Месяц. Неделя. Игры и занятия. I год обучения IIгод обучения
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» с. Агаповка
Утверждаю
протокол №1 от 30. 08. 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия»
Сроки реализации: 1 года
Разработчик программы: педагог-психолог Асамбаева У. Ж.
с. Агаповка, 2022г. Содержание I. Пояснительная записка...................................................................... 3 II. Учебно-тематическое планирование................................................. 7 III. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы......................................................................................... 11 IV. Планируемый результат усвоения образовательной программы.. 13 V. Система оценки результатов освоения образовательной программы 14 Приложение 1. Оборудование для организации образовательной деятельности 15 Приложение 2. Ключевые характеристики песочных картин.......... 17 Приложение 3. Сюжет (или сюжеты) песочных картин................... 19 Приложение 4. Коллекция мелких предметов............................... 21 Приложение 5. Виды игр на песке................................................. 25 Приложение 6. Рекомендации по проведению игр и занятий...... 26 Приложение 7. Игры и упражнения на песке................................ 29
Приложение 8. Варианты вхождения в занятие............................ 40 Библиография................................................................................... 42 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная терапия» разработана на основе: 1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), 3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка» были использованы: 1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально- волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007. 2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010. 3. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006. 4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44). 5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Коррекционные, развиваю- щие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с. 6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.
- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с. 7. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально- коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. -сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с. 8. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 96 с. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с. 10. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3 – 2005. 11. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с. 12. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда). Цель программы «Программа развития и коррекции эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка»: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития. Задачи дополнительной общеразвивающей программы социально- педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка»: Ø стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; Ø формировать позитивное отношение к своему «Я»; Ø формировать позитивное отношение к сверстникам; Ø развивать навыки социального поведения; Ø способствовать проявлению эмпатии средствами песочной терапии; Ø развивать фантазию и образное мышление; Ø побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка».
В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н. Ф. Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С. Ю. Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А. В. Валиева, «Чудеса на песке» Т Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. В качестве одного из важных условий гармонического развития личности А. С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А. В. Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций. Новизна дополнительной общеразвивающей программы социально- педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка».
Инновационная педагогическая технология – песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную программу ДОУ. В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Возраст обучающихся, на который рассчитана «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная терапия» - 6-7 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по «Программе развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой
«Песочная терапия» - 5 года. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная терапия» - 1 год. II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|