Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-деятельностные схемы




Третий тип схем — организационно-деятельностные. Они предназначены для организации и регуляции деятельности индивидуальных или коллективных субъектов. Такие схемы тоже обозначают объекты со своей структурой, взаимосвязями и отношениями, но отражают не знания, а коллективные или инди­видуальные маршруты освоения одной темы или всего раздела. Схема коллективного маршрута состоит (рис. 6) «…из людей, действий и потоков, которые необходимы для того, чтобы достичь общей цели и предотвратить отклонение от достижения этой цели и остановки на пути к её достижению».

Схема индивидуального маршрута отражает позицию чело­века, пути его следования, способы деятельности, а в некоторых случаях и порядок выполнения действий для решения постав­ленных задач на определённом этапе, в течение заданного промежутка времени.

Оргдеятельностная схема (рис. 7) разработана с учётом технологических аспектов индивидуально­-ориентированной системы обучения, в основе которой лежит принцип выбора темпа прохождения программы и уровня сложности выполняемых заданий. На схеме светло-серым цветом обозначены этапы, которые должен пройти каждый ученик, темно-серым — один из возможных маршрутов освоения темы.

На (рис. 10) представлен алгоритм определения типа односоставного предложения. В зависимости от типа предложения (односоставное, где главный член предложения — сказуемое, или односоставное, где главный член предложения — подлежащее) будет выбрана последовательность дальнейших действий. Значение организационно-деятельностных схем в учебном процессе бесспорно, так как они способствуют:

· формированию умений ставить цели, планировать, контро­лировать и оценивать учебные действия;

· определению наиболее эффективных способов достижения результата;

· регуляции деятельности с учётом индивидуального темпа каждого ученика;

· включенности в деятельность;

· проведению рефлексии.

К организационно-деятельностным схемам также относят различные системы (Периодическая система химических эле­ментов Менделеева), планы-карты (план эвакуации).

Схемы-принципы

Следующий тип схем — схемы-принципы, «совмещающие осуществление функций объектно-онтологических и организационно-деятельностных, допускающих смену функции исполь­зования, то есть перефункционализацию». Если рассматривать организационно-деятельностную схему, чтобы понять логику развития материала, то схема в данный момент является объектно-онтологической; если же действовать в соответствии с этапами схемы, то она является оргдеятельностной.

Пример: На вводном уроке учитель демонстрирует структурную блок-схему, в которой отражено определенное понятие, например, «Имя существительное как часть речи» (рис. 11). В этот момент схема является объектно-онтологической, так как раскрывает сущность понятия имени существительного (общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль и др.). На последующих уроках эта схема является оргдеятельностной, так как по сути отражает учебно-тематический план, предусматривающий последовательное прохождение темы учебного курса «Имя существительное».

Классификация схем

Для того чтобы помочь учителю разобраться в многообразии графических изображений и применять их в обучении, составле­на классификация схем на основе четырех критериев:

· предназначение (для каких целей схемы используют в обу­чении);

· содержание (что отражают объекты, изображенные на схемах);

· время построения (когда происходит построение схем: зара­нее или во время учебного занятия);

· сопутствующие факторы (дополнительные средства, кото­рые необходимы для понимания содержания схем). В процессе обучения используются схемы всех вышепере­численных типов. Подробнее рассмотрим, какую роль они иг­рают в организации понимания, коммуникации и деятельности.

Критерии Типы схем
объектно-онтологические направляющие организационно-деятельностные
Предназначение Понимание, осмысление новых знаний Организация коммуникаций Организация деятельности
Содержание Обозначают объекты которые отражают знания Обозначают объекты, которые отражают реальные ситуации, систему событий Обозначают объекты, которые отражают организационные формы деятельности, виды деятельности
Время построения При подготовке к учебному занятию, при объяснении учебного материала В процессе коммуникации При подготовке к учебному занятию, при объяснении плана деятельности
Сопутствующие факторы Текстовое сопровождение Учебная задача, вопросы Текстовое сопровождение, план учебного занятия
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...