Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом




Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

Апостол Петр в своем исповедании (Мф. 16: 15-16) исповедует Иисуса Христа " Сыном Бога Живого", при этом слово " Сын" в Евангелии употребляется с артиклем. Это означает, что слово " Сын" здесь употребляется в собственном смысле слова. " O Gios" - означает " истинный", " настоящий" сын, в подлинном смысле слова, не в том смысле, в каком может быть назван " сыном" всякий человек, верующий в единого Бога.

Апостол Фома (Ин. 20: 28), в ответ на предложение Спасителя вложить персты в гвоздиные язвы восклицает " Господь мой и Бог мой". Иуд. 1: 4: " отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа". Здесь Господь прямо называется Богом.

В 1 Ин. 5: 20 Иисус Христос прямо называется Богом: " Сей есть истинный Бог и жизнь вечная". В этом же стихе Господь называется истинным Сыном, а в 1 Ин. 4: 9 ап. Иоанн говорит о Христе как о Сыне Единородном: " Бог послал в мир единородного Сына своего". Наименования " единородный", " истинный" призваны показать нам совершенно особое отношение Сына к Отцу, которое принципиально отлично от отношения к Богу всех других существ.

Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына. 1 Ин. 5: 11-12: " Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни".

1 Тим. 3: 16: " Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Здесь прямо Сын Божий называется Богом. То же самое в Рим. 8: 5, где сказано, что Христос есть " сущий над всем Бог, благословенный вовеки".

Апостол Павел усваивает Сыну Божию свойство вечности, в Кол. 1: 15 говорится о Сыне, что Он есть " рожденный прежде всякой твари". В Евр. 1: 6 о Сыне говорится как о " Первородном", т. е. рожденном прежде бытия мира.

Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом.

Один из древнейших памятников святоотеческой литературы - послания священномученика Игнатия Богоносца, датируемые примерно 107 годом. В послании к Римлянам, в 6 главе Игнатий пишет: " Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Господа желаю, Сына истинного Бога и Отца Иисуса Христа - Его ищу", т. е. прямо называет Иисуса Христа Богом.

Не только у древних христианских писателей есть свидетельства о том, что древние христиане чтили Христа именно как Бога. Такие свидетельства имеются и у языческих авторов. Например, в письме Плиния младшего (который был проконсулом в Вифинии) к императору Траяну (не позже 117 года). В этом письме ставится вопрос о том, как проконсулу вести себя по отношению к местным христианам, поскольку при Траяне были гонения на христиан.

Описывая жизнь христиан, Плиний говорит, что они имеют обычай собираться на рассвете вместе и поют гимны Христу как Богу. То, что христиане уже тогда почитали Христа именно как Бога, а не просто как пророка или выдающегося человека, было известно и язычникам. Об этом же свидетельствуют и более поздние языческие авторы, которые полемизировали с христианством, такие как Келье, Порфирий и др.

Заблуждения относительно Божеского достоинства Иисуса Христа. Ересь докетизма

Одной из самых первых по времени появления христологических ересей является докетизм, который появляется уже в конце I столетия. Корни докетизма нужно искать в мироощущении античного человека эллинистической эпохи с его дуалистическими представлениями о мире, с резким противоположением духа и плоти, мира и Божества.

а) Материальный докетизм. По сообщению блж. Феодорита Киррского, материальный докетизм имел несколько разновидностей. Первоначально - это учение о призрачности человечества Христа, т. е. никакого человечества в действительности у Христа не было, а все, что относится в Евангелии к Его человечеству, есть призрак, некоторая иллюзия, которую Божество вызывало в сознании тех, кто с Ним соприкасался.

Согласно блж. Феодориту, подобных взглядов придерживались: Симон Волхв, персонаж книги Деяний апостольских, Минандр, Сатурнин.

По сообщениям св. Епифания Кипрского, докетом был Василид, а по сообщению Тертуллиана, также и Валентин. Правда, они не считали, что тело Христово было призрачным, было иллюзией, но они полностью отрицали Его единосущие нам, утверждая, что человечество Христа было особой природы, называя Его тело " небесным", " космическим" и т. п., т. е. более тонким, более совершенным, чем наши человеческие тела.

Основным аргументом от Свщ. Писания, который приводили докеты в подтверждение истинности своего учения, были слова апостола Павла: " Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех" (Рим. 8: 3), считая, что слова " в подобии плоти греховной" говорят о том, что Христос лишь имел подобие плоти человеческой, а в действительности либо совсем плоти не имел, либо имел особенную небесную плоть, отличную от человеческой.

В противовес докетам отцы Церкви, в частности свт. Иоанн Златоуст (Беседа 13 на Послание к Римлянам), предлагают собственное толкование этих слов апостола: " Если сказано, что Бог послал Сына в подобии плоти, не заключай отсюда, будто плоть Христова была не та же. Слово " подобие" прибавлено потому, что человеческая плоть названа плотью греха, а Христос имел не греховную плоть, но хотя по природе одинаковую с нами, впрочем только подобно греховной нашей и безгрешной".

б) Формальный докетизм. Если материальный докетизм подвергает сомнению тождество качественных определений человеческой природы Спасителя с нашим человечеством, то формальный докетизм отрицает полноту воспринятой Христом человеческой природы. Наиболее яркий пример формального докетизма представляет собой учение Аполлинария Лаодикийского (сер. IV в). Аполлинарий был одним из первых, кто попытался объяснить тайну соединения двух природ, Божественной и человеческой, в едином Лице, единой Ипостаси Христа, и пришел к выводу, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей ее полноте, поскольку, по мнению Аполлинария, два совершенных, по выражению того времени, самодвижных (мы бы сейчас сказали свободных) личностных существа, две разумные природы не могут соединиться воедино. Поэтому, исходя из платонистской антропологической схемы, согласно которой человек состоит из тела, души и духа, Аполлинарий пришел к выводу, что во Христе было лишь человеческое тело (σ ώ μ α ) и человеческая неразумная душа (ψ υ χ ή ), это тело оживляющая. Однако ума (ν ο ΰ ς ), который есть источник самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос. Таким образом, с точки зрения Аполлинария, можно говорить лишь о воплощении Слова, а не о Его вочеловечении, поскольку Христос не является истинным, совершенным человеком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...