Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ




 

Курсовая работа выполняется по распределению кафедры; она не входит в общую трудоемкость курса и оценивается по пятибалльной школе, однако успешное выполнение курсовой работы может учитываться при начислении бонусных баллов, предусмотренных рейтинг-планом.

Цель курсовой работы – развитие умений поиска, обработки и систематизации информации по избранной проблеме, самостоятельного изучения специальной научной литературы, анализа нормативного материала. К курсовой работе, как учебному исследованию, не предъявляется требование научной новизны, но ее характер существенно отличается от других учебных работ, например, от реферата. Если в реферате должны быть представлены обзор различных авторских подходов по заданному вопросу и их обобщение, то в ходе подготовки курсовой работы требуется умение формулировать проблему, определять оптимальную информационную основу для ее раскрытия, осуществлять комплексный анализ источниковой базы, делать самостоятельные выводы.

Как правило, курсовая работа готовится поэтапно и в течение как минимум нескольких месяцев. Но в условиях напряженного учебного графика у студентов не всегда есть возможность планомерной исследовательской работы, поиска и привлечения широкого круга литературы и источников. В такой ситуации главным достоинством курсовой работы должен стать не ее фундаментальный характер, а осмысленность постановки проблемы, логичность построения текста и его стилистические достоинства, умение делать промежуточные и итоговые выводы, строгое соблюдение всех требований к оформлению. Следует учесть, что негативное впечатление оставляют курсовые работы, в которых «на скорую руку» и без какой-либо смысловой и стилистической обработки объединены материалы из нескольких монографий или учебников. Совершенно неприемлемый вариант – это курсовые, полностью или частично позаимствованные из коллекций учебных работ Интернета (с учетом специфики цифровых технологий обнаружить происхождение таких текстов не составляет труда). Тем не менее, при правильной организации подготовка курсовой работы не требует значительных затрат времени.

С чего начинается подготовка курсовой работы? Первым шагом является определение темы курсовой работы и постановка ее проблемы. Для этого рекомендуется проанализировать список рекомендуемых примерных тем (см. ниже). Поскольку речь идет именно о примерных темах, то необходимо не просто выбрать одну из них, а понять сам алгоритм формулировки тем, определить какую направленность учебно-исследовательской работы они предполагают. Не случайно, что в списке отсутствуют такие «популярные» темы, как «Основы конституционного строя в США», «Институт президентской власти во Франции», «Конституционно-правовой статус личности в ФРГ» и т.п. Подобные курсовые работы неизбежно будут носить описательный характер и, что еще важнее, в их рамках чрезвычайно сложно сформулировать исследовательскую проблему и сделать какие-либо аналитические выводы. Поэтому наиболее целесообразны такие формулировки темы, которые уже в самом названии подчеркивают проблемную направленность работы, обозначают ее смысловую «нишу». Конечно, такое совпадение темы и проблемы не является обязательным требованием, поскольку тема курсовой работы отражает круг поставленных в ней вопросов («о чем автор хочет сказать»), тогда как проблема предопределяет постановку конкретных исследовательских задач, гипотезу и структурную логику исследования («что автор хочет сказать»). Но проблемная направленность темы дисциплинирует автора, позволяет изначально выстроить более стройную концепцию работы. Для формулировки такой проблемно-ориентированной темы рекомендуется выбрать один из следующих подходов:

- источниковедческий анализ («”Хартия основных прав Европейского Союза”: проблемы типологии и конституционной защиты прав человека», «Инаугурационные речи президентов США как источник по изучению доктрины американского конституционализма», «Система источников исламского конституционного права: конфессионально-правовой синтез», «Роль прецедентного права в конституционной системе Великобритании» и т.д.);

- сравнительный анализ (например, «Либеральный конституционализм: сравнительный анализ конституционно-правовых доктрин США и Великобритании», «Сравнительный анализ федеративного государственно устройства ФРГ и Индии» и т.д.),

- исторический анализ (например, «Становление идей конституционализма в XVIII – начале XIX вв.», «Эволюция конституционного строя во Франции во второй половине ХХ в.» и т.д.);

- проблемно-аналитический подход (например, «Проблема национального суверенитета и развитие конституционного права в условиях глобализации», «Специфика конституционного строительства в современных исламских странах», «Кризис многопартийной системы во Франции на рубеже XX-XXI вв.» и т.п.)

- системный подход («Конституционные модели местного управления и самоуправления», «Формы учредительной власти и порядок изменения конституций в зарубежных странах», «Британский конституционализм: система источников конституционного права, доктринальные принципы и цели конституционно-правового регулирования» и т.д.).

Выбрав предпочтительный тип исследовательской деятельности и проанализировав стилистическую структуру соответствующих тем курсовых работ (по списку), необходимо определить, конституционные системы каких стран (какой страны) станут предметом изучения. Целесообразно также ознакомиться с базовыми учебными текстами по избранной проблематике. По итогам этой работы проводится консультация с научным руководителем, в ходе которой окончательно определяет и тема, и проблема работы, формируется график следующих действий и намечается круг источников информации.

Как собирать необходимый материал, и можно ли «списывать»? Наиболее важные источники по теме работы может порекомендовать научный руководитель. Однако самостоятельный поиск информации является важной частью подготовки курсовой работы. Помимо материалов ридера необходимо обратиться к сети Интернет, где могут быть размещены полезные статьи, информационные и новостные материалы, научные доклады, авторефераты диссертаций, а также рефераты, курсовые и дипломные работы. По большей части эти материалы не будут строго соответствовать формулировке темы. Но на первом этапе необходимо собирать всё, что хотя бы косвенно касается поставленной проблематики. При поиске не стоит ограничиваться одним поисковым сервером. Помимо популярных Yandex и Rambler очень целесообразно «искать» на Google, Yahoo и Lycos. Полезны и образовательные порталы: Федеральный портал Российское образование (http://www.edu.ru/), Портал Социально-гуманитарное и политологическое образование (http://www.humanities.edu.ru/index.html), Портал Юридическая Россия (http://www.law.edu.ru/), Все о праве (http://www.allpravo.ru/). Полезные ссылки можно поискать в электронном каталоге российской Государственной библиотеки (РГБ, http://www.rsl.ru). Информацию о журнальных публикациях лучше искать на сайтах журналов (например, «Государство и право», «Правоведение», «Полис», «Журнал российского права», «Законность», «Российский юридический журнал», «Общественные науки и современность», «Конституционное право: Восточно-европейское обозрение»). Кроме того, полезные ссылки можно обнаружить и в самих публикациях.

Один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе подготовки курсовой работы, касается возможной степени заимствования обнаруженных материалов. Курсовая работа, состоящая только из авторских рассуждений, – большая редкость. Однако при использовании «чужих» материалов необходимо строго соблюдать следующие правила: 1) работа не может основываться только на одном «основном» источнике, даже если этот текст не списывается «один к одному», а творчески перерабатывается; 2) любые «чужие» материалы должны быть встроены в собственную авторскую концепцию и соответствовать авторской логике изложения; 3) недопустимо использование крупных блоков инородного текста без каких-либо корректив; 4) необходимо сохранять чувство меры и реалистичность – так, например, используя материалы той или иной диссертации не стоит указывать вслед за ее автором ссылки на десятки научных работ и архивных материалов; 5) не стоит доверчиво относится к любому тексту, даже если это «защищенный диплом», научная работа или учебник – современная наука стремительно обновляется, и концептуальная база многих размещенных в Интернете дипломов, курсовых работ и рефератов устарела; 6) в рамках юридического исследования принципиально важно самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами, а не использовать косвенные ссылки.

Как работать над текстом? После накопления достаточного объема информации по теме, необходимо окончательно уточнить составить план курсовой работы и утвердить его у научного руководителя. Обычно структуру работы составляют введение, основная часть, разбитая на несколько параграфов, и заключение с прилагаемым списком использованных материалов. Правильно составленный план работы позволяет уйти от освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений.

Полный текст введения не обязательно составлять в первую очередь. Но изначально очень важно четко сформулировать задачи работы (проанализировать…, сравнить…, выявить …, раскрыть проблемупоказать механизм формирования... раскрыть специфическую роль...показать тенденции и противоречия...раскрыть механизм взаимодействия...выявить истоки... и пр.). Исследовательские задачи во многом предопределяют состав и последовательность параграфов.

При определении структуры основной части и написании первого варианта ее текста целесообразно опираться на несколько наиболее полезных материалов – обычно это тексты конституций, материалы из учебной литературы, научные статьи и фрагменты монографий. После того, как будет составлен «костяк» основного текста, его можно насытить более короткими вставками и цитатами из других источников.

Следует избегать частого и неоправданного цитирования одной и той же книги. Весьма ценным является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической деятельности, политической реальности, ссылками на нормативный материал. Очень важно в конце каждого параграфа делать небольшие суммирующие выводы по его содержанию («Таким образом,…», «Итак, …»).

После завершения основной части следует приступать к написанию окончательного текста введения и заключения. Принципиально важно обеспечить их смысловое соответствие друг другу. Во введении раскрывается актуальность избранной темы, производится постановка проблемы (авторская гипотеза), указываются задачи исследования, очерчивается нормативная база работы. В заключении же делаются обобщающие выводы по поставленной проблеме (а не резюме всего содержания). Рекомендуется использовать во введение и заключение именно собственный авторский текст, если даже его стилистические достоинства остаются скромными.

В целом, к тексту предъявляется общее требование «научной стилистики». С точки зрения синтаксиса этот стиль тяготеет к сложным построениям. Однако не стоит вводить в текст «трех–» и «четырехэтажные» сложноподчиненные предложения, перегруженные деепричастными оборотами. Но недопустимо и использование «разговорного» стиля. Эмоциональность текста и авторская риторика не должны нарушать принцип научной объективности. Еще одно важное стилистическое правило: вместо авторского «Я» в тексте используется местоимение «Мы», вместо слов «с моей точки зрения» – «с нашей точки зрения». В целом, автору не стоит злоупотреблять таким нарочитым изложением собственного мнения – об авторской позиции должен говорить сам текст. Внутренняя рубрикация в тексте, как правило, отсутствует. Но следует обратить особое внимание на разделение текста абзацами: это важный способ демонстрации смысловой конструкции текста и логической последовательности авторских размышлений. «Наукообразный» язык предполагает использование специальной терминологии без дополнительных пояснений.

Строгое требование к курсовым работам – это правильное цитирование использованных материалов и их библиографическое оформление в соответствии с требованиями действующего ГОСТа (см. приложение «Библиографическое описание»). Количество цитат и ссылок не регламентируется. Но целесообразно ориентироваться на присутствие в тексте не менее 1-2 сносок на 1 страницу текста. Общее количество цитируемых материалов не должно быть не менее 20. Также следует помнить, что приведение нескольких цитат подряд из одного источника создает впечатление реферативной работы, а не исследовательской работы. А вот при написании заключительных положений желательно вообще избежать цитирования.

Объем курсовой работы – 25 – 30 страниц машинописного текста.

Как оформлять и защищать работу? Строгое требование к курсовым работам и остальным письменным заданиям – выполнение правил оформления, в том числе цитирования и библиографического описания литературы.

На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, наименование темы работы, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководите­ля, дату написания работы.

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...