III. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Форма обучения во время реализации программы социально- педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная терапия» - очная. Образовательная деятельность обучающихся проход в виде групповых игровых занятий. Игровые занятия проводятся в форме совместной образовательной деятельности педагога с детьми. Наполняемость групп не более шести человек.
Продолжительность одного занятия.
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)
Перечень технических средств обучения
Перечень учебно–методических материалов
IV. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Работа по программе социально-педагогической направленности «Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная терапия» позволяет достичь следующих результатов: · игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций; · дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни; · песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого(формирование эмпатии); · игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
· в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции; · в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности); · игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях. V. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается: ü состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п. ); ü уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас- спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и тому подобное); ü уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы); ü сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках разложены по темам); ü личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние). Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается сформированность следующих параметров: ü уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику); ü уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета); ü эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость); ü стиль семейных отношений (диалоги между героями); ü уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не- произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера; ü устойчивость и распределение внимания, работоспособность; ü воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому подобное). ü уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца); ü уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания; ü умение обобщать (способность быстро находить подходящийлоток для каждой игрушки), сообразительность;
ü на групповых (5 – 7 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками. На основании полученных результатов планируется будущая работа с детьми. Приложение 1. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см. Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. · люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных, ) позы должны быть как динамические, так и статические;
· наземные животные (домашние, дикие, доисторические); · летающие животные (дикие, домашние, доисторические); · обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); · жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения); · домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); · деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр. ); · объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака); · транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства); · объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); · объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы); · аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр. ); · естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр. ); · фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни; · злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок). Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Приложение 2. Ключевыми характеристиками песочных картин являются: Ø энергоинформационное поле песочной картины Ø основная идея песочной картины Ø сюжет (или сюжеты) песочной картины Ø конфликтное содержание песочной картины Ø ресурсное содержание песочной картины Ø символическое поле песочной картины Ø стиль ситуативной коммуникации групповой песочной картины
Энергоинформационное поле песочных картин Каждая песочная картина обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом, каждый человек, разглядывающий песочную картину, соприкасается с ее энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на специалиста определенное воздействие: влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы. Психологи, использующие песочницу, отмечают, что " от некоторых картин кружится или болит голова”, другие картины " как будто " засасывают” тебя внутрь”, третьи вызывают раздражение, четвертые – ощущение покоя, пятые – равнодушие, шестые – радость, седьмые – тревогу, и т. д.. Все это является ответом на соприкосновение с энергетикой песочной композиции. Опытный психолог лишь фиксирует свою первую реакцию, но не следует за ней. Потому что, если подчиниться энергоинформационной волне картины, можно потерять объективность профессионального взгляда. Особенно, если клиент имеет выраженные психопатологические особенности. Как правило,
«засасывающая» энергия этих картин довольно велика. Если первое впечатление от песочной композиции вызвало у психолога неприязненную реакцию, важно быстрее переключиться на обсуждение картины: поговорить о мыслях и чувствах клиента, которые он испытал в процессе создания композиции. Это защитит психолога от «поглощения» энергетикой песочной картины. Чаще всего, у психолога возникает адекватный ответ на энергетику картины, то есть «включается» некое «рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к картине, желание узнать о ней как можно больше.
Основная идея песочной картины Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Узнать основную идею песочной картины, можно, как минимум, тремя способами: 1. Попросить ребенка дать название миру, созданному в песочнице; 2. Предложить ребенку ответить на один из вопросов: · Что это за мир? · Что это за страна? · Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров? · Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру? 3. Предложить клиенту описать песочный мир в форме сказки (или притчи, легенды, мифа), и спросить его: «О чем эта сказка? Чему она может научить? » Основная идея может быть представлена на нескольких уровнях: · ценностном, · ментальном, · эмоциональном, · витальном. Например, человек говорит: " Это страна мудрости и покоя. Здесь все наполнено древними знаниями. Но войти сюда может только подготовленный. Знание охраняют два джина. Они задают путешественнику вопрос, и если он ответит на него – они пускают его к хранилищу знаний. Если не ответит – ему придется уйти. Но даже если не ходить за знанием, в этой стране можно отдохнуть душой”. Итак, основная идея картины – обретение мудрости и покоя. На ценностном уровне, это может говорить о стремлении человека приобщиться к важнейшим жизненным ценностям. На ментальном уровне, мы можем увидеть склонность человека к построению для себя неких ограничений (два джина охраняют доступ к знанию и испытывают ищущих). На эмоциональном уровне, проявляется тревога из-за опасений не соответствовать высоким требованиям, не справиться с задачей. На витальном уровне, можно найти психологическую усталость, которая возникает из-за недостатка гармоничных эмоционально близких взаимоотношений. Приложение 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|