Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура личности осужденного




<…>

Наиболее полной структурой, отражающей различные особенности человека, является динамическая структура личности К.К. Платонова. Данная структура нашла наиболее распространенное применение и в юридической психологии.

Для теории и практики пенитенциарной психологии представляет особый интерес динамическая структура личности осужденного (К.К. Платонов, 1985).

Элементами структуры личности являются ее отдельные свойства, иногда называемые «чертами личности». Все указанное выше многообразие свойств личности поддается психологическому изучению, так как структура личности едина, различно только содержание ее элементов. Весь исторический опыт психологии и педагогики свидетельствует о том, что основными подструктурами личности (иногда называемыми «сторонами личности») являются следующие четыре, каждая из которых одновременно и уровень личности. Названия этих четырех подструктур, как и вообще большинство названий, условны. Их сущность раскрывается входящими в каждую из них подструктурами более низшего уровня. Их описание лучше вести от низшего к более высоким уровням.

Четвертая подструктура биопсихических свойств личности объединяет темперамент, половые, возрастные и некоторые патологические свойства личности (если они имеются). Входящие в нее свойства в основном биологически обусловлены и очень плохо могут целенаправленно формироваться. Если же они и формируются, то только путем тренировки как простого повторения определенных функций (так же, как, например, мышцы формируются только путем их повторной работы). Но свойства этой подструктуры личности могут хорошо компенсироваться свойствами трех других, более высоких подструктур, что и создает у каждого человека свой особый стиль деятельности.

Третья подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Это свойство памяти, эмоций и ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Сюда же входят и типичные для данной личности свойства потребностей (как движущей силы форм психического отражения), внимания (как организации этих форм) и психомоторики (как их объективизации). Эти свойства уже в значительной степени не только биологически, врожденно обусловлены, но и социально приобретены. Для их формирования повторение необходимо, но недостаточно и должно принять вид упражнения, при котором должен быть осознан результат каждого повторения, и должно быть стремление от одного повторения к другому улучшать полученные результаты.

Вторая подструктура личности - ее опыт, объединяющий знания, навыки, умения и привычки. Они полностью приобретены уже после рождения и потому социально обусловлены, хотя в значительной мере еще зависят и от биологически обусловленных свойств предыдущих подструктур личности. Для их формирования упражнение, а следовательно, и повторение необходимо, но недостаточно. Оно должно принять вид обучения, при котором усваиваемое при упражнении должно связываться с уже усвоенным. Свойства личности этой подструктуры определяют опыт личности, ее подготовленность и уровень культуры в различных областях.

Первая подструктура личности объединяет только человеческие, высшие (потому она и первая) свойства личности - ее направленность, в структуру которой, если она взята за целое, входят желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения. Свойства личности этой подструктуры переживаются как отношения и являются мотивами деятельности. Они уже почти исключительно социально обусловлены. Для их формирования обучение должно принять вид воспитания, при котором усвоенное при обучении должно связываться с уже имеющимися положительными свойствами и особенностями именно данной личности и становиться мотивами именно ее деятельности.

Рассмотренные четыре основные подструктуры личности находятся в иерархической взаимозависимости как по постепенному изменению в них соотношения биологического и приобретаемого социального, так и по специфическим для каждой подструктуры видам формирования входящих в каждую из них свойств личности: тренировке, упражнению, обучению и воспитанию. Такое понимание динамической (потому что она меняется под влиянием стихийного и целенаправленного формирования), функциональной (потому что ее элементы — психические явления) структуры личности облегчает изучение любой личности, в том числе и осужденного, укладывая ее в четкую схему. Эта схема одновременно является и программой изучения личности осужденного с целью ее исправления. Работникам ИУ надо знать, что игнорирование любой из этих подструктур приводит к односторонности взгляда на личность.

Как отмечает К.К. Платонов, четыре основные подструктуры личности не исчерпывают всей ее динамической психологической структуры, так как не включают ни характера, ни способностей, которые не рядоположены с разобранными четырьмя, а наложены на них. Они настолько существенны, что их совокупность придает индивиду определенность и потому их лучше называть «общим качеством личности».

Характер и способности личности по отношению к общей структуре личности являются способами реализации всех психологических компонентов личности - способами достижения жизненных целей. Цель же обладает функцией системообразования психики человека в целостную структуру.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...