Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика преподавания литературы как наука, Её связь с другими предметами.




Литература в школе как учебный предмет: цели, функции, структура. Её связь с другими школьными предметами.

 

Лит-ра относится к гуманитар. наукам и также даёт чел-ку познание действит-ти. Но литра мыслит образно, поэтому позволяет формировать творч. воображение.

Познавательное зхначение литры: мощное средство для расщирения кругозора. Худ. литра выводит ребёнка из круга собств. впечатлений в постижение картин мира в общем.

Функции:

Осн. ф-я – ребёнок познает себя, окруюжающих.

Воспитат. ф-я – воспитание гражданина и патриота. Воспитание эмоц. сферы лич-ти, оставляя читателя наедине с миром, воссозданным произведением.

Развивающая ф-я – анализ текста приводит к развитию мышления, развитие критического мышления, развитие речи.

Основное содержание лит. образя-.

Кочурин М.Г.: Литра как учеб. предмет – это система ЗУН, необходимых реб-ку для восприятия словесного иск-ва, развития худ. кул-ры, речи, творч. способ-тей.

Богданова О.Ю.: Основа лит. образ-я – чтение текстов худ. литры, а также изучение этико-филос. и историко-культ. аспктов.

ГОС 2го покол.: Очнова литры – чтение и изучение худ. книг, кот. являются золотым фондом рус. классики, их восприятие, анализ.

В содержание лит. обра-я входит сам предмет (худ.. тексты, лит-но- критич. статьи), связь уч-ля и уч-ка в выобре технологии, кот. предопределяет методы и приёмы.

Цели и задачи изучения литры в школе:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистич. мировоззрения, гражд. сознания, чув-ва патриотизма, любви и уважения к литре и ценностям отчет. кул-ры.

2. Развитие эмомц. восприятия худ. текста,, образного и аналитич. мышления, творч. воображения, читат. кул-ры и понимания авторской позиции, фомирование представлений о специфике лит-ры как вида иск-ва, потребности в самостоят. чтении, развития уст. и письм. речи.

3. Освоение текстов. худ. произв-й в единстве формы и содержания, основанных на историко-лит. и теоретико-лит. понятиях; овладение умениями чтения и анализа худ. проивз-й, выявление в произв-ях конкретно ичторич. и общечеловеч. содержания, грамотное исполь-ние РЛЯ при создании высказывания.

 

В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато:

Он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по VII класс, задача которого - ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в лицее или колледже, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, самосознания народа и человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Место литературы среди других школьных предметов.

Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.

Особенно тесны связи литература и русского языка: язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе тем совестное искусство - сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся относятся в равной степени к обоим предметам.

При изучении иностранной литературы, у предмета появляется связь с иностранными языками.

Литература прочно вязана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах. В свою очередь, обществоведение и история не могут обходится без литературы, помогающей увидеть закономерности общественного развития в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной» (А.С. Пушкин).

 

Методика преподавания литературы как наука, Её связь с другими предметами.

Методика лит-ры – это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучающей деятельности учащихся в процессе освоения художественной литературы как искусства слова.

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики.

В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.

Предмет изучения - процесс изучения взаимодействия учителя и ученика при изучении литературы. Задача состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Цели:

1) определение в соответствии с требованиями современности цели, специфики, содержания и объема школьного курса литературы;

2) изучение и описание наиболее эффективных методов и приемов для более быстрого, основательного и глубокого освоения художественных произведений в единстве содержания и формы;

3) разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по литературе.

Методы исследования:

1) Метод срезов, или метод массового одновременного опроса

2) наблюдение (способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.);

2) изучение, анализ или обобщение опыта;

3) анализ школьной документации, источников информации;

4) индивидуальные беседы с учащимися и учителями;

5) естественный эксперимент (близок к методу наблюдений);

6) тестирование (целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строю конкретных условий и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников);

7) анкетирование (метод массового сбора информации с помощью специально разработанных вопросников, анкет);

8) статистический (определяет количественные показатели);

9) критическое изучение методического наследия;

10) изучение продуктов ученического творчества.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

Взаимодействие со смежными дисциплинами:

1) Дидактика (теория обучения) тесно связана с методикой, входящей в систему педагогических навыков.

2) Литературоведение - наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития, оно определяет специфическое содержание МПЛ.

3) Эстетика - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действенности. Методика в значительной степени способствует эстетическому восприятию личности.

4) Психология - изучает закономерности развития психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия.

5) Языкознание исследует особенности языка. А язык - это первый элемент литературы.

6) С методикой связана история, так как учитель-словесник должен глубоко знать историю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...