Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее часто рефлекс проявляется при спастической диплегии, гиперкинетической форме и осложненных формах ДЦП.




Асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР) проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: на стороне, куда повернуто лицо, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, на стороне, куда повернут затылок - в сгибателях руки и ноги. При значительной выраженности рефлекса поворот головы в сторону вызывает немедленное изменение положения конечностей и позу " фехтовальщика". В легких случаях изменение положения конечностей возникает после определенного латентного периода, длительность которого тем больше, чем меньше выражен данный рефлекс. Этот рефлекс преимущественно влияет на положение рук.

Наиболее часто рефлекс проявляется при спастической диплегии, гиперкинетической форме и осложненных формах ДЦП.

При спастической диплегии проявления рефлекса зависят от тяжести поражения. При легкой и среднетяжелой форме, при минимальном поражении рук влияние рефлекса обычно нерезкое и выражается только в асимметричном перераспределении мышечного тонуса в ногах: на стороне, куда повернуто лицо, нога слегка разгибается, другая нога сгибается.

При тяжелых формах спастической диплегии, когда наряду с поражением нижних конечностей в значительной степени поражены и руки, рефлекс распространяется и на верхние конечности, отчетливо проявляясь на стороне более пораженной руки. Если это правая рука, то ребенок предпочитает пользоваться левой, т. е., как и при влиянии ЛТР, возникает вынужденная леворукость.

Особенно неблагоприятное влияние рефлекс оказывает на развитие зрительно-моторной координации. При повороте головы и глаз в сторону зрительного объекта рука на стороне поворота головы и глаз непроизвольно разгибается, и ребенок не может ее согнуть для захвата предмета; если же он все-таки с усилием сгибает руку, то голова немедленно непроизвольно отворачивается в противоположную сторону, и ребенок не в состоянии рассмотреть захваченный предмет. Единства поля действия и поля зрения не возникает. В связи с этим у детей наблюдается характерная разобщенность движений руки и глаз, что затрудняет развитие предметно-практической и изобразительной деятельности.

Длительная выраженность асимметричного тонического шейного рефлекса приводит к стойкой фиксации глаз к стороне, куда повернуто лицо. Ребенок не может смотреть в противоположную сторону и следить за предметом, находящимся за пределами средней линии, что затрудняет плавное прослеживание предмета, необходимое для опознания зрительных объектов, формирования зрительно-пространственного восприятия. В дальнейшем эти нарушения могут быть одной из причин трудностей обучения детей с церебральным параличом. Патологический глазодвигательный стереотип чаще всего проявляется в игнорировании одного из полей зрения (чаще левого, поскольку влияние рефлекса обычно сильнее проявляется справа, и ребенок в этих случаях пишет левой рукой, но не может следить за ее движением). Это приводит к своеобразным нарушениям зрительного восприятия, затрудняет процесс овладения чтением и письмом. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания.

У некоторых дошкольников нерезко усиленный АТШР проявляется лишь в легком отведении в сторону глаз в момент сгибания пальцев рук, но и это значительно затрудняет овладение ручными действиями, изобразительной деятельностью.

Дети старшего дошкольного возраста в ряде случаев стремятся использовать АТШР для целенаправленных действий, особенно изобразительной деятельности.

Например, при рисовании они держат карандаш в вытянутой руке, повернув голову в сторону рисующей руки.

При гиперкинетической форме некоторые дети используют данный рефлекс для подавления гиперкинезов. Например, для подавления гиперкинезов в мышцах шеи они поворачивают голову вправо с разгибанием правой руки. Эти порочные установки легко закрепляются, что приводит к вторичным нарушениям осанки, например, боковому искривлению позвоночника (сколиоз), которое с возрастом по мере увеличения нагрузки на работающую руку может увеличиваться.

Выраженность этого рефлекса в ноге усиливает сгибательную установку тазобедренного сустава той ноги, к которой повернут затылок, что способствует формированию сгибательной контрактуры и спастического подвывиха тазобедренного сустава.

Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед-вниз усиливается тонус мышц-сгибателей рук и разгибателей ног. Это особенно проявляется при ходьбе, когда требуется попеременное сгибание и разгибание ног. При выраженности данного рефлекса сгибание ног облегчается разгибанием шеи и рук. Это приводит к формированию патологической схемы ходьбы, нарушению перекрестной координации движений рук и ног при ходьбе.

Резкая выраженность этого рефлекса при спастической диплегии способствует развитию разгибательной установки нижних конечностей, затрудняет положение ребенка на коленях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...