3. Память 1 страница
Память — способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию с целью многократного использования в последующей деятельности. Этапы памяти: • запоминание, • сохранение, • воспроизведение. Виды памяти: 1) произвольная, непроизвольная. 2) образная (зрительная, слуховая, вкусовая и др. ), двигательная, эмоциональная, словесно-логическая. Ее характеристики в данном возрасте: • непроизвольность; • развитие преимущественно эмоциональной и зрительной памяти; • отсроченность. Заучивать трудный материал нужно заранее — желательно за 3 дня до воспроизведения, перед сном (в горизонтальном положении), а утром повторить; • слабое овладение приемами рационального запоминания. Для хорошего запоминания учащимися материала необходимо: • установка — что и на какое время нужно запомнить. Например, «данный материал нужно знать к следующему уроку», или «это необходимо запомнить на всю жизнь»; • использование различных видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной, тактильной (осязательной), с упором на зрительную. Например, при изучении букв церковнославянского алфавита не просто просмотреть их, но понаблюдать, на что похожа каждая буква, придумать свой вариант написания, проговорить вслух название, написать в воздухе, сделать из веревочки или пластилина. При изучении темы «Молитва» дать понятие «молитва — путь к Богу» и нарисовать дорожку; • подача материала в системе, целостности. Необходима связь с Предыдущим и последующим материалом, связь Нового Завета с Ветхим, с богослужением, праздниками, житиями святых. Опора на имеющиеся знания. Занятия по строгому плану; количество материала — посильное;
четкость изложения материала, понимание, осмысленное запоминание, а не механическая зубрежка; мотив, интерес к занятиям. «Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие, и оно не утомляло его душу», — говорит свт. Иоанн Златоуст; активное воспроизведение материала детьми (повторение учителя эффекта не дает); повтор материала через 15-20 мин., через 24 часа, через неделю (запоминается 90 % того, что делаешь сам, 30 % того, что делают другие, 10 % из рассказа о том, как делать); различные приемы запоминания — рисунки, схемы, таблицы, игры. 4. Мышление Его характеристики: наглядно-образный тип, средний между предметно-действенным и абстрактно-логическим. Модель наглядного типа мышления: «через образ и схематизацию к пониманию сути». Необходимы предметные действия. Например, при изучении устройства храма — выполнение модели храма из бумаги или плана. Также требуется создание опор, схем, таблиц. Это может быть построение генеалогического древа при изучении родословных или древа Ветхого Завета. При чтении притч Христовых — заполнение таблицы, в левой части которой — внешний план действий, героев, а в правой — внутренний (оживать — каяться, блудный сын — я, каждый из нас); новый этап в развитии. Если дошкольник называет предмет, выделяет его среди других, младший школьник начинает исследовать, определять признаки, связи предмета; во все привносит интеллектуальный момент, дает объяснения тому, что делает. Урок для этого возраста нужно строить с учетом увеличения способности к выдвижению гипотез, построению умозаключений, решению проблемных ситуаций; неумение выделять существенные признаки, отвлечься от внешнего. Например, про парту младший школьник может сказать, что это желтый деревянный предмет, а не стол, предназначенный для письма. Чтобы суть не ускользала, необходимо
сравнение предметов (героев, явлений) с учетом того, что отличное дети замечают лучше, чем общее. Допустим, изучается тема «Патриархи». Следует указать главные, отличительные черты каждого: Авраам — крепкий в вере, Исаак — кроткий, смиренный... При этом оформить в виде схемы и выделить разным цветом. Хорошо также использовать загадки и игру «Отгадай предмет с помощью вопросов»; неподвижность (трудность переключения). Для тренировки мышления нужны: • немонотонность заданий; • разнообразие способов работы (не рассказ, а экскурсия; не беседа, а создание поделки из бумаги); • игра «Вопрошайка» (победит тот, кто задаст больше вопросов в завершение урока, или победит учитель, если ответит на все вопросы); • подбор синонимов, эпитетов (Моисей — мудрый, праведный... ); • творческие задания; • поиск различных сторон объекта (праздника, человека, явления Божия мира, события Священной истории). Например, дождь — чем плох, чем хорош. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Он ввел важные понятия зон актуального и ближайшего развития. Первая зона — актуального развития, показывает уровень, который уже сложился в результате определенных, завершившихся Циклов развития. Когда достигнут этот уровень? Когда происходило развитие? Данный уровень фиксирует «вчерашний день» развития ребенка. Вторая зона — ближайшего развития, это расхождение между Уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности, и уровнем решения задач в коллективной деятельности, под Руководством взрослого. Зона ближайшего развития показывает «завтрашний день» ребенка, обозначает динамику его развития. Рассмотрим для примера двух детей 7 лет, пришедших поступать школу. Будущие ученики самостоятельно выполняют традиционные для этого случая задания. При проверке выясняется следующее: зона актуального развития первого ребенка шире, чем второго. Логично предположить, что первый ребенок развивается лучше. Но зона ближайшего развития, определяемая с помощью выполнения более сложных заданий под руководством педагога, оказывается значительно больше у второго ребенка. Значит, показатели его будущего развития гораздо перспективнее.
«Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию», — учил Л. С. Выготский. Оно тянет, ведет за собой развитие ребенка, вызывает к жизни целый ряд новых процессов, которые вне обучения были бы невозможны. Это значит, что развитие идет вслед за обучением. Из этого становится понятна роль трудного, интенсивного, насыщенного обучения. Духовно-нравственная сфера Прежде чем рассмотреть духовно-нравственное состояние младших школьников, дадим краткую характеристику дошкольника. Увидим два возраста в сравнении. Ребенок дошкольного возраста любит мир, что является свидетельством подлинной духовной жизни. Он воспринимает мир как единое целое, чувствует, что единство в мире есть, мир не набор случайных отдельных фактов. «Интуиция смысла в мире» считает прот. Василий Зеньковский, есть основа религиозного сознания. Смысл ребенок находит в Боге. То, что Бог есть, ему ясно «само собой». Дошкольника отличает чистота и ясность души. Он знает добро и зло, но не осознает свое «авторство». «Я плохой? », — с удивлением спрашивает он взрослых. Дети свободны, но не ответствен ны за свои поступки, поэтому до 7-летнего возраста не прибегаю к Таинству Исповеди.
Характеристика младшего школьника: 1. Если дошкольникам свойственны духовная чуткость к горнему миру, мистицизм с интуициями и прозрениями, благодатная целостность, непосредственность, невинность, то сейчас это «исчезает навсегда — дитя устремляется к миру», по словам прот. В. Зеньковского. Отсюда происходит стремление приспособиться к миру, они находят даже некоторое «наслаждение в приспособлении». «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям — и духовная жизнь сразу мелеет». Интерес к учебе, подражание взрослым, желание обрести социальные навыки означают пробу сил. Постепенно вырабатывается терпение, умение принять точку зрения другого человека. 2. Понятия о норме и долге. Школьное детство — «время оформления моральных идей и правил». «Дитя типически послушно в эти годы, с интересом и увлечение принимает оно правила и законы». Это же происходит и в духовной жизни. Сейчас легко приучить ребенка к участию в богослужении, в домашней молитве через послушание. «Чрезвычайно просто и естественно дети в это время переходят к религиозной активности — посещение храма... прислуживание в нем, выполнение обрядов и соблюдение церковных требований становится естественным и приятным» (прот. В. Зеньковский). В этом возрасте дети начинают находить радость в молитве.
3. Самооценка. Младший школьный возраст — это начало ориентирования во внутреннем мире. Повышается требовательность к себе, проявляются осознанные попытки самонаблюдения и даже самонаказания. Начатки покаяния являются показателями готовности к сознательной Исповеди.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (12-17 ЛЕТ) Физиологическая сфера В данный период физиологическую сферу характеризуют: рабство головного мозга взрослому, резкое возмужание организма, скачок в весе и росте, гормональная перестройка в связи с половым развитием, активный рост тканей. Но за этим ростом не успевают позвоночник, грудная клетка, сердце. То есть физиологические процессы характеризуются противоречивостью, неравномерностью, неуравновешенностью. Следовательно, необходимо учитывать возможное нарушение сердечно-сосудистой деятельности быструю утомляемость, головные боли, быстрое истощение головного мозга, непроизвольные двигательные реакции. На смену безудержной двигательной активности может прийти состояние апатии, вялости; нередки острые и резкие колебания настроения. Для подростков необходимо физическое воспитание; туризм и занятия спортом возможны в церковно-приходских школах. Психическая сфера Ведущий вид деятельности — личностное общение. Это значит, что активизируется общение, формируются группы и компании, появляются устойчивые дружеские связи. Часто общение происходит в виде малосодержательных разговоров, т. к. важна интенсивность, а не содержание общения. Подросток пытается социализироваться, «вписаться в мир» с помощью сверстников. Он ищет свое место через общение с людьми, природой, миром. Важно в этот период формировать умение сотрудничать: • слушать (не перебивать, не осуждать, не оценивать, а интересоваться и задавать вопросы); • говорить (точно, кратко, со знанием, конструктивно); • общаться с помощью жестов, взглядов, движения, улыбки, громкости разговора и т. п. Новообразование возраста — оценка себя как взрослого. Подросток чувствует потребность в познании самого себя. К этому возрасту сформированы самосознание и самооценка. Появляется чувство взрослости. Подросток ощущает себя взрослым и требует признания самостоятельности при отсутствии для этого достаточных условий (физических, интеллектуальных, социальных). Хотя становление самостоятельности все-таки происходит: возрастает физическая, духовная сила, способность решать практические вопросы.
Критериями самооценки в этот период являются не внешние, а внутренние стандарты: способности, интеллект, эмоциональные качества. Это значит: и учителю надо делать акцент не на внешнем (мама заругает), а подчеркивать ценность данных качеств. Как проверяется самооценка? Очень реально! • Соизмерением уровня притязаний с фактическими результатами деятельности (спортивные достижения, отметки); • сравнением с оценкой окружающих людей. Самооценка часто служит средством психологической защиты. Она легко падает в связи с эмоциональным состоянием. Следовательно, нельзя сравнивать подростка с другими детьми. Нужно создавать ситуацию успеха (найти вид деятельности с реальным успехом), привлекать к самооценке (как работал на уроке, что было трудно), объяснять особенности возраста. Эмоциональное состояние. Подростки порой не узнают сами себя, их собственное состояние вызывает недоумение, растерянность. В дневнике святой императрицы Александры Феодоровны есть запись: «Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди». У подростков усиливается критичность, требовательность к учителям, сверстникам, к себе (самокритичность); увеличивается неудовлетворенность собой, а возможно, и миром. Может появиться негативное отношение к другим, выражающееся иногда в мягкой форме, иногда в форме раздражительной активности. Это необходимо подростку, чтобы его заметили. Грубость появляется лишь в случае Угрозы его личности, он не позволяет себя оскорблять и унижать. Все вышеописанное нормально для роста самосознания, если не потеряно самоуважение. Ведь самокритика — это начало анализа и нахождения у себя недостатков, осознания их отрицаемого влияния, выработки непримиримого отношения к ним. Такая особенность возраста — в русле православного воспитания, а значит, совпадает с линией работы церковно-приходской школы. Но при этом необходимо наличие самоуважения, т. е. принятия себя чувства собственного достоинства. Человек с самоуважением верит в возможность преодоления недостатков. Не случайно сказано в Писании: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мк. 12, 31). Низкое самоуважение предполагает чувство ущербности, за которым может следовать и одиночество. Учителю важно помочь подростку в принятии себя нового, в преодолении недостатков, показать роль Церкви, доказать, что человек не одинок. Что такое скука и тоска? Грех уныния. Часто он толкает на бегство из дома, уход от устоявшегося образа жизни. Святые отцы учат, что уныние побеждается «терпением и противоборством», а не бегством. Древние мудрецы говорили: «Самое трудное — познать себя, самое сложное — победить себя». Отношения «дети — взрослые». Трудность заключается в том, что старшие утрачивают для юношей воспитательное значение, важнее становятся сверстники, Взрослым трудно с подростками из-за импульсивности, критичности, тяги к самостоятельности. Они максималисты, хорошо знают, как нужно, говорят правду в лицо. Взрослые часто действуют по принципу: «Не мешай, делай как надо». Вот что говорит девочка-подросток: «Главное — не мешай, тогда к тебе будут хорошо относиться. Я стала такой, как надо: стихов не пишу, ничего не делаю, кроме того, что надо сделать. И вообще мне теперь все безразлично и ничего не нужно». Авторитет взрослых сохраняется в том случае, если происходит переход от авторитета власти к авторитету личности взрослого (он интересен как личность). Авторитет родителей чрезвычайно значим для подростка, он остро нуждается в совете и помощи. Семья представляет важность как оплот, семейные нормы составляют ценность, эталон для построения собственной жизни, будущей семьи. Подростку нужна свобода, но не менее нужна и безопасность, крепкий «тыл», крепость, куда он может всегда вернуться, где все жизненные ценности незыблемы как скала. Если родители высказывают анормальные взгляды, мир ребенка рушится. Несмотря на весь его нигилизм, взрослые должны стоять на твердых позициях — таково мнение подростка. Обычно родители относятся к подросткам как к детям, когда речь идет о правах, и как ко взрослым, когда говорят об обязанно стях. Родители должны принять ребенка, понять его друзей и интересы и не отлучать от семьи. Любить и терпеть. Часто выросшие дети вызывают у взрослых раздражение и гнев. Воспользуемся советами свт. Иоанна Златоуста: «Если нужно кого-то обличить, и в это время видишь себя в гневе и нестроении, то не нужно ничего ему говорить», «что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно». «Мы часто сердимся на детей: удержим здесь гнев, чтобы нам легко было обуздать его пред друзьями, а затем и пред врагами». Прп. авва Дорофей советует наставникам обучать «делом и словом, а более делом, потому что примеры действительнее слов. Если можешь, будь им примером и в телесных трудах; если же ты немощен, то в добром устроении душевном и в исчисленных апостолом плодах Духа: в любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости и воздержании от всех страстей (Гал. 5, 22-23). За случающиеся же проступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Если нужно сделать выговор, то обращай внимание на лицо и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличениям приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успокаивает ближнего. Во время же смущения, когда брат тебе сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ничего не сказать с гневом, и не позволяй сердцу твоему возвыситься над ним; но вспомни, что он образ Божий, искушаемый от общего врага нашего. Сжалься над ним, чтобы диавол, уязвив его раз- Дражительностию, не пленил его и не умертвил злопамятностью, и чтобы от нашего невнимания не погибла душа, за которую Христос умер». В этом возрасте ребенку нужен авторитетный, значимый взрослый, являющийся образцом, примером. Только он, а не сверстники может повести за собой. Интенсивному общению он придает содержательность. Это может быть и главарь, и атаман, а может быть и учитель. Такие примеры есть в воскресных школах, когда священник или активный прихожанин становится для ребят старшим другом, вожаком не только в духовной жизни, но и в туризме, спорте, ремесле, искусстве. Подростки особо чувствительны, несчастны, имеют склонность к ссорам, нарушению дисциплины. Периодически они ощущают печаль и страдание, тоску и подавленность, иногда — тревожность, выраженную в застенчивости и страхе, редко впадают в глубокие депрессии. Эти чувства способны парализовать социальную жизнь ребенка, он может отказаться от групповой активности. Педагог должен иметь в виду особую чувствительность подростка к оценкам, ведь даже безобидное: «Ну, как же ты? » может стать причиной серьезных переживаний. Ребятам нужна похвала, внимание к самым мелким успехам. Нельзя ругать их в присутствии других. При тревожности — не создавать ситуации повышенной ответственности, прорабатывать предстоящие действия, больше общаться. Свт. Феофан Затворник рекомендует в этом возрасте меньше времени проводить со сверстниками, больше — с хорошими взрослыми. Отличительная черта возраста — романтизм, тяга к неизведанному, рискованному, к приключениям, героизму. По словам свт. Феофана, «подвижная фантазия» рисует «обольстительное, заманчивое будущее». Мечтательность может выражаться не в форме реальных действий, а в фантазировании. Поэтому со стороны взрослых требуется внимательный подбор информации: жития, героические эпизоды ветхозаветной истории и помощь в координации воображаемого и реального. Нельзя не отметить тягу подростков к сопротивлению, преодолению, что приводит, в отдельных случаях, либо к хулиганству, либо к аскетизму и необдуманному монашеству. Во избежание ошибочных действий необходимо повышенное внимание, организация целенаправленного группового общения, иногда — просто личностное общение с подростком. Активная деятельность также способствует нормальному развитию юноши. Свт. Филарет Московский предупреждает: «Мир представляет себе забавы почти такою же потребностью жизни, как труд, пища и покой. Он думает жить играя. Нет, братие, жизнь не игра, но дело важное. Земная жизнь дана человеку для того, чтобы из нее рукой свободной воли силою Божией благодати выработать вечное блаженство. Кто понял сие дело и занялся им как должно, тот едва ли найдет много времени для игр и забав». Отношения «дети — дети» Подросток с обостренными чувствами одиночества, жалости, нежности, внимания к себе стремится к совершенству, к выбору высокого образца, но может обратиться к внешнему миру. По образному выражению свт. Феофана, он сейчас похож на порох, подставленный под искры. Как важно быть рядом настоящему христианину, чтобы использовать такую готовность юноши воспринять истинный образец! Этот период — возраст появления друзей. «Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего» (из дневника св. имп. Александры Феодоровны). Важно помочь подростку найти друзей, выстроить отношения с ними, учить терпимости и сопереживанию. Друг — это не столько тот, кто меня не предаст, сколько мой ближний, ради которого я готов на любую милость, на подвиг. С другой стороны, психологи считают, что если молодой человек одинок, не имеет друзей, то нужно бить тревогу. Круг товарищей с его занятиями может надолго определить деятельность ребенка. «Страсти так же заразительны, как заразные болезни», по мысли прп. Варсонофия Оптинского. Православная молодежная среда, созданная на приходе, способствует формированию той группы, в которой подросток будет возрастать духовно. Главная опасность возраста, «верх опасности», по мнению святителя Феофана Затворника, — общение с другим полом. Опасная «склонность к общению» «обнаруживается в потребности товарищества, дружбы и любви». Юноша «имеет нужду в лице, которое могло бы разделять его чувства», — предостерегает свт. Феофан. Психологи также утверждают, что детское чувство более опасно, чем взрослое. Ведь человек становится «болен» — прекрасное, совершенное принимает в душе человеческий образ. Нередко за этим следует разочарование, тоска, уныние, ничто становится не дорого. Подросткам хочется любви, а любить они не умеют, учатся из сериалов. Здесь необходимо дать им образ истинного совершенства — образ Христа и Его святых. Прп. Исайя Отшельник говорит, что блудная страсть усиливается от празднословия, тщеславия, многоспания, внешних украшений и одежды и пресыщения. Свт. Феофан настаивает на том, что нужно показать, как бороться со страстями: грустно — не мечтай, испытываешь жалость к себе по гордыне — отрезви себя, покажи свою ничтожность, усиль занятия, бегай другого пола, молись, прибегай к Таинству Исповеди. Со стороны взрослых поможет организация посильного труда, поста, молитвы и обязательно — дисциплины. Стереотипы общества крайне важны для юношей, поэтому не нужно закрывать тему отношений с противоположным полом в воскресной школе: показать, что говорит Священное Писание о любви и семье, провести беседы «Как выбирать друга и спутника жизни? » на примере святых (свв. Петр и Феврония Муромские, свв. Царственные Страстотерпцы). Очень важны сейчас эпизоды из Священной истории, связанные с семьей, с отношениями мужа и жены, родителей и детей. Конечно, лучший пример отношений с родителями дает нам Господь Иисус Христос. Двенадцатилетним отроком Он показывает наивысшее смирение: «И Он пошел с ними... и был в повиновении у них» (Лк. 2, 51). Психологическая зашита. Подростки более деятельны, работоспособны, но одновременно неусидчивы, не дисциплинированы. Это значит, учебную нагрузку можно увеличивать, но работа должна быть немонотонная, разнообразная, меняющаяся. Психологической защитой для данного возраста являются новая работа, новые люди, новые хобби. «Жажда впечатлений» — опасное влечение юности, как считает свт. Феофан Затворник. «Он хочет быть под беспрерывным потоком впечатлений, всегда новых и потому разнообразных». «Ново, изобразительно, остро — самая лучшая для него рекомендация книге». Последнее мнение можно отнести не только к книге, но и ко всей жизни. Какую же новость выбрать для детей? Церковное Предание дает нам ответ на этот вопрос. «Христос — это вечная новость», — говорит свт. Филарет Московский. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Христос — «Единственное новое под солнцем» (Еккл. 1, 10)- «Я бы добавил: всегда новое, не стареющее ни во времени, ни в вечности. Но в Богочеловеке и с Богочеловеком и сам человек стал существом новым под солнцем, существом Божественно важным, Божественно драгоценным, Божественно вечным, Божественно сложным», — добавляет прп. Иустин (Попович). Эту ценность и надо раскрыть перед детьми. Если в церковной школе не показать подросткам истинно Новое, таковыми могут стать для них развлечения.
Познавательная сфера 1. Увеличение произвольности. Оно идет не по прямой, а со вспышками импульсивного поведения. Подростки контролируют себя, подчиняются правилам. 2. Познавательные интересы. В данный период происходит крушение старых интересов, в том числе и любви к учебе. Новые — гораздо многообразнее, более осознаны. Это могут быть интересы: . интеллектуально-эстетические, например, к любимому делу; • к накопительству, к азартным играм, причина которых — желание оказаться в центре. Их необходимо направить в нужное русло; • профильные. В условиях церковно-приходской школы они могут реализоваться в кружке рукоделия, в мастерской, при работе в храме; • к художественной литературе. Учитель может помочь в выборе произведений, ведь святые отцы советовали выбирать из светской литературы те произведения, которые «ведут в жизнь вечную»; • к простой беседе. Нужно их выслушать, дать им выговориться. 3. Развитие способностей идет интенсивно. Речь идет и об общих способностях (память, внимание, воображение... ), и о специальных (живопись, музыка, конструирование). Ребят отличают думы о будущем и реальные действия, особенно у старших подростков, по выбору и подготовке к профессии. 4. Скачок в развитии логического мышления. Данный возраст — пик любознательности. Его важная черта — стремление во все внести интеллектуальный момент. По мнению свт. Феофана Затворника, рассудочность — важная черта возраста: «До небес возносится знание рассудочное». Резко расширяются рамки интересующего, раздвигаются временные пределы — влечет и прошлое, и будущее. Значит, можно изучать прошлое, говорить о будущем человека, человечества. Подростка характеризует напряженность и острота мысли, тысячи «почему? » (это снова возраст «почемучек»), способность к самостоятельным исследованиям, возрастание творческих возможностей. Согласно исследованиям психологов, старшеклассники отучают в знакомых сверстниках убеждения, кругозор, ум, волю отношение к труду и другим людям. Главное оскорбление для подростка — «тупой», «можешь, но ленишься» — почти похвала. Юноша ценит обоснованное и доказательное изложение материала, охотно воспроизводит длинные объяснения учителей, иногда не понимая смысла, любит внешнюю стройность выводов, что нередко говорит о неуверенности в собственном мнении. Вообще, подростковый возраст — это период интенсивного развития самостоятельного мышления, постановки проблем, решения задач, установления причинно-следственных связей, теоретических понятий, т. е. выделения главных, существенных признаков явлений. Подростки не знают, что делать со знаниями. Как они связаны со смыслом жизни? Современный мир усиленно развивает в молодежи искание успехов в науках, тщеславие — «ты уникален». Общеобразовательная школа не показывает подлинного назначения знаний, а согласиться только с социальными мотивами (поступление в институт, получение должности и «достойной» зарплаты) максималистская душа юноши полностью не может. В дневнике св. имп. Александры Феодоровны читаем: «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо». Показать место процесса получения знаний в Богопознании как цели жизни человека — задача церковно-приходской школы. Протоиерей и профессор Глеб Каледа писал, что настоящая учеба подобна молитве и не имеет ничего общего в удовлетворением собственного тщеславия. Духовно-нравственное становление Основание для развития подростка «Река нашей жизни пресекается волнистою полосою юности. Это время воскипения телесно-духовной жизни... Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн. Начинаются первые его собственные движения — начатки пробуждения его сил... », — считает свт. Феофан Затворник. Новые процессы могут вытеснить все прошлое, и оно станет предрассудков. В этот период, когда «юноша в огне», особенно явным становится результат предварительного научения, данный возраст — итог предыдущего. «Если сии начала глубоко напечатлены в сердце в первоначальном воспитании... то все волнения будут происходить как бы на поверхности... не сдвигая основания, не колебля души» (свт. Феофан). Следовательно, ребенок должен подойти к подростковому возрасту готовым, твердым в вере, хотя бы в знаниях православного вероучения и первоначальных навыках церковной жизни. «Какими мы выходим из лет юношества, очень много зависит от того, какими вступаем в них» (свт. Феофан). Необходимость ранее сложившейся твердой опоры к подростковому периоду должна послужить настойчивым призывом для педагогов и родителей по своевременному духовному воспитанию детей. В беседе с Мотовиловым о стяжании Духа прп. Серафим Саровский сказал: «Мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати», данной при Крещении, как Христос. «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52). Возрастание наших детей в юношей, согласно мысли святого, должно идти параллельно с духовным преуспеянием. Внутренний мир «Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку», — пишет прот. Василий Зеньковский. Но подросток обращается к своему внутреннему миру! Теперь духовный мир находится не вовне (как в раннем детстве), а внутри, в нем самом. Внутренний мир открыт, но живет юноша духовной жизнью слишком поверхностно. Он удивляется сам себе, интересен себе, и нужно показать ему внутренне богатство каждого человека, т. е. и его самого. «Исследование себя — это самое полезное из всех прочих исследований», — подтверждает старец Паисий Святогорец. Исследование человека с точки зрения православной веры — вот чем должна заниматься с подростками воскресная школа. Это может происходить через любой вероучительный или исторический предмет, но особо любимо в данном возрасте нравственное богословие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|