Направленность личности осужденного к лишению свободы
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Для понимания психологии личности осужденных к лишению свободы прежде всего необходимо обращать внимание на ее социальную направленность, потребности, интересы, жизненные планы и ценностные ориентации, убеждения. Внимание к жизненным планам осужденных связано с необходимостью изменения их поведения в условиях исправительной колонии и подготовкой к жизни в новых условиях свободы. В этой связи выделяют различные уровни развития жизненных планов осужденных: близкие, средние и дальние, которые могут быть ориентированы на современные или традиционные социально-экономические условия, что определяет закономерности поведения осужденных в условиях лишения свободы и степень готовности осужденных к будущей жизни. Особенно остро встает проблема осознания себя и своего будущего, перспектив своей жизни у правонарушителей молодежного возраста. Это самоопределение не всегда носит позитивный характер. Лица молодежного возраста составляют свыше 70% организованных преступных групп и наиболее часто совершают тяжкие преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы. Лица молодежного возраста уже обладают социальной зрелостью - наличием жизненных планов и в то же время еще «не закрыты» для исправления. <…> Особенности личностных жизненных планов осужденных проявляются в следующем. 1. Личностные жизненные планы обусловливают поведение осужденных, позволяют выявить закономерности и взаимосвязи различных поведенческих актов. 2. Исправление осужденных, понимаемое в пенитенциарной психологии как изменение отношений, возможно посредством применения комплекса психологических методов и приемов, направленных на развитие и коррекцию личностных жизненных планов осужденных и их адаптацию к будущей жизни в условиях свободы.
3. Эффективность развития и коррекции личностных жизненных планов осужденных зависит от индивидуально-психологических, социально-психологических и социальных факторов, учет которых необходим в процессе исправления осужденных. Личностные жизненные планы - это высший уровень направленности личности как последовательная совокупность включенных в жизненную перспективу целей, которые обусловливают пролонгированный, длительно сохраняющийся во времени характер мотивации поведения. Личностные жизненные планы характеризуют общую жизненную мотивацию поведения осужденных. Личностные жизненные планы имеют сложную структуру, представленную различными уровнями развития, обусловливающими особенности их функционирования и реализации. Близкие жизненные планы соответствуют низшему уровню развития направленности личности осужденного (влечения, желания). Имеют функционально-динамическую характеристику, направленную на реализацию поведения. Средние жизненные планы соответствуют среднему уровню развития направленности личности осужденного (стремления, интересы). Имеют ситуационно-событийный характер, направленный на развитие общения в различных сферах жизни. Дальние жизненные планы соответствуют высшему уровню развития направленности личности (убеждения, идеалы). Имеют ценностно-смысловой характер, направленный на жизненное самоутверждение. Цели поведения осужденного могут рассматриваться как составляющие личностного жизненного плана различного уровня. Указанные уровни жизненных планов служат основанием для соответствующей классификации осужденных по указанным признакам и характеристикам содержания поведения - отношениям осужденных. <…>
Учитывая возможность использования осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений должны строить индивидуальную работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты; во-вторых, предотвратить суицидальные попытки; в-третьих, оказать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания. Примерно через 5-6 месяцев пребывания в ИУ (причем в зависимости от меры преодоления внутриличностных конфликтов на основе требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации - «нивелировка». Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются, и они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов «зоновского ролевого поведения». Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными («земляками», «сверстниками» и т.п.). Осужденные объединяются в группы на основе одинаковых личностных жизненных целей и планов, которые в основном касаются совместного проведения досуга, решения бытовых проблем, официальной организации жизни в исправительном учреждении (осужденные - «активисты») и организации неофициальных отношений («отрицаловка», «авторитеты»). Третья фаза - завершение адаптации, которая обычно наступает к концу первого года отбывания наказания, характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и задачи, связанные с будущей жизнью на свободе и стремятся их реализовывать в условиях учреждения. У одних осужденных это вызывает эмоциональный подъем, оптимистическое настроение, другие же осужденные, в основном не имеющие жилья, семьи, длительное время находящиеся в местах лишения свободы, впадают в состояние уныния, апатии, тревожности, теряют сон, аппетит. Отдельные осужденные из данной категории имитируют побег, скрываясь в специально изготовленных «схоронах», производственных отходах и т.п.
В этот период главная задача сотрудников исправительных учреждений состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и появилось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.), приобрести позитивные привычки, навыки бесконфликтного, некриминального общения и жизни в обществе. Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными, сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов и др.) должны использовать установленные законом средства исправления - через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и т.д.), имеющие место в первичных общностях и коллективе учреждения.
Читайте также: III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|