Организация деятельности на традиционном уроке
Зачем и кому нужны схемы при организации деятельности учащихся на уроке? Почему именно схемы? Требования относительно того, что учитель должен сообщать учащимся о том, что будет происходить на уроке, выдвигались всегда. Однако традиционный подход к уроку, когда одновременно все ученики делают одно и то же, лишает смысла изложение плана детям: что скажет учитель, то и будут делать учащиеся. Конечно, во время посещения урока заместителем директора указанное требование обычно выполняется, но формально: на доске размещается план и зачитывается детям. Поскольку планы являются формальными, то они обычно выглядят примерно так: 1. Объяснение нового материала. 2. Обобщение изученного. 3. Работа в группах. 4. Выполнение заданий по тесту. 5. Подведение итогов. Этот план не даёт учащимся достаточной информации о том, что от них требуется. Пункты плана относятся к разным субъектам, например, объяснять новый материал, видимо, будет учитель, а что при этом должны будут делать учащиеся — непонятно. Некоторые же пункты плана (например, «Обобщение изученного») вообще не объясняют, кто и что в этот момент будет делать и что в результате будет получено. Как же определить, произошло ли обобщение? Другие планы к деятельности на уроке вообще не имеют отношения и являются планом объяснения нового материала. Примером такого плана может служить план учебного занятия по истории в 9 классе на тему «Духовная жизнь». 1. Главная задача в области культуры. 2. Отношение интеллигенции к революции и новой власти. 3. Большевики и церковь. 4. Новое искусство. Такой план является важным с точки зрения понимания логики темы. Однако то, что будет происходить на уроке, что требуется от учащихся в части самостоятельных действий, из такого плана понять невозможно.
Часто в планах смешивают то, что относится к теме, и то, что относится к предстоящей деятельности. То, что относится к деятельности учащихся на уроке, необходимо обозначить другими словами, например: «схема организации деятельности» или «оргдеятельностная схема». С точки зрения обеспечения возможности индивидуального и группового продвижения учащихся на уроке, очень важным является то, что дети уже в начале занятия знают, кто и что в течение урока должен делать и какой результат получить. В чём же здесь отличие от происходящего на традиционном уроке? Обычный урок устроен так, что все дети вместе с учителем постепенно переходят от этапа к этапу. При этом те учащиеся, которые двигаются быстрее, вынуждены ожидать выполнения заданий остальными и, соответственно, при этом происходит потеря времени. Ребёнок уже может двигаться дальше, но поскольку организационно его движение не обеспечено, то есть школьник не знает, что конкретно должен делать дальше, то он вынужден ждать. В то же время дети, которые при общем завершении этапа в чем-то отстали, всё же вынуждены переходить к следующему этапу. Чтобы этого избежать, хотя бы в пределах учебного занятия, необходимо уже в его начале разъяснить учащимся всю логику продвижения вперед и обеспечить это организационно. Например, планируя урок изучения новой темы, учитель предполагает, что дети изучат её самостоятельно в группе, затем проверят в этой же группе понимание материала каждым, индивидуально попробуют применить знания и выявят те моменты, которые кому-то понять не удалось. В итоге происходит обсуждение. Для данной ситуации с большинстве случаев план выглядит примерно следующим образом: 1. Работа в группе. 2. Индивидуальная работа. 3. Работа в группе.
4. Фронтальная работа. Из плана можно понять смену типов работ, однако, что конкретно в каждом случае будет получено, в какой момент надо переходить к следующему типу работ, не совсем ясно. Второй пример плана (с точки зрения получаемого в каждом виде работ продукта) является уже более понятным. 1. Сообщение задания учителем. 2. Работа в группе по изучению новой темы. 3. Работа в группе по проверке собственного понимания. 4. Индивидуальная работа по выявлению непонятного — ответы на вопросы. 5. Работа в группе — применение знаний. 6. Общая (фронтальная) работа по подведению итогов. Необходимо учесть, что когда учитель пытается написанное словами представить в виде схемы, то само составление такой схемы выявляет некоторые неучтённые места и вынуждает их уточнять.
Каждый этап учебного занятия и каждую организационную форму деятельности можно представить в виде отдельной организационно-деятельностной схемы. Содержание схемы должно отражать специфику работы каждого субъекта. Рассмотрим это на примерах составления оргдеятельностных схем при организации фронтальной, индивидуальной работы и работы в микрогруппах. На рисунке 34 отражена фронтальная работа по сообщению задания учителем. В варианте (34, а) изображен учитель, который даёт задание классу. При этом класс обозначен пустым кругом — учащихся в нем нет. Значит, ни у кого не возникнет вопросов, что должны делать ученики этого класса во время сообщения задания. Как только внутри появляется хотя бы одно изображение ученика (вариант 34, б), то возникает вопрос: что он должен делать — просто слушать или, например, задавать вопросы на уточнение? Тогда рядом с фигурой ученика следует поставить знак вопроса, который поясняет возможные или необходимые действия школьников. Но и эта схема является неполной, из её содержания не видно, что это фронтальная работа и что все ученики заняты одним делом. Более полным является (вариант 34, в), в котором отражены и действия учителя, и действия школьников. Второй этап — работа в группе (Рис. 35). Рисуем учащихся в кружке (Рис.35,а). Сколько нарисовать? Столько, сколько по нашим предположениям должно быть в группе. Например, шесть. А все ли они должны быть одинаково изображены? Если в группе есть руководитель, то он должен отличаться (Рис.35,б). Если нет руководителя, его назначают или обеспечивают выбор, уточнив при этом обязанности.
Кроме того, если группа должна работать каким-то определённым способом, это тоже может быть изображено на схеме (Рис. 35,в). Квадратик посередине означает алгоритм, написанный на листочке. По этому алгоритму группа и работает. Руководитель фиксирует прохождение шагов алгоритма. Пример алгоритма: Все вместе: 1. Прочитать алгоритм и выяснить непонятные места. 2. Разделить полученный текст на части (совместно) и распределить части между собой. Каждый отдельно: 3. Прочитать свой фрагмент текста. 4. Составить вопросы по своему фрагменту текста, которые участник группы будет задавать другим участникам, чтобы проверить, как они поняли сообщенный материал. Все вместе: 5. Поочередно рассказать свой фрагмент другим участникам группы. Фигурка учителя, изображенная на рисунке 35, в отдельно от группы и соединенная с ней пунктирной стрелкой, означает, что, если алгоритм будет непонятен, учитель может проконсультировать группу (на этом этапе работы вопросы учителю можно задавать только по поводу алгоритма). Следующий такт — работа в группе по проверке собственного понимания. Учитель предполагает, что проверка понимания будет происходить за счёт того, что каждый из участников задаст вопросы по своему фрагменту всем остальным. Однако как сделать так, чтобы каждый участник группы гарантированно отвечал на вопросы? Для этого следующий этап работы в группе следует организовать так, чтобы учащиеся задавали вопросы и отвечали на них, меняя напарника. Рисунок 36, изображающий следующий этап работы должен показывать эти взаимодействия. Кроме того, на этом рисунке опять появляется фигура учителя с пунктирной стрелкой, обозначенной буквой «С» — это значит, что теперь он может консультировать по содержанию.
Четвёртый этап — индивидуальная работа с вопросами (Рис. 37). Если это вопросы, которые даются в индивидуально-ориентированном учебном плане для учащегося, то данный этап можно изобразить так, как на схеме (Рис. 37,а). Если это вопросы, специально разработанные учителем для конкретного занятия (тест на бумаге или компьютерный), тогда изображение варьируется. Однако в любом случае схема отражает определённое действие. Например, карточка со специально разработанными вопросами имеет обозначение «К» (Рис. 37,б) эти карточки находятся на отдельной полке в классе с таким же обозначением. Пятый этап — работа в группе по применению знаний, например, совместный разбор упражнения. Снова на рисунке появляется группа, отмечены особенности предполагаемого способа работы. Например, один участник группы выполняет упражнение, одновременно комментируя, другие, если что-то непонятно, останавливают этого ученика и уточняют непонятое. Это может быть представлено так, как показано на схеме (Рис. 38). И последний, шестой, этап — фронтальная работа по подведению итогов. Один ученик от каждой группы должен сказать о том, как и почему удавалось или не удавалось хорошо работать, что надо учесть в будущем. На схеме (Рис. 39) видно, что говорят только руководители групп. Если условия работы другие, то схема должна это отражать. Такая схематичная подача плана учебного занятия позволяет разъяснить основные задачи, уточнить кто и что должен делать и дать возможность каждой группе двигаться в своем темпе. Конечно, вначале на работу в соответствии со схемой требуется большее время, но постепенно, когда все значки в схемах становятся знакомыми, время тратится только на разъяснение каких-либо новых моментов. При умелом использовании учителем организационно-деятельностных схем происходит постановка целей занятия каждым учащимся, планирование индивидуальных и коллективных маршрутов, последовательное выполнение запланированных действий, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Читайте также: Generally Accepted Auditing Standards (GAAS) (Общепринятые стандарты аудиторской деятельности). Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|