Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

56. Концепция первородного греха, терминология.




56. Концепция первородного греха, терминология.

Грех перворо́ дный – 1) то, же, что грех прародительский: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о верности Ему (Быт. 3), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху; 2) греховная порча поразившая человеческое естество вследствие грехопадения прародителей, выражаемая в том, что все их потомки (исключение — Господь Иисус Христос) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; передаётся преемственно, наследственным путём.

Слово падение означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния. Для человека таким возвышенным состоянием является жизнь в Боге. Таким возвышенным состоянием человек обладал до грехопадения в раю. Он пребывал в состоянии блаженного благобытия по причине сопричастия высшему Благу – всеблаженному Богу. Блаженство человека было связано с присутствующей в нем от самого сотворения благодатью Святого Духа. От самого создания в нем присутствовала благодать так, что он не знал опыта безблагодатного состояния.

57. Грехопадение прародителей и первородный грех.

Падение человека произошло в области воли или произволения. Адам мог и не грешить. Прародитель человечества имел самовластие. Оно выражалось в том, что он мог «иметь ум свой всегда возвышенным и прилепляемым к единому Господу Богу» (св. Симеон Богослов). Подобно Всесвятому Богу, он мог стать совершенно неудобопреклонным ко злу. Встав на путь преслушания заповеди, Адам изменил своему предназначению – отпал от блаженного единения с Богом, лишился обитающей в нем Божественной благодати.

Следствием отпадения от Бога стала смерть. Насколько человек удалился от Бога, настолько он приблизился к смерти. Прародители человечества сами уготовили смерть себе и всему человеческому роду, ибо Бог есть подлинный Источник всякой жизни и удаляющиеся от Него погибнут (Пс. 72: 27). Пребывая в Боге, Адам, имел в себе Жизнь, сверхъестественно животворившую его смертную природу. Когда же он отступил от единения с Жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности к распаду и тленности. Смерти телесной предшествовала смерть душевная, ибо настоящая смерть наступает тогда, когда душа человеческая разъединяется с Божественной благодатью. Удалившись от Бога, Адам вкусил, прежде всего, душевную смерть, ибо «как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает» (св. Иоанн Дамаскин). Душа прежде умерла, потому что отошла от нее Божественная благодать. Безблагодатное состояние души повлекло за собой смерть тела.

После спасения рода человеческого Иисусом Христом человеку открывается возможность вернуть потерянную благодать, вновь исполниться Святого Духа, воскреснуть душою к блаженной духовной жизни. Такое возвращение связано с духовной борьбой с грехом. Оно требует подвига в ответ на который Бог снова вселяется в человека Своей благодатью.

58. Вменение первородного греха.

Правосл. Востоку всегда был чужд запад. юридизм, и первородный грех рассматривался прежде всего как порча природы, а не как грех, в к-ром повинны все люди. Но и восточ. отцы не отрицали, что мы несем наказание за преступление Адама, хотя и не так, как за свои личные грехи. Это наказание состоит:

1. Все люди, рождающиеся через брак, подлежат закону смерти. Св. Ап. Павел пишет, что смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5, 14). Изъясняя этот текст, свт. Феофан Затворник отмечает, что не личные грехи каждого человека, а первонач. грех Адама явился причиной смерти. Хотя среди потомков Адама были и особенно развращенные грешники (напр, допотопные исполины, жители Содома), преступления к-рых наказывались смертью, но это было, как пишет свт. Феофан, «не первоначальное... присуждение смерти, а только ускорение срока смерти, уже присужденной всем» (Толк, на Рим. 1-8 гл. ). Этого приговора не избежала даже Божия Матерь, ставшая, как и прочие люди (кроме Христа), по Своему рождению причастницей природы ветхого Адама.

2. Первородный грех явл-ся наказанием еще и потому, что получивший испорченную природу человек не может войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5). Даже невинные младенцы подлежат этому наказанию, хотя они, как не имеющие личных грехов, избавлены от вечных мучений. Карфагенский Собор 418 г провозгласил анафему тем, кто отвергает необходимость крещения младенцев, и подчеркнул, что они, не имея личных грехов, все-таки крестятся «истинно во отпущение грехов» (правило 124), т. е. «первородный грех» или «прародительская скверна» в данном случае по своему результату приравниваются к преступлению закона Божия, т. к. в силу плотского рождения всякий человек уже подлежит наказанию - лишается Царства Небесного.

Таким образом, первородный грех вменяется двояко - всякий человек, обладающий природой падшего Адама, подлежит смерти и лишается Царства Небесного. Эта печальная реальность кажется многим несправедливой - почему из-за преступления одного человека, Адама, страдают его невинные потомки. В оправдание этой кажущейся несправедливости нек-рые св. отцы указывают на общий закон природы, согласно к-рому от подобного всегда происходит подобное: от подверженного страстям рождается страстный, от грешника - грешник. Наиболее глубокое решение этого вопроса дает св. Ап. Павел, к-рый пишет: «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием Одного сделаются праведными многие» (Рим. 5, 19).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...