Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование способности к схематизации




Для того чтобы схематизация (способ, объективно сущест­вующий в культуре) превратилась в умение, а затем, — в навык и способность каждого конкретного ученика, надо при изучении каждого школьного предмета на всех этапах обучения планиро­вать работу со схемами.

Формирование и развитие способности к схематизации у уча­щихся происходит путем их проведения их через три слоя — мыслекоммуникации, мышления, мыследействования. Обра­тимся ещё раз к схеме трехслойного строения мыследеятельности (Рис. 12) и рассмотрим подробнее, что происходит в сознании у ученика при изучении теоретического материала с использова­нием схемы. Необходимо помнить, что способность к схемати­зации формируется на определенном содержании. «Схематиза­ция… невозможна без понятийной работы, без хорошего знания теории и практики предмета».

При движении в слое мыслекоммуникации схематизация служит средством углубления понимания содержательного ас­пекта учебного курса и способа действия. Происходит воспри­ятие словесного объяснения учителя и способа построения схемы.

При движении в слое мышления схематизация служит средством организации и развития операций мышления (анализ, сравнение, синтез, обобщение и др.). Схема провоцирует активность всех этих операций:

· при анализе ученик мысленно членит схему на части;

· при сравнении устанавливает связи на основе сходства и различия с уже известными в сознании представлениями;

· при синтезировании восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов схемы;

· при обобщении соединяет сходные предметы по случайным, общим для них признакам (происходит генерализация).

В мышлении появляются образ предмета изучения и образ производимого действия. После этого учащийся воспроизводит практические действия в знаково-символической форме.

«Если учащийся пройдет через эти три слоя — от понимания к действию, если на каждом этапе он увидит не только инструментальность схемы, её действенность, но и сам построит схему, значит у него сформирована способность схематизации».

Формирование способности к схематизации может происходить в последовательности, созданной на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

· Первый этап — это схема ориентировочной основы дейст­вий. Дети наблюдают и получают внешние ориентиры выпол­няемых действий, происходит понимание логики выполнения и возможности осуществления этих действий.

· Второй этап — это формирование действий в материальном (или материализованном) виде. Учащиеся воспроизводят образец, показанный учителем, с опорой на внешние ориентиры, проговаривая всё, что делают.

· Третий этап — это этап внешнеречевых действий. Все элементы действий представлены в форме внешней речи, действия проходят дальнейшее обобщение, но остаются ещё неавтоматизированными и несокращенными.

· Четвертый этап — это формирование действий во внешней речи. «Происходит дальнейшее преобразование действий — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание речи переносится во внутренний план». Действия выполняются беззвучно и без прописывания — как проговаривание «про себя».

· Последний этап — это формирование действий во внутренней речи. На этом этапе действие совершается в скрытой речи.

Соотнесём вышеперечисленные этапы формирования умственных действий с формированием действий схематизации в условиях обучения.

В этом случае на первое место выходит этап формирования мотивов. Ученик должен предвосхитить результат предстоящей деятельности, то есть произвести целеполагание. «Именно постановка цели позволяет учащемуся намечать пути её решения, выстраивая последовательность действий».

Затем учитель демонстрирует образец схематизации на определённом предметном материале, при этом объясняет после­довательность совершаемых действий. Ученик воспринимает образец построения схемы. На этом этапе происходит предвари­тельное ознакомление с формируемой деятельностью и входящи­ми в неё знаниями.

Далее следует этап выполнения практического способа дей­ствия. Ученик воспроизводит действия по образцу, то есть пере­рисовывает схему и фиксирует в речи выполняемые процедуры.

На следующем этапе учащийся анализирует образец и выде­ляет систему действий не только со слов учителя, но и на основе собственных мыслительных и практических операций.

Затем ученик строит схему к другому предметному материа­лу и опять анализирует совершенные действия, то есть фиксиру­ет способ деятельности.

Упражнение в самостоятельном конструировании схем очень значимо. Если ребёнок самостоятельно не воспроизвел практи­ческий способ действия по образцу, сначала в сходной ситуа­ции, а затем в новых условиях, то он не усвоил его.

Формирование способностей к схематизации должно обес­печиваться за счёт рефлексии способа деятельности, приведшей к пониманию и фиксации результата в виде некоторой необходи­мой последовательности действий. «Схематизация как прак­тика требует анализа действий, способа использования схемы в ситуации мыследеятельности и жизнедеятельности, состояний сознаний, перевода схемы в объективную структуру знаний».


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СХЕМАТИЗАЦИИ

В трудах Я. А. Коменского выделяется одно из основных правил обучения — «Обучай природосообразно», несоблюдение которого приводит к проблемам в обучении. Одной из самых подлинных причин, задерживающих успех в школах, он считал следующее: «то, что было соединено природой, брали не вместе, а раздельно. Например, новичков учили только читать, а письмо откладывали на несколько месяцев». Исходя из этого обучение схематизации, а именно прочтению и построению схемы, долж­но происходить одновременно.

Обучение схематизации состоит из трёх этапов. На первом этапе учащиеся находят отличительные особенности схем, на вто­ром происходит овладение способами построения графических конструкций, на третьем ученики самостоятельно строят схемы при работе с текстом по алгоритмам действий. Каждый из эта­пов заканчивается рефлексией.


Организация первого этапа обучения схематизации

Первый этап направлен на формирование представлений о том, чем схемы отличаются от других изображений. На данном этапе школьникам нужно объяснить, какой внешний вид имеют схе­мы, из каких элементов состоят.

Отличительные особенности схем учащиеся находят при сравнении изображений, в которых присутствуют графические элементы. Для этого готовится дидактический материал с изо­бражениями чертежей, схематичных рисунков, схем и др. Схе­мы рекомендуется подбирать с учётом учебной дисциплины и возраста. Одна из схем может соответствовать теме учебного занятия и использоваться в дальнейшем для последующего изу­чения нового материала. Работа организована в парах.

Вначале даётся задание на сравнение имеющихся изображе­ний. Для определения существенного признака предлагается найти сходства, для определения характерного признака — найти различия. Затем учащиеся составляют классификацию объектов по характерным признакам.

После выполнения детьми задания учитель проводит опрос, выявляя, по каким основаниям происходило деление данных объектов на группы, и уточняет существенные и характерные особенности схем, чертежей, схематичных рисунков, предлагает исправить ошибки.

Организацию первого этапа обучения схематизации рас­смотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Математика», 5 класс. Тема — «Решение задач на движение».

Для проведения занятия учитель готовит демонстрационный и раздаточный материал — карточки, на которых изображены:

· чертежи геометрических фигур (прямоугольник, угол, куб). (Рис. 43)

· три схемы условия задач на движение. (Рис. 44, 45, 46)

· схематичные рисунки (фотоаппарат, деревья, ноутбук). названия групп объектов («Схема», «Чертеж», «Рисунок»). (Рис. 47)

 

Учащиеся работают в парах: одна пара — у школьной доски с демонстрационным материалом, остальные учащиеся — за сто­лами с раздаточным материалом.

Предлагается выполнить следующие задания:

· Рассмотрите предложенные учителем карточки с изобра­жениями.

· Найдите среди них схемы, чертежи, схематичные рисунки.

· Распределите карточки с изображениями на три группы.

· Положите надписи «схема», «чертёж», «рисунок» к тем груп­пам карточек, к которым они, по вашему мнению, относятся.

После выполнения задания учитель предлагает учащимся, работающим с демонстрационным материалом, объяснить:

— что общего, а что различного они определили в изображениях;

— на каком основании происходило деление карточек на группы;

— почему именно эти изображения являются чертежами, ри­сунками, схемами.

На втором этапе учитель обобщает: «На чертежах изображены объекты не только в натуральную величину, но и увеличенные или уменьшенные с учётом масштаба. Чертежи состоят из раз­личных фигур. Часто на объектах проставлены размеры (длина, ширина и др.). Чертежи выполняются при помощи линейки.

Схематичные рисунки отображают реальные объекты. Такие рисунки выполнены в некоторой степени художественно. В схе­матичных рисунках отражены существенные и несущественные детали объектов.

Схемы замещают реальные объекты. Схемы состоят из изо­бражений плоских и объемных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, пирамида, и др.). Допол­нительно в схемах могут использоваться символы, знаки, числа, буквы, слова. Схема может быть выполнена без линейки и без учёта масштаба».

После обобщения учитель предлагает ученикам исправить ошибки и ответить на вопросы:

· Чем схема отличается от рисунка?

· Чем чертёж отличается от схемы?

На следующем этапе детям предлагается решить задачу на дви­жение.

«Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомо­биль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если рас­стояние между пунктами 160 км?»

Учитель даёт задание:

· Прочитайте условие задачи.

· Найдите схему, соответствующую условию задачи, среди пред­ставленных ранее.

· Перерисуйте схему в тетрадь.

· Решите задачу.

На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:

· Что помогло представить дорожную ситуацию?

· Какие условные знаки использовались в схеме?


Организация второго этапа обучения схематизации

Второй этап обучения направлен на освоение основных тео­ретических сведений о техниках построения схем и на воспро­изведение образца способа деятельности.

Учитель показывает образец построения схемы и даёт зна­ния о самом процессе этой деятельности, поясняет, с чего нужно начинать и в каком порядке производить действия, какими ус­ловными обозначениями можно заменить предметы, объекты, действия, процессы и др. Организовать данный этап можно по-разному.

В первом варианте учитель вначале сам показывает образец способа построения схемы, сопровождая показ словесным объ­яснением учебного материала и приёмов схематизации. Затем производится воспроизведение образца: дети перерисовывают схему в тетрадь. Самостоятельность учащихся в данном случае сводится к минимуму, дети получают готовый образец способа построения схемы. Активность учащихся проявляется лишь в под­ражании образцу выполнения заданных действий.

Во втором варианте первое построение схемы происходит в совместной деятельности учителя с детьми.

Вначале учащимся предлагается прочитать текст, выделить ключевые слова или словосочетания и придумать условные обо­значения главным героям, объектам. Учитель изображает на доске первоначальный вариант схемы и предлагает детям построить свою схему в тетрадях. При повторном прочтении текста выде­ляются второстепенные слова и на схеме появляются объекты, которые связаны с уже имеющимися на схеме. Происходит кор­рекция схемы. В ходе работы и на доске, и в тетрадях появляют­ся различные графические конструкции, отражающие содержа­ние прочитанного.

На данном этапе тексты подбирают несложные, чтобы вни­мание учащихся было в большей степени обращено на технику построения схем.

Организацию второго этапа обучения схематизации рас­смотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Литература», 5 класс. Тема — «Басня И. А. Крылова “Свинья под Дубом”».

В начале занятия учитель читает басню «Свинья под Дубом» и одновременно составляет схемы к каждой части текста, при этом поясняя условные знаки и обозначения.

 

 

Далее учащимся предлагается перерисовать готовые схемы в тетрадь.

После этого ученики, работая в парах, по очереди воспроиз­водят текст басни с опорой на схему.

В конце занятия проводится рефлексия по вопросам:

· Чем схема отличается от рисунка? (Учащимся предлагает­ся иллюстрация к басне в учебнике.)

· Из каких элементов состоит схема?

· Что помогло воспроизвести содержание басни и понять её мораль?

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...