Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Память 10 страница




«Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный по­двиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предме­тами. С трудом приобретается навык к молитве; когда ж приобре­тается этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Задача педа­гога, следовательно, не только убеждать детей в необходимости мо­литвы, но и устремлять питомцев от земного к небесному, к Вечно­сти. «Путь к Богу — молитва», по слову свт. Игнатия.

«Трудно, вы скажете, исполнить правило и научиться непре­станной молитве. Но скажите: что нам дается без труда? Разве мы не трудимся с утра до ночи над приобретением пищи и необходи­мого для нашей жизни? Почему же нам не потрудиться для спасе­ния нашей души, в приобретении Царства Небесного? Трудно это будет только сначала, а потом легко и приятно», — говорил прав. Иоанн Кронштадтский.

Ежедневно христианину необходимо иметь определенное до­машнее молитвенное правило. Самые великие подвижники име­ли такое правило и его придерживались. Тем более нужно оно и нам, ведь без установленных молитв, будучи неопытными в духов­ной жизни, мы совсем остались бы без общения с Богом. Нужно та­кое правило и детям. Детское молитвенное правило определяется духовником. «Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых... », — говорит свт. Феофан Затворник. В письме святителя к духовному чаду находим следующие слова: «Никогда не вяжите себя правилом... Будьте гос­пожа правила, а не раба». Главное — расположение; вопль из серд­ца — краткий и сильный — вот что важно. По мнению святителя» молитвенное правило можно составить и самому, правило должно быть свободной волей человека, «иногда все правило можно провести в чтении одного псалма, в молитве Иисусовой». Главная же за­дача педагога познакомить с правилом, установленным Церковью, и показать качества настоящей молитвы.

«Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться пра­вильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение... Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищетой духа, из сердца сокрушенного и смиренно­го. Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он Премилосердный, и на непрося­щих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молит­ва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем бо­лее упражняется в молитве, тем более приближается к Богу... » (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

О значении молитвенного подвига писал сщмч. Фаддей (Успен­ский): «Отдаваясь подвигам поста и молитвы, к которым призы­вает нас Церковь, хотя бы и малым, мы заметим, как укрепляет­ся наша расслабленная воля на делание добра, ибо приобретаем любовь к Богу — эту лучшую силу, воодушевляющую на всякую добродетель». Молитва неразрывно связана с любовью христиа­нина к Богу: она — плод и выражение этой любви, и в то же вре­мя — самое верное средство укрепления любви к Богу. «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, та­ково и отношение наше к Богу» (свт. Феофан Затворник). Учитель подбирает каждый удобный случай, чтобы проявить общее чув­ство радости и благодарности в молитве Господу. О радости об­ращения к Богу любил говорить сщмч. Иларион (Троицкий): «На­сколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге».

Что нам может помочь научится молиться? Вот как наставлял своих учеников отец Иоанн Кронштадтский: «Учитесь молиться, Принуждайте себя к молитве. Сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет. Но сначала всегда нужно себя принуждать. Что такое молитва? Это постоянное чув­ство своей духовной нищеты, немощи, созерцания в себе, в людях и в природе дел премудрости и благости всемогущей славы Божией. Это благодарственное постоянное настроение. Молясь, мы непрестанно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Богу Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы? Потому кто не молится или не служит Богу сердцем — тот все равно, что вовсе не молится. Потому что сердце — это главное в человеке, жизнь его; больше, сердце есть сам человек.

Значит, нужно принуждать себя к молитве. И молиться не толь­ко тогда когда рождается естественный порыв к молитве, а поддер­живать свои усилия привычкой, дисциплиной: все мы знаем, как быстро мы устаем делать даже то, что нам нравится делать. Посто­янство, стойкость, устойчивость, верность — это те качества, ко­торые помогут нам не бросить начатое, даже тогда, когда есте­ственный порыв ослабевает. Дисциплина и принуждение себя к молитве — это трудный поход именно в том направлении, куда естественно стремится наше сердце».

О важности внутреннего делания писал свт. Иннокентий Мо­сковский в письме сыну Гавриилу, студенту духовной семинарии: «Молись Богу, учись молиться Богу. Это главнейшая наука, особ­ливо для того, кто готовится быть наставником других. Бога ради, храни себя в чистоте: в тысячу (раз) легче бороться со страстями до падения; а падши раз, делаешься уже невольником и рабом. Не свя­зывайся с теми, кто не охотник молиться Богу, как бы он ни был учен и умен».

Много значит для воспитанников пример самого учителя. Ко­гда учитель сам усердно и искренне молится вместе с детьми, его настроение передается и детям и располагает их к горячей, сердечной молитве. «Как вода на ровной площади следует за пальцем, ко­торый впереди ведет ее, — говорит блаж. Иероним о силе примера для детей, — так и мягкий, нежный возраст удобно склоняется и на ту, и на другую сторону и влечется туда, куда его поведешь». Что-бы дети поняли смысл молитв, научились не только молитвам, но и самой молитве, мало одних внушений, — собственное благогове­ние, дух молитвенный, царящий в сердце педагога, расположит детей лучше всяких наставлений.

Приведем пример, как дать понятие о необходимости молитвы- точнее — о невозможности жизни без молитвы.

 

 

Сщмч. Фаддей (Успенский) Фрагмент вступительной беседы по Закону Божию с детьми младшего отделения

Предмет беседы — понятие о молитве и ее необходимости.

У. (после молитвы в начале урока) Что мы, дети, делали сейчас?

Д. Молились Богу.

У. О чем молились?

Д. О том, чтобы Он помог хорошо учиться.

У. А еще о чем можно молиться Богу?

Д. ?

У. Когда кто садится обедать, нужно ли молиться? О чем?

Д. О том, чтобы Бог подавал нам пищу на каждый день.

У. А когда человек заболеет, о чем надо молиться?

Д. О том, чтобы выздороветь.

У. Когда человек начинает делать что-либо, нужно ли молиться? Например, если он начинает строить дом, отправляется в путь? Или когда человек согрешил, нужно ли молиться? О чем?

Д. О том, чтобы Бог простил грехи.

У. А можно ли людям не молиться Богу? Что было бы, если бы люди не молились о дожде?

Д. Тогда был бы голод, люди стали бы умирать от голода.

У. Значит, могли бы люди жить, если бы не молились Богу?

Д. Нет.

У. Другие примеры: если бы люди во время болезни не молились Богу, что могло бы с ними случиться? Если бы люди не молились Богу, когда строят дом, что могло бы быть? Мог бы быть пожар, а без дома, особенно зимой, можно ли жить? Д. Нет.

Д. Значит, почему людям нужно непременно молиться?

У. Если бы люди не молились о том, чтобы Бог подал им пищу, оде­жду, жилище, то могли ли бы они жить на земле? Значит, поче­му нужно молиться?

Д. Потому, что если бы люди не молились Богу, им без Бога нельзя было бы и жить на земле.

Приведем отрывок из книги В. Солоухина «Смех за левым пле­чом» (Роман-газета № 10, 1991 г., 10 гл. ). Автор говорит о силе до­машнего примера, побуждающего к молитве дитя и испраши­вающего у Бога великой милости на всю его долгую жизнь. Пусть описанное событие послужит образцом и для современных право­славных педагогов.

«Если иметь в виду, что [моя мать] Степанида Ивановна вышла замуж в семнадцать лет (а у мужа-вдовца, двадцатисемилетнего Алексея Алексеевича, уже двое детей на руках), то по грубой, при­близительной прикидке двадцать тысяч раз поднималась Степани­да Ивановна до свету, первой в доме, чтобы растоплять печь, зани­маться стряпней, скотиной, хозяйством. Но сначала — молиться. Еще полуодетая, в белой рубашке, перед огоньком лампады, осве­щающей образа на киоте в переднем углу, на коленях, шепча с глу­бокими вздохами двадцать тысяч страстных, сердечных утренних молитв, пока все еще спят, прежде чем начать греметь ухватами и чугунами, двадцать тысяч тихих — шепотом, с глубокими взды­ханиями, на коленях — разговоров с Богом, просьб, молений, вос­хвалений, благодарений. Но главное, видимо, — единение с Богом, слияние с Ним душой и сердцем, отсюда и слезы на глазах после каждой молитвы, и умиротворенность, просветленность, выли­вающаяся каждый раз в одну и ту же фразу, формулу, завершение: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Двадцать тысяч молитв по утрам да еще столько же по вечерам, перед сном. И если в ранние дорассветные часы я — младенец — еще сладко и крепко спал (разве что случайно, при верченье с бочка на бочок, приоткроются на мгновенье глаза и, словно при момен­тальной фотографии, отпечатается полутьма дома, огонек лампа­ды перед иконами, мать на коленях в белой рубахе), то на вечернюю молитву мать часто ставила меня рядом с собой. Тоже на коленях, тоже крестясь, тоже что-то шепча (но, наверное, не длинную слож­ную молитву, а лишь какую-нибудь одну молитвенную фразу, ка­кие-нибудь два-три слова), я больше вслушивался в шепот матери- нежели молился сам, но все равно некая сладчайшая сладость ова- тывала душу младенца, до спазма в горле, до горячей волны около сердца, до слез на глазах. Но иногда (и это были особено сладосные моменты) я, вот так-то поворачиваясь с бочка на бочок и при открыв на мгновенье глаза и увидев, словно при моментальной фотографии, огонек лампады в полутьме дома и мать перед иконами в белой рубахе, — я преодолевал крепость детского сна, тепло по­стели, вставал и опускался на колени рядом с матерью. Эти утрен­ние молитвы (может, еще и потому, что связаны были как-никак с жертвой, преодолением самого себя) были особенно сладостны, и вечерние молитвы не могли с ними сравниться. К тому же еще дневная суетность не отступала совсем, нужно еще ее преодоле­вать, на зеркале души еще круги, как на воде после брошенных ка­мешков, не сразу они пройдут, не сразу успокоится и устоится чи­стая водная гладь, а утром... утром все тихо, умиротворенно и сам ты (четырех-пятилетний) почти что — Ангел.

Представляете ли вы эту картину: женщину и ребеночка, и что­бы они стояли на коленях в полутьме избы перед лампадой, осве­щающей иконы, и молились, молились... »

Подобная, очень близкая картина описана еп. Варнавой (Беляе­вым) по воспоминаниям собственного детства.


Методика изучения богослужения

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Цель изучения богослужения — пробудить в детях любовь к бого­служению, побудить к участию в нем.

Непосредственное знакомство детей с церковно-богослужебными действиями приобретается через участие в богослужении. Здесь важны совместное участие в службах, специально назначен­ные Литургии с участием церковной школы, послушания во вре­мя богослужения и др. Полезно также объяснять чтения Еванге­лия в воскресные дни, изучать тропари великих праздников, через которые дети смогут лучше понять духовное торжество Церкви. Исходя из объяснительной записки к дореволюционной програм­ме церковно-приходских школ, «изъяснение богослужения, как и молитв... должно иметь характер практический, оно должно по­мочь детям понимать язык Церкви, значение ее священнодействий и чрез это удобнее воспринимать то воспитательное влияние Цер­кви, которое по выходе из школы будет продолжаться всю жизнь». Сщмч. Фаддей (Успенский) говорит, что задача школы — ввести «наш народ во всю красоту христианского богослужения» не толь­ко по внешности, но «по внутренней силе и вдохновенной поэзии священных песнопений».

Ребенок, видя во время богослужения в храме, как окружаю­щие его люди не оглядываются по сторонам, не разговаривают, не улыбаются, а с благоговением слушают чтение и пение, и сам проникается всеобщим благоговением. Он сознает, что молитва не игра, не забава, даже не обычная работа, что Тот, Кому люди молят­ся — добрый, сострадательный и милостивый. Именно в молитве дитя может быть равноправно со взрослыми.

Предварительные сведения о богослужении (храм и его устроиство, лица, совершающие богослужение, священные предметы и одежды) необходимы для введения ребенка в церковную жизнь. Обычно с этих тем начинается курс изучения Закона Божия для небольших детей. Нельзя допустить, чтобы выпускник школы не знал, где в церкви находится клирос, не понимал, что такое риза, путал хоругви с херувимами. И все-таки не нужно злоупотреблять таким материалам, который не пригодится детям в жизни. Меха­нически заученный, он станет мертвым знанием. Например, риза напоминает священнику о правде, в которую он должен быть об­лечен, — ему и надлежит об этом знать и непрестанно помнить. Перевод таких слов, как «антиминс», «ектения», «дискос», «ирмос» усложняет восприятие и не усиливает стремление к участию в бо­гослужении. Исключение составляют подростки, которых увле­кают усложненные задания, интеллектуальные построения, ко­торых через изучение трудных понятий можно привлечь к бого­служению. Главное же в уроках, знакомящих с храмом, — чтобы ученики полюбили Святую Церковь. «Да не угасает в сердцах на­ших любовь... к сему дому, в котором собираемся для молитвы и поучений духовных, ибо Господь храм назвал домом Отца Своего по преимуществу, когда сказал: Дом Мой домом молитвы наречет­ся (Мф. 21, 13; Ин. 2, 16; ср.: Лк. 2, 46, 49). Кто с неохотой, с холод­ностью, даже с ожесточением приходит и стоит в доме сем, тот — блудный сын, ушедший из дома отчего «в страну далече». Посему возлюбим дом сей, чаще и с любовью будем сюда приходить к не­бесному Отцу Своему! » — обращается сщмч. Фаддей (Успенский) ко всем христианам.

«Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают служ­бы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем» (прп. Ана­толий Оптинский). Пусть в представлении наших учеников храм не будет просто зданием, особенным образом устроенным и освя­щенным, а домом Божиим, местом, где невидимо присутствует Сам Господь, и алтарь — не отделением храма для священнослужите­лей, но святым святых, куда миряне не могут входить без крайней Нужды, а, войдя, должны благоговейно поклониться перед святым престолом. Пусть лучше дети не знают, какую форму имеет свя­той престол и как называются одежды, которым он покрыт, но они должны твердо усвоить мысль, что это главная святыня храма. Тогда и иконостас станет не перегородкой, отгораживающей алтарь от храма, а окном, соединяющим нас со всей Церковью небесной.

Уроки, касающиеся храма и богослужения, должны быть пронизаны любовью к Церкви. Даже сам ход занятия, раскрывающе­го устройство храма от притвора до главной части — алтаря, как бы распахивает его двери для начинающего христианина. Здесь все говорит о вечности, все имеет глубокий смысл. Святые так люби­ли храм и богослужение, что готовы были скорее отдать жизнь, чем расстаться с ними. Во многих житиях мы встречаем случаи, когда святой приходил в храм раньше всех, а уходил последним. Церковь и для каждого из нас имеет первостепенное значение, без нее не­возможна жизнь человека. Здесь — все потребное для спасения, и главное — соединение с Богом в Святых Тайнах. Храните любовь к вере и Церкви Православной, к посещению храмов! — вот главный призыв таких уроков.

Митр. Вениамин (Федченков) неоднократно свидетельствует: «Если я еще живу, если я еще дышу, окаянный, грешный, если не сгнил еще от язв греховных, то только потому, что я дышу чудным ароматом Литургии, что мои уста смочены Живоносной Кровью Господа, Спасителя моего. Божественная литургия — соль, сохра­няющая меня от гниения греховного; она — роза, услаждающая меня своим ароматом небесным. Она — посох мой, поддержи­вающий меня от падения. Она — якорь мой, спасающий меня от потопления; она — радость, восторг, крепость, жизнь моя. Здесь я только начинаю Божественную литургию, а закончу ее там, на Небесах, с теми... которые... посещают Божественную литургию, любят ее, питаются из этого благоуханного Животворящего Ис­точника».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Многие не любят быть у богослужения потому, что не знают его хорошо во всем его богатстве, величии, мудрости, сладости, животворности, а узнают — не расстанутся никогда; так оно привлекательно, пита­тельно, сладко для души». Для того чтобы дети полюбили богослу­жение, нужно сделать его близким и понятным для них. По пово­ду того, что Закон Божий должен иметь характер не теоретическим, а практический, религиозно-воспитательный прот. А. Дернов при­водит слова «одного достопочтенного и опытного педагога»: каж­дый урок должен быть «как бы отдельным актом христианского богослужения». Постараемся разобраться, как это сделать.

 

 

МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

«Будьте святы, как Я свят», — говорит Господь в Ветхом Завете (Лев. 11, 44). Эта святость усваивается нами принятием пролитой на Кресте Крови Христовой через установленное Иисусом Христом Таинство Святого Причащения. Прот. А. Дернов обращает наше внимание на то, что раз величайшее Таинство совершается на Литургии, следова­тельно, мы должны хорошо знать ее — смысл, образ совершения, рав­но как и смысл богослужения христианского вообще. И сщмч. Фад­дей (Успенский) рекомендует кроме раскрытия общего значения объ­ясняемых служб и отдельных песнопений более всего остановиться на Божественной литургии, которая, по словам свт. Иоанна Златоуста, «совершается на земле, но чиноположение имеет вещей небесных».

При изучении необходимо освещение богослужения с различ­ных сторон. И С. И. Ширский, и о. Аполлоний Темномеров отме­чают, что церковно-богослужебные действия имеют две стороны: внешнюю — видимую, и внутреннюю — таинственную. Первая имеет значение лишь в соединении с последней. Поэтому богослу­жение можно объяснять:

1) с фактической, внешней стороны. Здесь имеется в виду изуче­ние непосредственного смысла молитв, песнопений, порядка бого­служения, исторического происхождения отдельных моментов;

2) с внутренней стороны. Речь идет о таинственном, символи­ческом значении богослужебных действий как воспоминании до­мостроительства человеческого спасения.

Но главным является понимание непосредственного смысла бо­гослужения для сознательного участия в нем. Задача обучения будет выполнена только тогда, когда дети усвоят и непосредственный смысл, символическое значение богослужебных действий. Знание смысла и хода службы, а также понимание воспоминаемых событий — все это служит сознательному и активному участию детей в молитве.

Уставная сторона богослужения

В школе особым вниманием пользуется уставная сторона. Пре­жде всего ученик должен уразуметь смысл православного церковного богослужения вообще. Для этого ему надо дать понятие об основных службах.

1) Рассказ о службах дневного круга включает в себя следующие вопросы:

• с какой службы начинается суточное богослужение,

• порядок следования служб друг за другом,

• условное разделение девяти суточных служб на три группы,

9 час                         полунощница          3 час

вечерня                    утреня                      Литургия

повечерие                1 час                         6 час

• книги, по которым ведется богослужение (часослов, служебник),

• место Литургии среди служб суточного круга (выше всех, вне времени, фактически не входит в общий порядок).

Ученик узнает, что суточный круг — это основа всего бого­служения. Каждый день (за некоторыми исключениями) постро­ен одинаково. Но здесь важнее всего дать понять, что Церковь все время дня распределила на молитву. Она освящает каждое мгнове­ние жизни человека, непрерывно печется о его спасении. Церковь придает значение всему совершающемуся в жизни человека, не считая ничего мелким, незначительным, второстепенным. Церковь все освящает своими молитвами и заботами. Она ходатайствует перед Богом о всех делах и нуждах людей: она молится о младен­цах, юных, старцах и вдовицах, о заключенных, больных, пленен­ных, скорбящих и угнетенных, она духовно сопутствует путникам, печалуется о гонимых, умилостивляет гнев власть имущих, поми­нает отошедших в мир иной. И христианин, живя в Церкви, при­учается так же непрестанно заботиться о подготовке к вечности.

2) Годовой круг. Неизменный порядок суточного круга пересе­кается с молитвенным воспоминанием годового круга. Здесь ученик должен получить:

 

• понятие о важнейших праздниках Церкви, а также о постах,

• сведения о жизни святых, местночтимых и поминаемых всей Церковью. Особое место занимают сведения о новомученика и исповедниках XX в., знания о книгах, по которым совершаются службы годового круга, — о Минеях.

Ученик должен понять, как он может принимать участие в жиз­ни Церкви — присутствуя в храме в особо торжественные дни, от­мечая дни памяти святых и события жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери, следуя благочестивым церковным традициям.

3) Недельный круг. Ученик должен усвоить, что в течение неде­ли Церковь посвящает каждый день определенному событию:

• воскресный день — торжественному воспоминанию Христова Воскресения и называет этот день малой Пасхой,

• среду — воспоминанию предательства Христа Иудой Искариотским,

• пятницу — воспоминанию смерти и страданий Спасителя мира, остальные дни — последовательному воспоминанию не­видимой Церкви Христовой в порядке творения:

• понедельник посвящен Бесплотным Силам,

• вторник — ветхозаветным праведникам в лице св. Иоанна Кре­стителя,

• в четверг чествуются апостолы и их преемники святители в лице свт. Николая Чудотворца,

• в субботу поминаются все другие святые, угодившие Богу сво­ей жизнью, и возносится молитвенное прошение за всех усоп­ших христиан.

Необходимо в этой теме указать, что воскресенье является пер­вым днем церковной недели (а также, по учению святых отцов, и восьмым, принадлежащим вечности), среда и пятница — днями поста. Главное, чтобы дети особое почтение оказывали воскресно­му дню, пребывая в храме, а в остальные дни, даже не будучи в хра­ме, молитвенно соединялись со всей Церковью. Мы, члены Церкви, Должны быть в живом общении друг с другом и с членами Церкви небесной.

Прот. А. Темномеров напоминает об опасности рассмотрения только уставной стороны. Если не одухотворить все уставные моменты, т. е. не показать, что каждая видимая подробность имеет Духовный смысл, урок окажется сухим и трудным для усвоения.


Конечно, знание Церковного Устава и даже порядка службы дости­гается практикой, а не теоретическим изучением. Даже окончив­шие курс семинарии оказываются в большом затруднении, когда им приходится применять свои познания к делу. Поэтому и ученик церковно-приходской школы, твердо заучивший порядок Литургии, может остаться при том наивном убеждении, что Литургия огла­шенных совершается в будни, а Литургия верных — в праздники.

Школа же имеет своей задачей вести детей к сознательному и благоговейному участию в церковном богослужении. Необходимо оговориться, что понятия о богослужебной жизни современных детей значительно отличаются от дореволюционных. Посмотрев конспекты уроков Закона Божия XIX — н. XX вв., мы увидим, что детям в церковной школе приходилось объяснять некоторые эле­ментарные бытовые понятия, но в какой момент службы выходит священник и какой возглас произносит, они знали, в отличие от на­ших воспитанников, очень четко.

Символическая сторона богослужения

Многие учителя, предупреждает прот. А. Темномеров, увлека­ются при объяснении богослужений символической стороной. При этом забывают, что «прежде чем уяснять детям внутренний смысл, нужно приблизить к их пониманию непосредственный, букваль­ный смысл всего, что они видят и слышат в церкви».

В таких случаях учителя осложняют богослужение, делают его мудренее, чем оно есть. Они стараются выяснить символический смысл каждой вещи, каждого шага священнослужителя. В длин­ных речах они говорят о символическом значении поручей, епи­трахили, кадила; изыскивают сложные и иногда смешные объяс­нения. Например, на всенощном бдении диакон возглашает: «Бог Господь и явися нам! » — и хор четырежды отвечает ему этими сло­вами. Почему четыре? Потому что Господь почти четыре года проповедовал на земле.

Знание символического смысла должно показывать каждому, что православное богослужение в целом и во всех частностях проникнуто одной определенной идеей воспоминания домостроительства Божия о спасении падшего человека. Символизм объясняет обилие обрядов при совершении служб и то, почему Церковь так дорожит точностью их выполнения. Но можно за­ставить детей точно заучить, что знаменует каждый обряд, о чем напоминает нам та или другая молитва, но при всем этом цер­ковные службы сами по себе останутся для них совершенно не­понятными.

Символизация богослужения в целом и отдельных его частей низводит литургические обряды до уровня «дидактических ин­сценировок». По мнению протопресвитера Александра Шмема- на, «нагромождение символических истолкований» мешает лю­дям молиться и по-настоящему участвовать в Литургии, «отвлекая их от той духовной реальности, непосредственное соприкоснове­ние с которой и составляет сущность молитвы». Поэтому необхо­димо главным образом научить детей понимать непосредствен­ный смысл богослужебных молитвословий и действий для созна­тельного участия в соборной молитве. Например, слыша «Господи, воззвах» и вспоминая грехопадение прародителей, ребенок должен обратиться к Богу с собственными покаянными слезами, а услы­шав «Бог Господь и явися нам» радоваться о приходе Спасителя и молить Его о своем спасении.

Объяснение богослужений

Покажем теперь, каким образом рассматриваются богослуже­ния суточного круга. При их изучении необходимо учитывать сле­дующие рекомендации:

 

· по каждой службе дать общую картину (единая тема, исследо­вание... ).

• Проводить уроки в храме, показывать реальные священные предметы, для этого обращаясь к священникам.

• Использовать наглядные пособия (священные сосуды, священ­ные одежды, иконы, богослужебные книги и проч. ).

• Изучать на занятиях богослужебные тексты, раскрывающие смысл и красоту богослужения.

• Учителям составлять пособия, схемы, учебные материалы для детей по богослужебным книгам.

Если ученики должны знать порядок дневных служб, то особенно подробно нужно изучить всенощное бдение и Литургию как важнейшие и наиболее часто посещаемые — в воскресные и празд. ничные дни. Объяснение малых служб сводится к уяснению общей идеи, например:

•полунощница — Страшный Суд и Жених, грядущий в полночь,

• 6 и 9 час — распятие и смерть Господня на Голгофе.

Важнейшие богослужения изучаются гораздо подробнее.

Всенощное бдение имеет идеей ожидание прихода Спасителя в мир, это Священная история, переданная не языком рассказа, а символическим языком священнодействий и прерываемая наши­ми молениями. Прот. А. Дернов предлагает следующую схему из­учения всенощного бдения.

 

 

1. Псалом 103 предначинательный 2. Дальнейшее последование 3. 1 кафизма «Блажен муж» 4. «Господи, воззвах», «Да исправится» 5. Стихиры     6. Шестопсалмие 7. «Бог Господь и явися нам»   8. Кафизмы, особенно № 17 9. «Хвалите имя Господне»     10. «Благословен еси Господи»   11. Евангелие   12. Канон, славословие   Сотворение мира, первозданная красота и невиданность сотво­ренного Грехопадение с его тяжкими по­следствиями для согрешивших прародителей. Изгнание из рая и ожидание Спасителя   Время патриархов, когда наря­ду с нечестивыми были угодив­шие Богу   Время Моисея   Прославление Воскресения Христова, оттеняющее тяготу подза­конного времени, когда человек молил извести душу его из темницы и из глубины души взывал: «Господи, услыши глас мои»   Время пророков, которые во гла­ве с Давидом усиленно пропове­довали покаяние, исправление и моление к Богу Явление Христа на землю     Страдания Спасителя Воспоминание, как Начаток на­шего воскресения восстал из мертвых и попрал смерть и ад Святые жены-мироносицы   Одно из явлений Воскресшего   Прославление Нового Родона­чальника человеческого рода и моление о прощении, подаянии мира и благодати

 

 


 Прот. А. Темномеров предлагает при изучении всенощного бде­ния ограничиться пунктами:

1 — творение мира,

2 — изгнание из рая и ожидание Спасителя,

7 — рождество Христово,

9-12 — воскресение Господне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...