Этапы построения схемы
По версии О. С. Анисимова, схема схематизации (Рис. 42) — это «…абсолютно абстрактный образ чисто мыслительное представление о «схематизации»…как наборе операций». Схематизация происходит при выполнении шести процедур. Действия, входящие в данные процедуры, на схеме обозначены цифрами. 1. Сбор материала для будущей схемы. 2. Выявление значимых частей. Осуществляется разъединение частей, которые обладают некоторой целостностью. 3. Реальное разъединение значимых частей. 4. Выделение значимых частей. Выделяются некоторые критерии значимости, по которым одни части рассматриваются как значимые, а другие — как незначимые. 5. Если схематизатора устраивают выделенные им значимые части, то происходит синтезирование этих частей. 6. Появление конструкции схемы. Если же схема схематизатора не устраивает, то идут возвратные процедуры: возвращение либо к выделению значимых частей, либо к сбору материала. Процесс схематизации — это процесс индивидуальный, поэтому говорить о том, что она всегда осуществляется именно так, как описано в схеме О. А. Анисимова, нельзя, но такой путь построения схемы возможен. Рассмотрим данные процедуры и соотнесем их с действиями, которые производит школьник при изучении письменного текста, на основе работы О. А. Анисимова «Метод работы с текстом». Строить схемы также возможно с использованием приёмов исключения и обобщения. В этом случае нужно «сжать» текст, иначе говоря, не сокращая мысли, сократить её запись. Смысл приёма исключения состоит в том, что при анализе текста исключаются подробности, несущественные детали, авторские пояснения. Материал делится на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись.
Приём обобщения заключается в обобщении нескольких однородных фактов. Для этого сначала нужно их обнаружить, затем вычленить в них нечто общее, а после этого переформулировать мысль своими словами и для построения схемы обозначить условными знаками. Когда схема оформляется, нужно сделать акцент на основных смысловых элементах, не упустить нужные, раскрывающие главную мысль детали, а также показать действия и переходы, связи и взаимосвязи между элементами. Остановимся теперь на конструкции схемы: из каких элементов она может и должна состоять. На основе трудов Ю. В. Громыко, П. Б. Мрдуляша, Г. А. Гуленкова определены некоторые составляющие схемы как графической конструкции.
· Для обозначения предметов и позиций используются различные геометрические фигуры. · Присутствуют знаки, которые показывают действия, переходы, процессы (например, стрелки), а также рамки, которые задают пространства и обозначают места. · Могут использоваться линии связи, которые объединяют графические элементы и отражают взаимосвязи и взаимоотношения между предметами и позициями. · Допустимы цифровые, буквенные и словесные обозначения. Для построения схемы одного знания о том, из каких элементов она состоит, недостаточно. В процессе создания схемы необходимо учитывать принципы, лежащие в основе способов представления информации, определенные В. Ф. Вендой и описанные Г. А. Гуленковым в работе «Схемокурс — эффективное средство представления текстовой информации»: · принцип лаконичности — графические средства должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации; · принцип акцента на основных смысловых элементах — выделение цветом, размером и др.; · принцип автономности — чёткое ограничение каждой части информации;
· принцип структурности — центральные части должны занимать узловое положение; · принцип стадийности (этапности) — последовательное изображение информации. Данные принципы легли в основу правил конструирования схем.
Читайте также: II. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ КРИВОЙ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|