Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По отношению к Нему Самому. По отношению к Пресвятой Троице




По отношению к Нему Самому

а) Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком.

При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, " Распяли Господа славы" (1 Кор. 2: 8). " Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он (Бог) приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20: 28). " Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1 Кор. 15: 47). " Мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим. 5: 10). И наоборот, свойства Божеские приписываются Христу как человеку.

Например; " Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3: 13). В богословии это учение получило наименование " общение свойств", часто в богословской литературе встречается латинское название " communication idiomatum" или греческое " ά ν τ ι μ ε θ ί σ τ α σ ι ς τ ώ ν ό ν ο μ ά τ ω ν " (буквально: взаимозамещение свойств). После Халкидонского Собора многие православные (в Константинополе это были " неусыпающие" монахи, акимиты), на словах отрицаясь крайностей несторианства, истолковывали орос Халкидонского Собора в близком несторианству смысле. Они отказывались признавать теопасхистские выражения, например, " Бог был распят" или " Бог умер на Кресте" и т. п. в строгом богословском смысле.

Православное богословие никогда не допускало мысли о страдании во Христе Божеского естества. Одним из свойств Божественной природы является ее бесстрастие, поэтому страдательные состояния Господа Иисуса Христа не могут быть отнесены к Его Божественной природе. Введение в православное богословие теопасхистских выражений требует строгого и недвусмысленного различения между Понятиями " природа" и " ипостась".

Теопасхистский спор тесно связан с решениями V Вселенского Собора. Основное догматическое значение V Вселенского Собора состоит в том что, этот Собор ясно указал, что орос IV Вселенского (Халкидонского) Собора должен пониматься и истолковываться в духе учения свт. Кирилла Александрийского. Гимнографическим памятником теопасхистских споров является всем хорошо известный гимн императора Юстиниана, вошедший в чинопоследование Византийской Литургии: " Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый".

Различение понятий " природа" и " ипостась" и введение термина " воипостасный" делают возможным в православном богословии теопасхистские выражения.

б) Обожение человеческого естества в Иисусе Христе. Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и обогатилась ими, т. е. пришла в состояние обожения. Человеческая плоть, соединившись во Христе с огнем Божества, пребывает отныне таинственно обоженной.

Следует иметь в виду, что когда мы приписываем Христу различные Божеские свойства - такие, как всеведение, всемогущество, вездесущие и т. д., то усвояем их Христу как единому Лицу. Нельзя относить их отдельно к Его человечеству, даже после Воскресения и Вознесения. Как Богочеловек, Христос действительно вездесущ, всемогущ и всеведущ, но это не относится к Его человечеству в отдельности. Само человечество восприняло столько совершенств, сколько оно могло вместить. При этом человечество не превратилось в Божество, поэтому само по себе оно не может быть названо всеведущим, всемогущим, вездесущим и т. п.

в) Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, как Богочеловеку, подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно.

г) В Иисусе Христе две воли и два действования. Учение о двух волях и действованиях во Христе было разработано в православном богословии в VII веке в контексте борьбы с монофелитской ересью (μ ό ν ο ς - единый и θ έ λ η μ α - воля). В отличие от предыдущих ересей - таких, как несторианство или монофизитство, - монофелитство, по сути являющееся разновидностью монофизитства, было не столько результатом искреннего заблуждения, сколько искусственной ересью, сконструированной в политических целях.

По отношению к Пресвятой Троице

С догматической точки зрения, самое существенное в рассматриваемом нами вопросе - это отношении Второго Лица Пресвятой Троицы к другим Лицам после Воплощения. Отношения Лиц Пресвятой Троицы выражаются нами посредством личностных, или ипостасных свойств.

Эти свойства являются вечными как свойства Божий, они не могут изменяться. Поэтому догматически важно показать, что после Воплощения отношения между Лицами Троицы не изменились, и после Воплощения Воплотившийся есть Тот же Сын Божий, именно естественный, а не усыновленный, и человечество в Нем не имеет собственного лица, собственной ипостаси. А раз так, значит Воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого Лица, а во-вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия.

Фактически это есть изложение учения о воипостасности человеческой природы, т. е. человеческое естество не имеет во Христе собственной ипостаси, собственной личности, но единой личностью, единым " Я" Христа является Второе Лицо Пресвятой Троицы, Которое сознает Себя, действует, живет и волит в двух естествах. Божеском и человеческом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...