Высшая нервная деятельность
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Цель работы: изучить особенности условно-рефлекторной деятельности мозга; овладеть методикой выработки и торможения условного рефлекса. Оборудование: учебные таблицы, осветитель, экран, секундомер.
Ход работы 1. Выявите различия между условными и безусловными рефлексами. Заполните таблицу 23. Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии подкорковых центров ЦНС. Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между центрами восприятия условного и безусловного раздражителей. Таблица 23 Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов
2. Изучите механизм выработки условного слюноотделительного рефлекса на свет (рис. 8). Какие стадии обозначены буквами? Сделайте подписи к структурам, обозначенным цифрами на схеме. Определите, где возникает временная связь при выработке условного рефлекса? __________________________________________________ Почему эту связь назвали временной? ______________________________________ _____________________________________________________________________________ Какой раздражитель в данном опыте – безусловный? _________________________ Какой раздражитель – условный? _________________________________________
3. Ознакомьтесь с правилами выработки условных рефлексов (вырабатывается на базе безусловных рефлексов или условных низших порядков): 1) необходимо наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который будет условным, и безусловного, вызывающего какой-либо безусловный рефлекс; 2) условный раздражитель (свет, звук и т. п.) должен предшествовать безусловному и некоторое время сопровождать действие последнего; 3) условный раздражитель должен быть средним по силе; 4) не должно быть посторонних раздражителей; 5) КБП должна быть в активном состоянии; 6) условный рефлекс вырабатывается быстрее при наличии мотивации 7) повторность.
4. Ознакомьтесь с видами торможения условно-рефлекторных реакций. Впишите в табл. 24 биологическое значение каждого. Таблица 24
5. Выполните практическую работу «Выработка и торможение условного вегетативного зрачкового рефлекса человека». Ход работы: В работе принимают участие одновременно все студенты группы: одна половина – исследуемые, а другая – экспериментаторы. Экспериментаторам нужно проверить у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонков и приступить к выработке условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок. Для этого при включении сигнала исследуемые закрывают глаз на 10–20 с плотным темным листом бумаги, а при выключении сигнала – открывают его. Каждый экспериментатор наблюдает, как на свету происходит постепенное сужение зрачка у исследуемого. Если звонок предъявлять 10 раз в сочетании с затемнением, то на 11-й раз только включение звонка без затемнения глаза вызовет условно-рефлекторное расширение зрачка.
Для демонстрации явления угасания рефлекса возобновить действие сигнала, но без затемнения глаза бумагой. У исследуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число неподкреплений условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения. Результаты исследования: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________ Самостоятельная работа № 5. Оценка показателей высшей нервной деятельности
Цель работы: изучить типы высшей нервной деятельности (ВНД); овладеть методиками оценки типа ВНД, функциональной асимметрии мозга, памяти. Оборудование: учебные таблицы, часы или секундомер, динамометр, карандаш. Ход работы 1. Ознакомиться с классификацией типов ВНД по И.П. Павлову
Тип нервной системы |
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|