Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация деятельности на традиционном уроке




Зачем и кому нужны схемы при организации деятельности учащихся на уроке? Почему именно схемы?

Требования относительно того, что учитель должен сооб­щать учащимся о том, что будет происходить на уроке, выдви­гались всегда. Однако традиционный подход к уроку, когда од­новременно все ученики делают одно и то же, лишает смысла изложение плана детям: что скажет учитель, то и будут делать учащиеся.

Конечно, во время посещения урока заместителем директора указанное требование обычно выполняется, но формально: на доске размещается план и зачитывается детям.

Поскольку планы являются формальными, то они обычно выглядят примерно так:

1. Объяснение нового материала.

2. Обобщение изученного.

3. Работа в группах.

4. Выполнение заданий по тесту.

5. Подведение итогов.

Этот план не даёт учащимся достаточной информации о том, что от них требуется. Пункты плана относятся к разным субъек­там, например, объяснять новый материал, видимо, будет учи­тель, а что при этом должны будут делать учащиеся — непонятно. Некоторые же пункты плана (например, «Обобщение изученно­го») вообще не объясняют, кто и что в этот момент будет делать и что в результате будет получено. Как же определить, про­изошло ли обобщение?

Другие планы к деятельности на уроке вообще не имеют от­ношения и являются планом объяснения нового материала.

Примером такого плана может служить план учебного заня­тия по истории в 9 классе на тему «Духовная жизнь».

1. Главная задача в области культуры.

2. Отношение интеллигенции к революции и новой власти.

3. Большевики и церковь.

4. Новое искусство.

Такой план является важным с точки зрения понимания ло­гики темы. Однако то, что будет происходить на уроке, что тре­буется от учащихся в части самостоятельных действий, из тако­го плана понять невозможно.

Часто в планах смешивают то, что относится к теме, и то, что относится к предстоящей деятельности. То, что относится к дея­тельности учащихся на уроке, необходимо обозначить другими словами, например: «схема организации деятельности» или «оргдеятельностная схема».

С точки зрения обеспечения возможности индивидуального и группового продвижения учащихся на уроке, очень важным является то, что дети уже в начале занятия знают, кто и что в течение урока должен делать и какой результат получить. В чём же здесь отличие от происходящего на традиционном уроке?

Обычный урок устроен так, что все дети вместе с учителем постепенно переходят от этапа к этапу. При этом те учащиеся, которые двигаются быстрее, вынуждены ожидать выполнения заданий остальными и, соответственно, при этом происходит потеря времени. Ребёнок уже может двигаться дальше, но по­скольку организационно его движение не обеспечено, то есть школьник не знает, что конкретно должен делать дальше, то он вынужден ждать. В то же время дети, которые при общем завершении этапа в чем-то отстали, всё же вынуждены переходить к следующему этапу.

Чтобы этого избежать, хотя бы в пределах учебного занятия, необходимо уже в его начале разъяснить учащимся всю логику продвижения вперед и обеспечить это организационно.

Например, планируя урок изучения новой темы, учитель предполагает, что дети изучат её самостоятельно в группе, затем проверят в этой же группе понимание материала каждым, инди­видуально попробуют применить знания и выявят те моменты, которые кому-то понять не удалось. В итоге происходит обсуж­дение. Для данной ситуации с большинстве случаев план выгля­дит примерно следующим образом:

1. Работа в группе.

2. Индивидуальная работа.

3. Работа в группе.

4. Фронтальная работа.

Из плана можно понять смену типов работ, однако, что кон­кретно в каждом случае будет получено, в какой момент надо переходить к следующему типу работ, не совсем ясно.

Второй пример плана (с точки зрения получаемого в каждом виде работ продукта) является уже более понятным.

1. Сообщение задания учителем.

2. Работа в группе по изучению новой темы.

3. Работа в группе по проверке собственного понимания.

4. Индивидуальная работа по выявлению непонятного — ответы на вопросы.

5. Работа в группе — применение знаний.

6. Общая (фронтальная) работа по подведению итогов.

Необходимо учесть, что когда учитель пытается написанное словами представить в виде схемы, то само составление такой схемы выявляет некоторые неучтённые места и вынуждает их уточнять.


Организация деятельности на основе организационно-
деятельностных схем

Каждый этап учебного занятия и каждую организационную форму деятельности можно представить в виде отдельной орга­низационно-деятельностной схемы. Содержание схемы должно отражать специфику работы каждого субъекта. Рассмотрим это на примерах составления оргдеятельностных схем при органи­зации фронтальной, индивидуальной работы и работы в микро­группах.

На рисунке 34 отражена фронтальная работа по сооб­щению задания учителем. В варианте (34, а) изображен учитель, который даёт задание классу. При этом класс обозначен пустым кругом — учащихся в нем нет. Значит, ни у кого не возникнет вопросов, что должны делать ученики этого класса во время со­общения задания. Как только внутри появляется хотя бы одно изображение ученика (вариант 34, б), то возникает вопрос: что он должен делать — просто слушать или, например, задавать во­просы на уточнение? Тогда рядом с фигурой ученика следует поставить знак вопроса, который поясняет возможные или необ­ходимые действия школьников. Но и эта схема является непол­ной, из её содержания не видно, что это фронтальная работа и что все ученики заняты одним делом. Более полным является (вариант 34, в), в котором отражены и действия учителя, и дейст­вия школьников.

Второй этап — работа в группе (Рис. 35). Рисуем учащих­ся в кружке (Рис.35,а). Сколько нарисовать? Столько, сколько по нашим предположениям должно быть в группе. Например, шесть. А все ли они должны быть одинаково изображены? Если в группе есть руководитель, то он должен отличаться (Рис.35,б). Если нет руководителя, его назначают или обеспечивают выбор, уточнив при этом обязанности.

Кроме того, если группа должна работать каким-то определённым способом, это тоже может быть изображено на схеме (Рис. 35,в). Квадратик посередине означает алгоритм, написан­ный на листочке. По этому алгоритму группа и работает. Руко­водитель фиксирует прохождение шагов алгоритма.

Пример алгоритма:

Все вместе:

1. Прочитать алгоритм и выяснить непонятные места.

2. Разделить полученный текст на части (совместно) и рас­пределить части между собой.

Каждый отдельно:

3. Прочитать свой фрагмент текста.

4. Составить вопросы по своему фрагменту текста, которые участник группы будет задавать другим участникам, чтобы про­верить, как они поняли сообщенный материал.

Все вместе:

5. Поочередно рассказать свой фрагмент другим участникам группы.

Фигурка учителя, изображенная на рисунке 35, в отдельно от группы и соединенная с ней пунктирной стрелкой, означает, что, если алгоритм будет непонятен, учитель может проконсультировать группу (на этом этапе работы вопросы учителю можно задавать только по поводу алгоритма).

Следующий такт — работа в группе по проверке собственного понимания. Учитель предполагает, что проверка понимания будет происходить за счёт того, что каждый из участников за­даст вопросы по своему фрагменту всем остальным. Однако как сделать так, чтобы каждый участник группы гарантированно отвечал на вопросы?

Для этого следующий этап работы в группе сле­дует организовать так, что­бы учащиеся задавали во­просы и отвечали на них, меняя напарника. Рисунок 36, изображающий следующий этап работы должен пока­зывать эти взаимодействия. Кроме того, на этом рисунке опять появляется фигура учителя с пунктирной стрел­кой, обозначенной буквой «С» — это значит, что теперь он может консультировать по содержанию.

Четвёртый этап — индивидуальная работа с вопросами (Рис. 37). Если это вопросы, которые даются в индивидуально-ориентированном учебном плане для учащегося, то данный этап можно изобразить так, как на схеме (Рис. 37,а). Если это вопросы, спе­циально разработанные учителем для конкретного занятия (тест на бумаге или компьютерный), тогда изображение варьируется. Однако в любом случае схема отражает определённое действие. Например, карточка со специально разработанными вопросами имеет обозначение «К» (Рис. 37,б) эти карточки находятся на отдельной полке в классе с таким же обозначением.

Пятый этап — работа в группе по применению знаний, например, совместный разбор упражнения. Снова на рисунке появляется группа, отмечены особенности предполагаемого способа работы. Например, один участник группы выполняет упражнение, одновременно комментируя, другие, если что-то непонятно, останавливают этого ученика и уточняют непонятое. Это может быть представлено так, как показано на схеме (Рис. 38).

И последний, шестой, этап — фронтальная работа по подведению итогов. Один ученик от каждой группы должен сказать о том, как и почему удавалось или не удавалось хорошо работать, что надо учесть в будущем. На схеме (Рис. 39) видно, что говорят только руководители групп.

Если условия работы другие, то схема должна это отражать. Такая схематичная подача плана учебного занятия позволяет разъяснить основные задачи, уточнить кто и что должен делать и дать возможность каждой группе двигаться в своем темпе. Конечно, вначале на работу в соответствии со схемой требуется большее время, но постепенно, когда все значки в схемах становятся знакомыми, время тратится только на разъяснение каких-либо новых моментов.

При умелом использовании учителем организационно-деятельностных схем происходит постановка целей занятия каждым учащимся, планирование индивидуальных и коллективных маршрутов, последовательное выполнение запланированных действий, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...