Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект учебных графических материалов по теме «.»




[ одна из тем №№ 8-16 в составе программы курса – на выбор ]

(рейтинговая оценка от 1 до 6 баллов)

Составление схем (как основной разновидности учебных графических материалов) позволяет не только обеспечить визуализацию той или иной информации, но и представить структурированное описание изучаемого объекта или явления. «Схематизация» достигается выделением сущностных черт, опорных элементов, ключевых факторов развития, системных взаимозависимостей и т.п. Графические формы позволяют показать все эти характеристики наглядно и в определенной логике. Соответственно для того, чтобы создать комплекс схем, необходимо, прежде всего, определить их содержательную основу, затем выделить в рамках этого содержания ключевые элементы и их взаимосвязи, скомбинировать их в определенной логике и только затем перевести всю эту информацию в графические формы. Графическими формами, как правило, служат фигуры (прямоугольники, квадраты, круги и т.п.) и соединяющие их стрелки.

В рамках данного задания необходимо разработать комплект схем, раскрывающий содержание одной из тем в составе II–IV разделов программы курса (то есть одной из тем № 8-16 – на выбор студента):

 

Тема 8. Особенности социального содержания конституций либеральной модели. Либеральный конституционализм в современном мире.

Либеральный конституционализм в современном мире. Социальное содержание конституции как комплексная характеристика целей и методов конституционного строительства, конституционной правосубъектности и регулируемых конституционным правом общественных отношений. Основные модели конституционализма и их связь с историческим развитием конституционного (государственного) права. Либеральная модель конституционализма, ее историко-правовая природа и доктринальное обоснование (школа естественного права). Связь либерального конституционализма с традициями англо-саксонской правовой семьи. Специфика либерального подхода к трактовке естественных прав человека. Договорное правопонимание как основа либерального конституционализма. Либеральная трактовка задач и методов конституционного регулирования. Правовое государство как институт либерального конституционализма («государство – ночной сторож»). Либеральный конституционализм в современном мире.

Тема 9. Особенности социального содержания конституций этатистской модели. Этатистский конституционализм в современном мире.

Этатистский конституционализм в современном мире. Этатистская («государственническая») модель конституционализма, ее историко-правовая природа и доктринальное обоснование (юридический позитивизм, марксизм, корпоративизм). Связь этатистского конституционализма с традициями романо-германской правовой семьи. Европейский опыт «позитивистского» конституционного строительства в XIX – начале ХХ вв. и его роль в становлении этатистской модели конституционализма. Закрепление принципа «народной демократии» в идеологии конституционализма. Изменение политико-правовой культуры общества в условиях ускоренной модернизации. Особенности конституционно-правового регулирования в странах с авторитарными и тоталитарными режимами. Социальное государство как институт этатистского конституционализма («тотальное государство»). Этатистский конституционализм в современном мире.

Тема 10. Особенности социального содержания конституций либерально-этатистской модели. Современные тенденции и противоречия в развитии институтов социального и правового государства.

Современные тенденции и противоречия в развитии институтов социального и правового государства. Либерально-этатистская (современная) модель конституционализма и ее историко-правовая природа. Связь доктрины либерально-этатистского конституционализма с теоретическими концепциями солидаризма и институционализма. Цели конституционного регулирования в странах с либерально-этатистской моделью. Социальное правовое государство как институт либерально-этатистского конституционализма. Современные тенденции и противоречия в развитии института социального правового государства. Специфика либерально-этатистского конституционализма в странах Азии и Африки (проблемы синтеза с традиционной правовой культурой, национализм как конституционный принцип, корпоративистские и авторитарные тенденции в развитии государственности).

Тема 11. Особенности конституционного правопорядка в странах, принадлежащих к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям.

Конституционализм и правовая картина мира. Проблема взаимодействия универсальных принципов конституционно-правового регулирования и традиций правовых семей. Специфика понимания природы конституционализма, соотношение материального и процессуального права, взаимосвязь конституционного, публичного и частного права, особенности системы источников конституционного права, роль кодификации и отраслевой систематизации конституционного права в странах, принадлежащих к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям (основные направления сравнительного анализа). «Право университетов» и «право юристов» как модели развития конституционно-правовых систем.

Тема 12. Особенности конституционного правопорядка в странах исламской правовой семьи.

Роль религиозно-конфессионального фактора в формировании правовой культуры общества. Проблемы синтеза религиозной картины мира и правовой философии конституционализма. Ислам как религиозно-идеологическая система. Взаимосвязь веры и права, религиозного культа и поведенческой культуры в исламском обществе. Типология и иерархия источников исламского права (Коран, Сунна, Иджма, кыяс, фикх). Шариат («аш-шари`а») как совокупность правовых норм, религиозных обязанностей и морально-этических предписаний. Правовая культура суннитского и шиитского ислама (концепции халифата и имамата). Доктринальные и формально-юридические особенности исламского конституционализма. Особенности конституционного права в тюркских и арабских странах. Исламская правовая культура и современные вызовы.

Тема 13. Особенности конституционного правопорядка в странах дальневосточной правовой семьи.

Континентальный Китай и диаспоры хуацяо – основа правовой карты дальневосточного региона. Особенности китайской традиционной правовой культуры. Идеологическая роль конфуцианства в становлении дальневосточного права. Модернизация китайского права в конце XIX – XX вв.: формирование отраслевой структуры, опыт конституционного строительства, закрепление этатистской (государственнической) модели конституционализма и ее специфика в условиях эволюции «китайского коммунизма». Специфика японской правовой системы и ее исторического развития. Японский конституционализм. Институциональная специфика конституционного строя в Японии.

Тема 14. Особенности конституционного правопорядка в странах, принадлежащих к правовым семьям смешанного характера.

Дуалистическая природа североевропейского права и особенности скандинавского конституционализма (специфика источниковой базы, правотворческой и правоприменительной практики, правовой культуры). Историческая эволюция латиноамериканской правовой семьи и динамика конституционного развития в ХХ – начале XXI вв. Африканская правовая семья: наследие колониальной эпохи и политический модернизм. Специфика конституционно-правового строительства в африканских странах в 1960-х гг. и на современном этапе. Проблема идентификации славянского права: историческая основа и дискуссии юристов.

Тема 15. Конституционно-правовой статус личности в системах договорного и органического правопонимания. Проблемы взаимоотношений личности, общества и государства в современном конституционном праве.

Проблемы взаимоотношений личности, общества и государства в современном конституционном праве. Взаимосвязь конституционного регулирования правового статуса личности с особенностями основных моделей конституционализма и традициями правовых семей. Дискуссионные проблемы взаимоотношений личности, общества и государства в современном конституционном праве. Системы договорного и органического правопонимания как основа формирования правового статуса личности. Становление и эволюция либерально-демократической модели правового статуса личности (правовой статус человека и гражданина в конституциях либеральной и либерально-этатистской моделей). «Органическая демократия», корпоративизм и проблемы регулирования прав человека и гражданина в странах с этатистской моделью конституционализма. Предпосылки возрождения органического правопонимания в современном обществе. Католическая и Русская Православная церкви в общественной дискуссии по проблемам прав человека.

Тема 16. Исламская модель конституционно-правового статуса личности. Права и обязанности человека в религиозно-правовой доктрине ислама и системе шариата.

Права и обязанности человека в религиозно-правовой доктрине ислама и системе шариата. Исламская модель конституционно-правового статуса личности. Права и обязанности человека в системе шариата. Особенности правового статуса иноверцев и правоверных. Правовое положение женщин. Проблема синтеза исламских традиций регулирования прав человека с принципами либерально-этатистского конституционализма и нормами современного международного права. «Всеобщая Исламская Декларация прав человека».

 

Задание выполняется поэтапно.

На первом этапе студент должен выбрать одну из указанных тем, затем познакомиться с помощью программы курса с ее основным содержанием. Кроме того, необходимо ознакомиться с соответствующими материалами лекций (для тем 8, 9, 10,11) и учебным материалом из файлов с нумерацией 8.0, 9.0, 10.0 и т.д. из папки «Учебные материалы» (в зависимости от избранных темы). При необходимости можно использовать и другие файлы из состава электронной библиотеки. По итогам этой работы необходимо определить содержательную основу будущих схем, выявить основные смысловые и логические связи. Следует учесть, что высшие рейтинговые баллы выставляются только в том случае, если помимо основного содержания темы в схемах будут показаны и смысловые связи со смежными темами курса (что выявляет показывает научную эрудицию студента и системность его мышления).

На втором этапе работы с помощью отобранного содержания составляется примерный перечень схем, определяется их тематика и уточняется информационная основа. Следует учесть, что в основе каждой схемы лежит не только определенная информация по теме, но и некий вид анализа. Так, например, схема может показывать типологию и классификацию определенных явлений, либо демонстрировать причинно-следственные связи, либо показывать структуру определенной системы институтов, перечень характеристик объекта, давать сравнение характеристик двух объектов и т.п. Составив общий перечень схем необходимо также определить логичную последовательность их размещения в рамках комплекса. Общее количество схем, создаваемых при выполнении задания, может колебаться в диапазоне от 6 до 12. Чем более просты композиция и содержание схем, тем большим должно быть их количество (и наоборот). Следует учесть, что рейтинговая оценка учитывает не только корректность научного содержания схем, но и сложность, разнообразие графических решений.

На третьем этапе разрабатываются сами схемы. Графической основой схем служат геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, круги и т.п., а также их соединения (линии, стрелки). Для их создания необходимо использовать графические средства Microsoft Office Word (меню «Рисование»). Для удобства работы рекомендуется использовать файл «Матрица для письменных заданий» из состава электронной библиотеки. В нем приведен не только готовый титульный лист, но и набор заготовок для выполнения графических заданий. Их можно комбинировать, копируя через буфер обмена.

Неприемлемо использовать готовые графические объекты, размещенные в Интернете или в полиграфической литературе (рейтинговый штраф).

Все схемы сдаются на проверку в одном файле. Желательно размещать на каждой странице по одной схеме. Перед каждой схемой должно располагаться ее название.

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 13)!!!!!

 

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 5 баллов:

 

Содержание и форма разработанных графических материалов не полностью соответствуют условиям задания; графические материалы показывают поверхностное знакомство автора с научным содержанием темы; графические решения имеют упрощенный характер, автор не обладает навыками работы с графическими объектами; оформление работы не полностью соответствует требованиям. 1 балл
Содержание и форма разработанных графических материалов в целом соответствуют условиям задания; автор продемонстрировал хорошее знание научного содержания темы, но информационная основа графических материалов подобрана эклектично и не оставляет целостного представления; графические решения однообразны, либо имеют упрощенный характер; при оформлении работы допущены незначительные погрешности. 2-3 балла
Содержание и форма разработанных графических материалов полностью соответствуют условиям задания; автор продемонстрировал углубленное знание научного содержания темы и понимание ее содержательных связей с другими темами курса, информационная основа графических материалов подобрана комплексно и позволяет сформировать целостное представление об объекте анализа; графические решения разнообразны и оптимальны с точки зрения схематизации изучаемых событий, процессов и явлений; оформление работы соответствует всем требованиям. 4-6 баллов

Задание 4

Написание эссе по теме

«Конституционализм – это нечто большее, чем просто правление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...