3. Память 8 страница
Просящим ученикам Господь дает правило — молитву «Отче наш». Они сами просят: «Научи нас молиться... » Научение означает воспитание учеников, имеющее и дисциплинарный смысл. В даровании правила подразумевается организация молитвенной жизни человека. Молитва истекает из любви, она очищает сердце, делает достойным милостей Создателя, и главной — богообщения. Цель молитвы есть стяжание Духа Святого, действием Которого утверждается Царство. «Просите, и дано будет вам... Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 9, 13). Спаситель направляет наши мысли к горнему, побуждает нас молиться о наступлении Царства Небесного: «Да приидет Царствие Твое» (Лк. 11, 2; Мф. 6, 10). С. И. Ширский приводит из «Нравственного богословия» слова, говорящие о цели преподавания молитв верующим: «Как Господь преподал образец молитвы Своим ученикам, так Православная Церковь предлагает определенные молитвы для употребления верующих при общественном богослужении и при частных ежедневных случаях. Они составлены мужами, опытными в молитве, и суть плод благодатных внушений свыше и сильных, искренних и глубоких чувствований благоговения к Богу, которые исполняли сердца людей благочестивых, опытно прошедших все ступени духовного совершенства. Чтение сих молитв по указанию Святой Церкви составляет необходимую обязанность каждого православного христианина. С одной стороны, они служат к соединению всех равославно верующих воедино; ибо нет лучшего средства к сохранению в себе духа единения с ближними, как частое употребление тех молитв, которыми все молятся и которые составляют как бы общие уста, общий голос всех верующих. [Свт. Феофан Затворник называет молитву общением душ. ] С другой стороны, они представляют необходимое пособие к достижению молитавистинной и богоугодной; многие мужи, после продолжительных ц напрасных опытов и усилий к исправлению себя и к приучению к молитве, убедились, что нет лучшего средства для сего, как точное и неослабное совершение молитвенных правил по руководству Православной Церкви».
Можем ли мы учить детей молиться своими словами? Да, Но лучше в первую очередь обращать к опыту святых. О чем просить в молитвах? «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа. Потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8, 26-27). Молитвы церковные, которые мы слышим за богослужением и находим в молитвослове, тем и ценны, что они есть молитвы Духа, духоносные и духодвижные. Мы не только не знаем, о чем молиться, но наш язык не может и выразить наших прошений. К тому же не всегда наши прошения направлены на доброе, полезное, необходимое для спасения. «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 2-3). Яркий пример моления святого мужа, предающего себя полностью воле Божией, дают нам слова свт. Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты знаешь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! »
Церковь научает просить Господа лишь о самом высоком, показывая в литургических текстах первое место молитв о воскресении, прославлении, спасении. «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога малоумием своим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного унижает Его», как израильтяне в пустыне пожеланиями чрева. Как Соломон просил мудрости, так и ты «приноси Богу прошения, сообразные величию Его» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Святитель приводит из Лествицы случай, когда Ангел открыл некоему святому иноку следующий порядок мыслей в молитве, бдагоугодный Богу: «Начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его; потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших, в сокрушении духа. В заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле». Не исключая заботы о простейших потребностях человека, Церковь отводит им надлежащее место и призывает не сделать нужды века сего главными в жизни. «Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя. Ангелы и Архангелы — эти вельможи Его — взирают на тебя во время молитвы твоей, смотрят, чего ты просишь у Бога. Они удивляются и радуются, когда видят земного, оставившего свою землю и приносящего прошение о получении чего-нибудь небесного; они скорбят, напротив того, на оставившего без внимания небесное и просящего своей земли и тления» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Когда мы живем не для вечности, а лишь земной жизнью, мы приучаем себя к просительным молитвам, причем и просим о тленном, о земном. А что же мы будем делать в Царстве Небесном? Если молитва есть разговор с Богом, нам не о чем станет разговаривать с Создателем. В молитве, как и в каждом деле, для человека важна подготовка к Царству.
О необходимости знания молитв Вслед за заповедью Господа «должно всегда молиться и не унывать» (Дк. 18, 1) святые апостолы также призывают молиться во Всякое время и на всяком месте. «Непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 18); «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Ефес. 6, 18); «... желаю, чтобы на всяком месте произносищ молитвы... » (1 Тим. 2, 8). Только знание молитв на память дает человеку возможность исполнять заповедь. Порядок изучения молитв мы находим у сщмч. Фаддея (Успен ского). Начинать нужно с кратких и наиболее доступных детям мо литв, переходя к более обширным и трудным. С самыми маленькими детьми можно заучить молитвы «Господи, помилуй», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и др. Однако с первых занятий необходимо принимать во внимание важность молитв, не откладывать запоминание, например, «Царю Небесный» и «Отче наш». Для детей необходимо также знание хвалебных, торжественных молитв Божией Матери — «Богородице Дево» и «Достойно есть». Но т. к. человек по слабости своей склонен прибегать к мольбе о помощи, нужно вместе с прославлением Матери Божией указать на Нее как на непрестанную заступницу и ходатаицу, и научить обращаться к Ней в своих нуждах. На уроках в церковных школах изучаются молитвы домашние и общественные, входящие в состав богослужений. Прот. А. Темномеров замечает, что «одни молитвы требуют более, другие — менее твердого заучивания. Молитвы, предназначенные для домашнего употребления — входящие в состав утренних и вечерних правил, молитвы перед вкушением и после вкушения пищи и краткие молитвы ученик должен употреблять ежедневно и в школе, и вне ее. Но если он заучил их текст недостаточно твердо, то, очевидно, он окажется не в состоянии выполнить лежащий на нем долг молитвы. Школа поэтому должна дать детям возможно твердое знание повседневных молитв — настолько твердое, чтобы они не могли изгладиться из памяти даже в том случае, если ученик впоследствии не будет радеть об исполнении молитвенного долга...
Поэтому учитель должен обратить особое внимание на твердое и точное знание детьми домашних повседневных молитв. Знание их текста должно быть ценимо не меньше понимания, хотя есть надежда, что он дойдет до полного понимания их впоследствии»- Краткие молитвы изучаются в церковной школе всеми педагогами» начиная с самых первых уроков. К сожалению, молитвы из утреннего и вечернего правила часто остаются незаслуженно забыты ми. Обязательны для детей молитвы за живых и умерших, родителей и наставников. Задача законоучителя — утвердить в детях той обычай молиться за своих близких живых и умерших. Потребность помолиться о упокоении или здравии близких и дорогих людей формируется с самого детства. Молитвы церковные «Единородный Сыне», «Свете Тихий», а особенно — тропари и кондаки двунадесятых праздников никогда не остаются без рассмотрения. Они подробно изучаются как на уроках Закона Божия, так и на занятиях по церковному пению. Курс можно дополнить тропарями храмового праздника, свв. Кирилла и Мефодия, соименным святым, местночтимому святому или иконе, молитвой прп. Ефрема Сирина и др. Прот. Аполлоний Темномеров продолжает свою мысль — теперь о запоминании церковных молитв: «Их ученику никогда не придется читать одному, а только повторять вслед за чтецами или певчими в храме. А для этого не требуется такого твердого знания; часто не умеющие прочитать молитву нисколько не затрудняются петь ее вместе с хором. Кроме того, ученик, участвуя в богослужении и слыша молитвы, которые он заучивал в школе, незаметно для себя укрепляет их текст в своей памяти». В отношении церковных молитв первым требованием является не заучивание, а понимание смысла. Можно выделить несколько способов заучивания молитв с детьми: 1. Самостоятельное заучивание учеником по молитвослову или учебнику Закона Божия. 2. Совместное пение всем классом. 3. Хоровое повторение за учителем. У каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки. Предполагается, что самостоятельное заучивание выдается в качестве домашнего задания. Чтобы выучить молитву, ученик должен свободно читать по-церковнославянски. Кроме того, он должен иметь условия для выполнения домашнего задания (что возможно не в каждой семье) и не забыть его сделать. Другой, самый распространенный способ — когда дети сначала слушают пение молитв учителем, родителем, знающими детьми, а потом сами начинают принимать участие в пении и постепенно запоминают слова молитвы. Заучивание происходит без затраты времени и незаметно для самого ребенка. Учащиеся сразу вовлечены в процесс моления: они не просто учат текст, а молятся вместе со старшими товарищами. Но этого недостаточно для твердого усвоения текста. Дети поют молитву вместе со всеми, а это не значит, что они знают ее, они только ознакомились с ней. Для понимания молитвы необходимо ее растолкование и пояснение непонятных слов которые, не расслышав, дети искажают. Например, слова Символа веры «распятого же за ны», воспринимаемые как одно слово, лишаются смысла.
Хоровое чтение, являющееся в других случаях удобным методическим приемом, отличается чисто механическим характером и не возбуждает молитвенного настроения. Применяя этот способ, учитель должен особо помнить о благоговейном отношении к молитве. В конкретных случаях учитель пользуется разными методами, помня при этом главную цель — не только заучить текст, но научить детей молиться. Уже знакомые молитвы необходимо повторять с детьми настолько часто, чтобы дети не забыли их всю свою жизнь. Научая правилам чтения, учитель руководствуется общими богослужебными правилами чтения церковнославянских текстов. Дети должны уметь читать благоговейно, не торопясь, протяжно, монотонно, без выделений голосом. Встречающееся в руководствах требование выразительного чтения нужно понимать как соблюдение логических ударений и необходимых остановок, но не как «исполнение с чувством». Заложенная в школе привычка к такому осмысленному, благоговейному чтению всегда будет вызывать молитвенное настроение. Нужен ли русский перевод молитвы? При изучении молитвы идет усвоение ее значения. Объясняются непонятные слова, часто делается перевод на русский язык. Нужен ли такой перевод? С. И. Ширский считает: «Общеупотребительные молитвы не требуют вовсе перевода на русский язык- Переводом прибавляется лишь новая трудность к уразумению литв. Перевод положительно вреден для детей, потому что утверждает их в ложной мысли, будто церковнославянский язык нельзя изучать без перевода на русский, будто Православная Русская Церковь говорит на совершенно непонятном языке». Говорят, что в переводе на русский язык молитвы становятся гораздо понятнее детям. Возьмем для примера славословие: «Слава Тебе, Боже наш слава Тебе». Русский текст будет передан теми же словами, следовательно, в переложении совершенно нет необходимости. Во многих молитвах, таких как «Пресвятая Троице», раскрытия требуют лишь отдельные понятия. По некоторым переводам довольно простых и понятных молитв невозможно узнать их, так они изменены й затемнены ненужным переводом. По мнению сщмч. Фаддея (Успенского), русский перевод «лишает молитву той высоты и той задушевности и величия, какими веет от текста славянского, употребляемого самой Церковью и потому священного». Начинать изучение нужно непременно с текста церковнославянского, который дети уже слышали в Церкви. Церковь говорит на славянском языке, поэтому каждый желающий слушать ее учение обязан понимать язык богослужения. Затем будет пение в классе, при котором они вслушиваются и запоминают, а потом — осмысленное чтение с объяснением непонятных слов и оборотов. Перевод, в отличие от такой длительной и кропотливой работы, не дает полного понимания молитвы, т. к. остается сокрытым главное — внутренний смысл. Раскрытие внутреннего смысла составляет самое существенное в объяснении детям молитв. Здесь приходится обращаться к другим разделам Закона Божия — Священной истории, катехизису. В некоторых случаях для истолкования внутреннего глубокого смысла молитв нужно объяснение при изучении соответствующего места Священной истории. Прот. А. Темномеров обращает внимание педагога на термины догматического характера (Промыслитель, Царство Небесное), которые «нуждаются в объяснении соответствующих пунктов вероучения. Выражения образные, поэтические делаются понятными детям, когда они вызывают в их воображении соответствующие конкретные представления. Поэтому в их объяснении важна картинность, наглядность. Если учитель может представить руку Божию, в которой заключены все нобходимые человеку блага, то дети поймут, что раскрытие этой руки Дает бесчисленные блага всему живущему, а закрытие грозит погибелью. Точно так же дети не в состоянии будут представить значение слов „очи всех уповают" на Господа, если учитель не вызовет в их сознании картину, как люди и все прочие живые существа молитвенно взирают на небо и ждут отверзения щедрой и всесильной Десницы Божией. Не поймут дети и того, почему Ангел Хранитель называется покрывающим и соблюдающим нас от всякого зла, если их сознанию чужд образ Ангела, стоящего над спящим мла- денцем и молитвенно ограждающего его сон. Таково же выражение „милосердия двери отверзи нам"; пока дети не представят себе картинно, что наши грехи закрывают от нас, не допускают нас к милосердию Божию, оно будет лишено для них какого-либо конкретного содержания». При толковании молитвы необходимо помнить, что расширяя молитву длинным, подробным объяснением можно затруднить понимание, ослабить силу и значение молитвы. Краткие молитвы даже в объяснении должны остаться краткими, по намерению самой Церкви. В этом кроется важный педагогический смысл. Краткие молитвы назначены для употребления перед началом и в конце других, пространных молитв, при начале и окончании всякого дела. Они призваны как молния мгновенно осветить душу, быстро и сильно воздействовать на молящегося. Внешние знаки молитвы Немалую роль в обучении истинной молитве играет внешняя сторона молитвы. Под внешней стороной подразумеваются: 1) текст, слова молитвы; 2) внешние знаки — телесные действия, сопровождающие молитву. Хотя эти действия лишь сопровождают молитву, являются дополнительными средствами, но и они имеют большое значение. Сам Господь Иисус Христос, давая ученикам образец молитвы, освятил их Своим примером. При насыщении пяти тысяч, «воззрев на небо, благословил» хлебы (Мк. 6, 41; Лк. 9, 16). Во время Первосвященнической молитвы «Иисус возвел очи Свои на небо» (Ин. 17, 1), а во время Гефсиманского моления «преклонив колени, молился» (Лк. 22, 41). Притча о мытаре и фарисее дает пример смиренной молитвы, когда мытарь «не смел даже поднять глаз на небо» (Лк. 18, 13). Апостол желает, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки... и жены в приличном одеянии» (1 Тим. 2, 8). Православная Церковь строго соблюдает заповеданое Господом, вводя в свои традиции правила совершения молитв. Расположение сердца, по учению святых отцов, сообразуется с по ложением тела: «Давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшей главой, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками», — учит свт. Игнатии (Брянчанинов). Внешние знаки особенно необходимы детям. Молитва выражается следующими внешними действиями: крестным знамением, поклонами, обращением взгляда к небу или устремлением его к земле, поднятием рук, наклонением головы и преклонением колен, особыми словами, идущими из глубины души, слезами. Все это при искреннем и чистосердечном совершении имеет высокую цену в очах Господа. Поклоны, коленопреклонения, молитвенное правило служат главной цели — достижению истинной молитвы. «Видимые знаки молитвы (совершаемые правильно, неторопливо, сознательно, внимательно) будут возбуждать сами собою к молитве и воспитывать благочестивое настроение души», — учит сщмч. Фаддей (Успенский). Если же они сами считаются за самоцель, то могут привести к молитве внешней, холодной и лицемерной. Все неестественное, наигранное, лицемерное, преувеличенное не допускается как в действиях учителя, так и в действиях детей. Говоря о внешних знаках молитвы, необходимо дать понятие об иконах. Зачем они употребляются при молитве? Человек — существо духовно-телесное, ум и чувства которого тоже должны участвовать в молитве, получать приличествующую им пищу и освящаться. Иконы служат напоминанием о подвиге Спасителя и Его святых, возбуждают в нас чувства близости Бога и нашего пред- стояния перед Ним. Взирая на святые иконы, мы сосредоточиваемся на молитву, держим внимание сознательным и нерассеянным. Православный педагог, обсуждая с детьми внешние проявления молитвы, научает их подготовить себя к встрече с Богом. Для этого навести порядок в комнате, прибрать учебные принадлежности или игрушки, привести в порядок свой внешний вид. Быть готовым предстать пред Всевышним и внутренне, и внешне. Чрезвычайно важно рассказать детям, как нужно молиться, вырабатывать качества истинной молитвы будем с первых уроков, постепенно направляя воспитанников к совершенствованию в дурном труде. Покажем, как может проходить разговор о качестве Молитвы на примере фрагмента урока. У. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает благодать Духа Святаго, но более всего их дает молитва», — учит нас прп. Серафим Саровский. Что такое молитва? Д. Разговор с Богом. У. Точнее, молитва — это устремление всей души: и ума, и серд ца, и воли — к Богу. Бог — наш Отец, Он любит каждого из нас и любит, чтобы мы к Нему обращались. Мы можем обращаться к нему, как к родному отцу. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Молитвенный долг У. Можем ли мы не разговаривать с родителями? Д. Конечно, нет. Мы их любим, они нам родные. Мы живем с ними. У. Можем ли мы не разговаривать с Богом? Д. Не можем. Он — наш Отец Небесный... У. Молитва — дыхание человека, без нее невозможна жизнь. Молитва — духовная пища для души. Мы одеваем тело в теплые одежды, а чем питаем и согреваем душу? Молитвой. Она «есть обязанность христиан и обязанность первая, которую они должны исполнять» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Трудно ли молиться? Заставить себя молиться? Д. Очень трудно. Мы ленимся, нас все время что-то отвлекает... У. «Не отчаивайся, — обращается к нам св. прав. Иоанн Кронштадтский, — потому что Господь знает твое болезненное трудное состояние. Борись с немощью, молись изо всех сил, и Господь призрит на слабость твоей плоти и твоего духа». Бог помогает человеку при молитве, но и сам человек должен стараться. Евангелие говорит нам: «Царство Небесное нудится» (Мф. 11, 12). «Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве. Сначала будет трудно, а потом, чем больше будете принуждать себя, тем легче будет» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Как вам кажется, кто не находит времени для молитвы? Д. Тот, кто очень занят... Тот, кто не старается... У. «Не находит времени для молитвы только тот, кто не хочет молиться». Какие дела могут оказаться важнее молитвы? Д. ? У. «Ничего из дел на земле более важного, чем молитва, нет» архимандрит Захария). Кому нужна молитва? У. Кому нужна молитва, ведь «знает Отец ваш, в чем вы имете нужду» (Мф. 6, 8)? Д. Молитва нужна нам самим. У. Господь должен видеть наши старания и стремление жить по Его законам. «Благодарность ничего Ему не прибавляет, между тем нас приближает к Нему», — говорит свт. Иоанн Златоуст. Молитвенный дух должен сохраняться в человеке постоянно: «Внутренне надо налаживать с утра — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть» (свт. Феофан Затворник).
Как молиться? У. К молитве нужно подготовиться. Внешняя подготовка В семье одного из новомучеников Российских был мальчик, который каждый день одевал на молитву свой лучший костюм. Как вы думаете, почему? Д. Он очень любил Бога... Для него это было самое главное за день... У. Можем ли приступать к молитве, когда в комнате царит беспорядок: не убрана постель, разбросаны игрушки? Д. Нужно прибраться, чтобы ничего не мешало молитве. Мы должны стараться подготовиться к встрече с Богом. У. Примет ли Господь наши мольбы, если мы стоим небрежно, почесываясь, бегая взором? Д. Бог может нас не услышать... Внутренняя подготовка У. Мы все прибрали в комнате, оделись... А что происходит в нашей душе? Прибрано ли там? Угодит ли Господу молитва, если ты кого-либо обидел и не попросил прощения? Д. Душа тоже должна быть чистой, нужно помириться, не держать зла... У. В нашей душе должны царить спокойствие, мир и любовь. Внешние знаки молитвы У. Какими действиями мы сопровождаем молитву? Мы крестимся, кланяемся... Д. Крестное знамение, поклоны — знаки почитания Бога за творение, за Его промысел, любовь. Качества истинной молитвы У. Рассмотрим иллюстрацию. Как молится мальчик? Д. Внимательно, всем сердцем.... У. Истинная молитва — искренняя, сердечная, благоговейная, внимательная: «Взять в свою власть сердце и обратить его к Богу», - предлагает нам св. прав. Иоанн Кронштадтский. Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Во время внимательной молитвы замечает ли человек окружающих? Отвлекается? Д. Нет, он замечает только Бога. У. Диавол — злейший враг молитвы, и всякими путями старается нас отвлечь. Если мы преодолеваем эти попытки, то побеждаем врага. «Враг больше всего против него [внимания] и вооружается и всеусильно строит пред очами души обольстительные призраки, и влагает помыслы о льготах и развлечениях» (свт. Феофан Затворник). Замечали за собой такое? Д. могут привести примеры. У. Приведу вам в пример святого инока Ферапонта (книга «Пасха Красная»), у него во время трапезы «застывала в воздухе» ложка с супом. Он постоянно пребывал в молитве с Господом, несмотря на братию, сидящую рядом за трапезой. Вот какая молитва! «Молиться — как перед Самим Богом, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошениями, назирая при этом, чтобы ничего стороннее не входило в сердце» (свт. Феофан Затворник). Нужно воспитывать внимание: собрать все силы, понуждая себя отзываться на слова всем сердцем. Итог. У. Молитва есть разговор с Богом. Это обязанность, труд каждого христианина, нас с вами. Молитва должна быть внимательная, искренняя, сердечная. Евангелие говорит: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам... » (Мф. 7, 7). Повторим хором и запомним: молитва — путь к Богу. Нарисуем нашу дорожку к Богу и на ней то, что нам на пути мешает и что помогает.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА: ВОЗБУДИТЬ МОЛИТВЕННУЮ НАСТРОЕННОСТЬ Сознательное усвоение детьми смысла молитвы не составляет конечной цели научения. Учитель должен стараться не только о том, чтобы дети затвердили слова молитвы и усвоили ее смысл, но также и о том, «чтобы вызвать в сердце детей те молитвенные расположения, для которых слова молитвы служат выражением». Изучение молитвы должно сделаться потребностью сердца. Так ставилась задача в объяснительной записке к программе для училищ ведомства Министерства народного просвещения. Дети должны знать из собственного опыта: «Нет ничего сильнее молитвы» (свт. Иоанн Златоуст). «В молитве природное влечение к Богу находит свое первое и наиболее сродное Ему, непосредственное выражение. Поэтому с изучения молитв и нужно начинать религиозное обучение». Уже во вступительных беседах учитель должен навести детей на мысль о том, что все в мире создано Богом, все явления совершаются по Его воле, от Него зависит вся наша жизнь. В природе дать увидеть следы всемогущества, премудрости и благости, «а это само собой возбудит в сердце молитвенные чувства благоговейного страха и Удивления. В особенности же должен учитель указать детям на все благодеяния Божии... и возбудить в детях чувство благодарности и любви к Нему, желание иметь в уме мысль о Нем и чаще к Нему обращаться» (сщмч. Фаддей (Успенский)). Прот. А. Темномеров считает, что «для возбуждения молитвенного настроения учителю нужно изложить сущность изучаемой Молитвы и дать детям почувствовать всю ее важность для них и Настоятельную нужду в ее употреблении. Например, при объяснении краткой молитвы „Господи, благослови" можно употребить много усилий, чтобы растолковать, почему Бог называется Господом, а „благословить" — значит сказать Хорошее доброе слово. Внутренняя же сущность благословения состоит в ниспослании или испрошении благословляемому благодатного освящения и помощи. Нужно раскрыть следствия этого таинственного акта и сделать переход к возможно частому употреблению молитвы „Господи, благослови". Нужно выяснить постоянную Нащу нужду в Божественном освящении и помощи, указать конкретные случаи, когда христианин непременно должен осенить себя крестным знамением с молитвенным призыванием „Господи благослови"; приложить усилия, чтобы дети не только выслушали и запомнили наставления, но и выполняли их. Это будет несравненно полезнее и дороже самых глубокомысленных филологических и богословских объяснений. Т. е. указывая на сущность молитвы, на естественность, важность и необходимость для нас данного молитвенного обращения, можно ввести детей в понимание духа молитвы, сделать ее близкой и понятной сердцу детей». А догматические, нравственные, исторические истины раскрывать лишь в той мере, которая необходима для понимания сущности молитвы и для возбуждения в детях молитвенного духа. С. И. Ширский предлагает к рассмотрению пример изучения молитвы «Царю Небесный», разрабатывая серию основных вопросов для объяснения любой молитвы. Можно, объясняя молитву, разъяснить лишь слова и выражения, не обращая внимания на общий смысл молитвы, ее назначение, употребление и проч. Тогда ученик будет знать, что слова — «Душе истины» значат «Дух истины». Так Спаситель в Евангелии называет Духа Божия, потому что Он наставляет нас на всякую истину, внушает нам добро и учит нас правде Божией и не терпит лжи, обмана и притворства нашего, — «иже» сооветствует греческому члену, который по-русски никак не переводится, иногда же означает русское слово «который», — «вся исполняяй» значит «всё исполняющий и восполняющий», исполнять же значит как наполнять пространство, так и восполнять недостатки (нравственные), помогать нравственному улучшению, усовершенствованию, — «сокровище благих» значит «богатство всякого добра, источник всего доброго», и т. д. Но спросите ученика, о чем же мы просим Духа Святого в этой молитве? Чем мы исповедуем свою надежду, что Дух Святой услышит нашу молитву? Когда и при каких обстоятельствах нужно употреблять ее? Мы услышим лишь молчание. Между тем, в школ нужно давать такие объяснения, чтобы в них ученик видел живой источник спасительных истин. Пример изучения молитвы Цель изучения: объяснение смысла молитвы, возбуждение потребности в молитве. Напомним, что предварительный этап всякого изучения — молитва о даровании разумения. В основу объяснения положены следующие вопросы: 1. Как читается молитва? • Чтение молитвы на церковнославянском языке. Учитель должен обратить внимание на правильное произнесение слов на церковнославянском языке. Например, в Символе веры — «Верую в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго... » • Объяснение непонятных слов, догматических терминов, образов. В молитве прп. Ефрема Сирина — «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми... ». Каждому понятию можно посвятить подробную беседу. 2. О чем мы просим в этой молитве? Смысл прошений молитвы «Царю Небесный» — в том, чтобы Дух Святой пришел и вселился в нас Своею благодатью, очистил нас от всякого греха и даровал душам нашим вечное спасение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|