Организация первичного рынка государственных ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг. Основными критериями их разделения являются время и способ поступления ценных бумаг на рынок, а также функции, которые они выполняют. Первичный рынок означает эмиссию и первоначальное размещение государственных ценных бумаг, в то время как вторичный – организацию их обращения. Первичный рынок государственных ценных бумаг – рынок первых и дополнительных эмиссий государственных облигаций, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Первичным рынком государственных ценных бумаг является экономическое пространство, на котором ценная бумага проходит путь от эмитента до первого держателя (владельца). Только в рамках этого пространства эмитент может получить необходимый ему капитал. Важнейшая черта первичного рынка государственных ценных бумаг – полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющей последним сделать обоснованный выбор вида государственных ценных бумаг для инвестирования. Основной функцией первичного рынка является создание необходимых условий для проведения эмиссии и начального распространения государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги при их первичном размещении могут распространяться: - на условиях аукциона; - посредством индивидуального размещения; - при посредничестве банков неопределенному кругу лиц и др. Первичный рынок государственных облигаций можно разделить на биржевой и внебиржевой. Биржевой рынок означает размещение государственных облигаций на аукционе, проводимом через открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа», а внебиржевой – размещение облигаций вне системы названной биржи.
Облигации эмитируются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, которое должно выработать такие условия выпуска государственных ценных бумаг, которые обеспечат спрос на них, сделают их ликвидными. По каждому выпуску облигаций Министерство финансов принимает решение, которое должно содержать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, их условиях размещения, выплатах процентного дохода (для процентных облигаций), досрочном погашении и обмене облигаций. Облигации выпускаются в виде записей на счетах. Каждому выпуску облигаций присваивается регистрационный номер, который состоит из десяти символов, где: первый и второй символы - эмитент облигаций: MF - Минфин; третий символ - вид облигаций: 1 - государственные краткосрочные облигации Республики Беларусь; 2 - государственные долгосрочные облигации Республики Беларусь; четвертый символ - вид дохода, выплачиваемого по облигациям: 1 - дисконтный доход; 2 - процентный доход; пятый - восьмой символы - порядковый номер выпуска облигаций; девятый и десятый символы - две последние цифры года проведения эмиссии облигаций. На каждый выпуск облигаций оформляется глобальный сертификат в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, и хранящихся в Министерстве финансов и Национальном банке. Первичное размещение государственных кратко- и долгосрочных облигаций в Республике Беларусь, как и в экономически развитых государствах, может осуществляться путем их продажи на закрытом аукционе. Правила проведения закрытого аукциона и список участников аукциона - первичных инвесторов утверждается Национальным банком по согласованию с Министерством финансов.
Национальный банк вправе приобретать выпуски ГКО и ГДО в полном объёме, объявленном Министерством финансов или участвовать в аукционе в качестве одного из инвесторов. Проведение закрытого аукциона по продаже ГКО и ГДО осуществляет Национальный банк. Закрытость аукциона состоит в том, что содержание заявок, подаваемых первичными инвесторами на приобретение облигаций (цена приобретения, количество), не разглашается. Основаниями для проведения Национальным банком аукциона являются: - наличие между Национальным банком и Министерством финансов договора о размещении, обслуживании и погашении облигаций; - наличие приказа Министерства финансов о проведении очередного выпуска облигаций; - наличие глобального сертификата размещаемого выпуска, содержащего основные его параметры. Национальный банк информирует инвесторов о предстоящем размещении ГКО и ГДО с использованием электронных документов или телеграмм не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Обязательными условиями допуска первичного инвестора к участию в аукционе являются: 1) наличие заключенного с Национальным банком договора на выполнение функций первичного инвестора; 2) наличие у первичного инвестора счета «депо», открытого в уполномоченном депозитарии; 3) наличие у уполномоченного представителя первичного инвестора доверенности на право совершения операций с облигациями и подписи соответствующих документов от имени первичного инвестора, а также квалификационного аттестата Департамента по ценным бумагам; 4) наличие на временном счете в Национальном банке перечисленных первичным инвестором денежных средств в сумме, необходимой для приобретения намеченного количества облигаций по предлагаемым им ценам; 5) наличие у уполномоченного представителя первичного инвестора уведомления о допуске заявки к участию в первичном размещении облигаций или электронного документа о допуске заявки. Аукцион проводится на основании заявок, поступивших от первичных инвесторов. С 9.00 до 12.00 дня проведения аукциона уполномоченный представитель первичного инвестора осуществляет ввод заявки в программно-технический комплекс с удаленного терминала или терминала, установленного в Национальном банке.
Заявка, введенная с удаленного терминала, должна иметь форму электронного документа. Электронный документ формируется и передается с использованием комплекса программно-технических средств и системы телекоммуникаций. Подтверждение подлинности электронного документа производится путем применения электронной цифровой подписи с использованием личного ключа подписи уполномоченного представителя первичного инвестора, подписавшего этот документ. Участники аукциона могут приобретать государственные ценные бумаги на аукционе: - от своего имени и за свой счет при условии наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей дилерскую деятельность или деятельность инвестиционного фонда; - от своего имени и за счет клиента при условии наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей брокерскую деятельность, и регистрации клиента в торговой системе; - от своего имени и в интересах клиента, действуя в качестве доверительного управляющего, при условии наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, и регистрации клиента в торговой системе.
Заявка, поданная на аукцион по размещению облигаций, может содержать как конкурентные, так и неконкурентные предложения с указанием цен и объемов покупки облигаций как за счет собственных средств, так и по поручению клиента. Каждая конкурентная заявка, подаваемая в торговую систему, должна содержать следующие обязательные реквизиты: 1) номер выпуска государственной ценной бумаги; 2) наименование клиента, если заявка выставляется за счет либо в интересах клиента;
3) количество государственных ценных бумаг, заявленное на покупку; 4) цену за одну государственную ценную бумагу в процентах от номинальной стоимости. Каждая неконкурентная заявка, подаваемая в торговую систему, должна содержать следующие обязательные реквизиты: 1) номер выпуска государственной ценной бумаги; 2) наименование клиента, если заявка выставляется за счет либо в интересах клиента; 3) сумму денежных средств, направляемую на покупку государственных ценных бумаг. В неконкурентном предложении указывается сумма денежных средств, которую первичный инвестор готов направить для приобретения облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся на аукционе. В заявке может быть указано только одно неконкурентное предложение. В случае необходимости до 12.00 дня проведения аукциона первичный инвестор вправе отозвать заявку, введенную в программно-технический комплекс, или изменить ее параметры. Сумма денежных средств, направляемых на приобретение облигаций, должна быть зачислена первичным инвестором на временный счет в Национальном банке в установленном порядке не позднее 12.00 дня проведения аукциона. По итогам ввода заявок формируется сводная ведомость заявок, которая подписывается представителем Национального банка и передается Министерству финансов вместе с рекомендацией по ценовым условиям завершения аукциона не позднее 14.30 дня проведения аукциона. До 16.00 дня проведения аукциона Министерство финансов устанавливает условия завершения аукциона и передает в Национальный банк поручение об удовлетворении заявок. Параметры завершения аукциона: - минимальная цена продажи облигаций по конкурентным предложениям (цена «отсечения»); - средневзвешенная цена продажи облигаций по неконкурентным предложениям; - другие данные. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении на аукционе продано не менее 10% их общего количества или подано не менее двух заявок. При признании выпуска несостоявшимся Министерство финансов в день проведения аукциона передает Национальному банку копию приказа о признании выпуска облигаций несостоявшимся. Национальный банк информирует об этом инвесторов и перечисляет на счета первичных инвесторов денежные средства, направленные ими на приобретение облигаций. До 17.00 дня проведения аукциона представитель Национального банка вводит в программно-технический комплекс минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций согласно поручению Министерства финансов об удовлетворении заявок. Конкурентные предложения участников аукциона удовлетворяются по заявленным ими ценам, но не ниже минимальной цены продажи (цены «отсечения»), установленной Министерством финансов в поручении об удовлетворении заявок. Предложения на покупку облигаций по ценам, которые ниже минимальной цены продажи, не удовлетворяются.
В случаях превышения объема конкурентных заявок, поданных первичными инвесторами по минимальной цене, установленной Министерством финансов, над объемом выпуска заявки первичных инвесторов удовлетворяются пропорционально их объему. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене, установленной Министерством финансов в поручении об удовлетворении заявок. В день проведения аукциона после установления условий его завершения с помощью программно-технического комплекса формируется протокол об удовлетворении заявки по каждому первичному инвестору. После завершения аукциона Национальный банк определяет чистое сальдо излишне перечисленных первичным инвестором денежных средств, которые должны быть переведены на счет первичного инвестора с временного счета в Национальном банке, а также количество облигаций, которые должны быть переведены на счет «депо» первичного инвестора в уполномоченном депозитарии в течение одного рабочего дня после проведения аукциона. Владельцам облигаций, которые приобретают их на конкурсной основе и как неконкурентные, Нацбанк открывает счета «депо», где учитывается количество приобретенных облигаций в разрезе их выпусков, сроки их погашения и т.д Первичный инвестор обязан перевести облигации на счет «депо» их владельца не позднее дня, следующего за днем поступления облигаций от Национального банка. Денежные средства, не использованные на приобретение облигаций в ходе аукциона, первичный инвестор может направить для участия в доразмещении не проданных облигаций, письменно предупредив об этом Национальный банк. Одним из важнейших проектов на рынке государственных ценных бумаг в 2004 году стал проект по созданию системы проведения на бирже аукционов по первичному размещению и доразмещению Министерством финансов Республики Беларусь государственных ценных бумаг. В первом квартале 2004 года была осуществлена доработка электронной торговой системы по ценным бумагам (ЭТС), и 16 марта 2004 года успешно проведен первый аукцион Министерства финансов по первичному размещению через открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа» государственных долгосрочных облигаций 67-го выпуска. В последующем проведение аукционов по первичному размещению и доразмещению государственных ценных бумаг различных видов приняло регулярный характер. Еженедельно по вторникам проводятся аукционы по первичному размещению, в остальные рабочие дни недели могут проводиться доразмещения нереализованных выпусков по ценам и на условиях, установленных Министерством финансов. Оценка финансовой эффективности владения облигацией того или другого займа – важный фактор при выборе инвестором объекта капиталовложения. Таким фактором является доходность облигации. Годовая доходность по облигациям рассчитывается по следующей формуле: где П - годовая доходность по облигациям, %; Н - номинальная стоимость облигаций, рублей; Ц - цена продажи облигаций, рублей; Т - срок обращения облигаций данного выпуска, дней. Процентный доход по облигациям представляет собой доход в виде процента к номинальной стоимости облигации, который может выплачиваться владельцам облигаций как периодически в течение срока обращения облигаций, так и при погашении облигаций, что определяется в решении о проведении очередного выпуска облигаций. Величина процентного дохода, выплачиваемого при погашении облигаций, рассчитывается Министерством финансов по формуле: где Д - процентный доход, выплачиваемый при погашении облигаций, рублей; Н - номинальная стоимость облигаций, рублей; П - ставка процентного дохода, установленная эмитентом, % годовых; Т - срок обращения облигаций данного выпуска, дней. Постоянный процентный доход - доход, выплачиваемый периодически в течение срока обращения облигаций по ставке процентного дохода, установленной в решении о выпуске облигаций. Величина постоянного процентного дохода рассчитывается Министерством финансов как: где Д - постоянный процентный доход, рублей; П - ставка процентного дохода, установленная эмитентом, % годовых; К - продолжительность периода выплаты дохода, дней. Переменный процентный (купонный) доход - доход, выплачиваемый периодически в течение срока обращения облигаций по ставке процентного дохода, рассчитываемой по каждому купонному периоду. Купонный период - период выплаты купонного дохода. В случае выплаты купонного дохода процентная ставка по первому купонному периоду устанавливается Министерством финансов при принятии решения об осуществлении данного выпуска. Процентная ставка по каждому следующему купонному периоду рассчитывается Министерством финансов и утверждается приказом Министерства финансов. Копия приказа передается Национальному банку за один рабочий день до даты выплаты купонного дохода. Для расчета купонного дохода используется показатель доходности по выпускам облигаций, размещенных на аукционе, за предшествующий период. По ниже приведенной формуле произведём расчет процентной ставки по купонному периоду: где П - процентная ставка по купонному периоду, % годовых; Дi - доходность по средневзвешенной цене облигаций по i-му выпуску, % годовых; Кi - срок обращения i-го выпуска облигаций, дней; i - выпуски облигаций, принимаемые для расчета купонного дохода. Величина купонного дохода рассчитывается по формуле: где Д - величина купонного дохода, рублей; П - процентная ставка по купонному периоду, % годовых; К - продолжительность купонного периода, дней. Процентный доход по первому купонному периоду начисляется с календарного дня, следующего за датой выпуска облигаций, по дату его выплаты. Доход по остальным купонным периодам, включая последний, начисляется с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода. Учет всех размещенных облигаций производится на счетах депо в депозитариях, определенных Национальным банком Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов. Необходимо также отметить, что меры по организации первичного рынка государственных ценных бумаг должны поддерживать новые выпуски государственных облигаций. Такими мерами могут являться: диверсификация инструментов государственного долга; расширение круга держателей государственных ценных бумаг; регулирование операций по продаже; обеспечение доступа на финансовые рынки широкому кругу инвесторов и поддержание рыночной конъюнктуры. . Как правило, доходность гособлигаций должна быть выше ставки рефинансирования Центробанка, следовательно, выше темпов инфляции. В противном случае облигации становятся непривлекательными для инвесторов. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Минфину как эмитенту и Центробанку как организатору размещения государственных облигаций следует избегать и другой крайности, когда доходность ценных бумаг становится выше доходности кредитов. Тогда банки большую часть своих активов вместо того, чтобы кредитовать реальный сектор экономики, размещают под ценные бумаги. Это привело Россию, например, в 1998 г. к сильнейшему финансовому кризису. При отказе Минфина своевременно погасить свои высокодоходные краткосрочные облигации с предложением их реструктуризации в долгосрочные, юридические лица-держатели банковских депозитов и вкладчики, понимая, что их деньги «заморожены» в ГКО, практически единовременно потребовали от банков назад свои средства. Коммерческие банки, естественно, не могли выполнить свои финансовые обязательства. Вся банковская и платежная системы России оказались сильнейшим образом расстроены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|