Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При осложненных формах ДЦП наблюдается мозаичность усиления мышечного тонуса в различных группах мышц, атипичные позы и положения рук и ног при ходьбе.




У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Развитие двигательных функций нарушено начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений - запаздывание в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятную почву для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов позотонических рефлексов на пятом месяце жизни и в последующем является симптомом риска или признаком поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича.

У детей с церебральным параличом действие этих рефлексов может стойко сохраняться на протяжении дошкольного возраста. Среди этих рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют следующие:

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР), который проявляется при изменении положения головы ребенка в пространстве. Так, в положении на спине при выраженности этого рефлекса нарастает тонус мышц-разгибателей. Это определяет характерную позу ребенка на спине: голова запрокинута назад, бедра приведены, повернуты внутрь, при тяжелых формах ДЦП - перекрещены; руки разогнуты в локтевых суставах, ладони повернуты вниз, пальцы сжаты в кулаки.

В зависимости от степени выраженности рефлекса тонус мышц-разгибателей в положении на спине усиливается от легкого выпрямления ног до резкого разгибания всего тела, когда ребенок лежит в виде дуги, касаясь опоры только затылком и пятками.

При выраженности лабиринтного тонического рефлекса в положении на спине ребенок не поднимает голову или делает это с большим трудом. Он не может вытянуть руки вперед и взять предмет, подтянуться и сесть, поднести руки или ложку ко рту. Это препятствует развитию навыков сидения, стояния, ходьбы, самообслуживания, зрительно-моторной координации.

Нередко влияние ЛТР распространяется на мышцы глаз. В силу этого глаза непроизвольно подняты вверх и зафиксированы в этом положении, что резко ограничивает их произвольные движения и поле зрения. Таким образом, задерживается и нарушается развитие зрительного восприятия и познавательной деятельности.

ЛТР способствует повышению мышечного тонуса в языке; напряженный, плотный язык подтягивается назад. Это затрудняет жевание, ротовой выдох, голосообразование, способствует слюнотечению и в итоге задерживает и нарушает развитие звукопроизносительной стороны речи.

В положении ребенка на животе влияние ЛТР проявляется в повышении тонуса мышц-сгибателей, что определяет характерную позу: голова и спина сгибаются, плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят. Такая вынужденная поза тормозит развитие произвольных движений: лежа на животе, ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, вытянуть руки для опоры, встать на колени, принять вертикальное положение, повернуться с живота на спину. Влияние этого рефлекса в положении ребенка на спине и на животе может в ряде случаев не ограничивать выполнение произвольных движений, а нарушает лишь схемы их выполнения.

Таким образом, ЛТР затрудняет развитие произвольной моторики и в значительной степени обусловливает задержку в развитии локомоторных и статических функций у детей с церебральным параличом.

Влияние ЛТР на формирование патологических поз у детей дошкольного возраста зависит от формы церебрального паралича. Так, при спастической диплегии усиливается сгибательный мышечный тонус в тазобедренных, коленных, плечевых и локтевых суставах, в сгибателях кисти, в подошвенных сгибателях стоп, а также в пронаторах предплечий, в приводящих мышцах и внутренних ротаторах бедер.

При гиперкинетической форме влияние рефлекса распространяется преимущественно на мышцы-сгибатели нижних конечностей: усиливается сгибательный тонус в пораженной руке и разгибательный - в ноге. При атонически-астатической форме влияние рефлекса обычно нерезкое и лишь незначительно усиливает мышечный тонус в приводящих мышцах бедер и разгибателях стоп.

При осложненных формах ДЦП наблюдается мозаичность усиления мышечного тонуса в различных группах мышц, атипичные позы и положения рук и ног при ходьбе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...