систематизирующую (определяет последовательность изложения, систематизирует материал) и обучающую (облегчает усвоение и закрепление знаний). Учебники находятся в полном соответствии с учебной программой. Программа по Закону Божию для церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии составлена по учебнику «Закон Божий» в пяти томах издательства YMKA-PRESS. В состав учебника входят: • тексты, расположенные по параграфам в соответствии с программой. Учебник достаточно краток, вся дополнительная информация дается на уроке. • Иллюстрации. • Вопросы, задания, упражнения для самостоятельной работы. • Указания на тексты Священного Писания. К сожалению, не все педагоги уделяют достаточное внимание такому типу работ, как работа с учебником. И даже прибегая к ней, не оценивают всех возможностей работы с книгой. Между тем, по учебнику можно успешно выстроить различные виды деятельности: • выяснение, умеют ли дети читать? • Объяснительное чтение: чтение, разъяснение, дополнение. • Выполнение разнообразных заданий: найти в тексте имена, ответить на вопросы, сделать выводы по тексту, найти доказательства, самостоятельно прочитать, составить конспект. • Выполнение домашнего задания. • Работа с иллюстрациями. • Поиск указаний на тексты Священного Писания. Форма объяснения законоучителя не может идти вразрез с изложением учебника. Педагог должен считаться с книгой, по которой будут готовить урок дети, и твердо основываться на ней. Детям учебник необходим не только для одних повторений, хотя это очень важно, но еще нужно научиться передавать материал Закона Божия в надлежащей благоговейной форме. Демонстрация — наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Знакомит с внешним видом предмета, с внутренним устройством. Искусственные заменители натуральных объектов — модели играют большую роль. Иллюстрация — показ и восприятие предметов в символьном изображении с помощью карт, плакатов, портретов, рисунков, схем, моделей. Избирая наглядные пособия, необходимо продумать их Дидактическое назначение, место и роль в учебном процессе, определить оптимальный объем материала. Большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от сущности изучаемого явления. Видеометод — экранное преподнесение информации с помощью проекторов, телевизоров, компьютеров. Высокая эффективность воздействия. Развивающее воздействие невелико, слабо стимулируются абстрактное мышление, творчество и самостоятельность. Является дополнительным методом, которым не следует особенно увлекаться. Требует тщательной предварительной подготовки учителя, дозированного воздействия. Познавательные игры — специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение — стимулировать познавательный процесс. Выбор методов обучения сложен. Каждый раз нужно учитывать многие зависимости: прежде всего, цели и задачи урока, возможности учащихся и учителя. На уроке должны применяться разнообразные методы, например: рассказ, иллюстрация, беседа с элементами дискуссии, работа с книгой, игра. При использовании каждого метода возможно применение многочисленных приемов — действий, направленных на решение конкретной задачи. Например, графических — составление календарей, таблиц, словарей, планов, схем, рисунков. По типу познавательной деятельности (каким образом добываются знания? ): 1. Объяснительно-иллюстративные методы: собственно объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Их характеризует подача готовых знаний, последующее безошибочное их воспроизведение, многократное повторение, т. е. это группа репродуктивных методов обучения. Достоинства этой группы: экономят время, сберегают силы учителя и учеников, облегчают понимание сложных знаний. 2. Проблемные, исследовательские методы: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский метод. Знания в той или иной мере добываются в результате собственного творческого познавательного труда — самостоятельного рассуждения, разрешения проблемных ситуаций, анализа, сравнения, обобщений и выводов. Достоинства: высокая интенсивность познавательного процесса, интерес к учебному труду, глубокие, прочные и действенные результаты обучения. Но — большие затраты по времени и силам, требование высокого уровня педагогического труда. В дореволюционных методиках, например у прот. А. Темномерова, мы находим иные формулировки: методы именуются формами преподавания, выделяется две их группы — излагающая и вопросно-ответная. Излагающая тождественна объяснительно- иллюстративной, а вопросно-ответную можно отнести как к объяснительной, так и к проблемной форме в зависимости от качества построения беседы, о чем будет сказано ниже. Дадим подробную характеристику объяснительно-иллюстративной и проблемно-поисковой группе методов. Учитель во время каждого урока может пользоваться различными формами преподавания. Умение быстро и вовремя переходить от одной формы к другой служит доказательством опытности педагога. Каждая из форм имеет свои преимущества. Обратимся к мыслям прот. А. Темномерова. Суть объяснительно-иллюстративных методов состоит в том, что преподаватель в связном изложении сообщает ученикам известные сведения, а они слушают и таким образом воспринимают сообщаемое. Применяются они там, где знание истины совершенно необходимо, а предшествующих знаний нет. Этим же способом преимущественно пользуются, когда желают подействовать на сердце и волю детей, что помогает преподавателю излагать вопрос в связном, целом виде и с наименьшею затратою времени. Раскрывая вопрос связно, последовательно, преподаватель показывает учащимся пример связного, последовательного, ясного изложения и тем приучает детей к связной правильной речи. Умело пользуясь излагающей формой, преподаватель может не только заинтересовать учащихся, овладеть их вниманием, но и произвести на них сильное впечатление. Лучшим средством для поддержания в классе активного напряженного внимания является, конечно, живое, интересное преподавание. Если учитель говорит просто, живо и интересно, никому из Детей не придет в голову заняться посторонним делом. Они с напряженным интересом будут следить за словами учителя, «смотря ему в рот», и наперебой будут вызываться повторять сказанное им. Однако при указанных достоинствах излагающая форма имеет тот существенный недостаток, что при применении ее учащие- ся воспринимают знания пассивно. Предлагая учащимся готовый Учебный материал, учитель не вызывает в них самодеятельности и потому оказывает мало влияния на умственное развитие, интенсивность усвоения материала и применение его к жизни. При использовании излагающей формы нужно помнить: учитель никогда не должен допускать длинных монологов, что является ошибкой многих начинающих педагогов. Привычка много говорить вытекает либо из того, что учитель любит слушать себя и увлекается, как только начинает говорить, либо из стремления сообщить как можно больше знаний и разъяснить их как можно лучше. Такой учитель, работая добросовестно, убежден, что он делает все, от него зависящее, и искренне удивлен слабому развитию и невосприимчивости детей. Между тем, причина неуспешности — не в детях, а в несоответствии их развитию формы преподавания. Маленькие дети не могут сосредоточенно слушать и следить за ходом мыслей продолжительное время. Если учитель говорит без перерыва, дети утомляются, интерес их к уроку понижается, внимание падает, и как бы хорошо он ни говорил, его слова не только не доходят до сознания детей, но не всегда достигают и их слуха. Необходимо прерывать изложение урока вопросами, привлекающими учеников к более внимательному слушанию и к самостоятельной работе над изучаемым материалом, непрерывно поддерживать внимание ученика, возбуждать в нем интерес к уроку, руководить ходом его мысли. Вопросы — ответы дополняют группу объяснительно-иллюстративных методов. Вопросно-ответная форма состоит в том, что учитель предлагает учащимся вопросы, а они отвечают. Традиционно в педагогике выделяются два вида беседы (вопросов-ответов): катехизическая и сократическая (или эвристическая). Даже по названию видно, что первая вышла из христианской педагогики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|