3. Память 10 страница
«Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный подвиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предметами. С трудом приобретается навык к молитве; когда ж приобретается этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Задача педагога, следовательно, не только убеждать детей в необходимости молитвы, но и устремлять питомцев от земного к небесному, к Вечности. «Путь к Богу — молитва», по слову свт. Игнатия. «Трудно, вы скажете, исполнить правило и научиться непрестанной молитве. Но скажите: что нам дается без труда? Разве мы не трудимся с утра до ночи над приобретением пищи и необходимого для нашей жизни? Почему же нам не потрудиться для спасения нашей души, в приобретении Царства Небесного? Трудно это будет только сначала, а потом легко и приятно», — говорил прав. Иоанн Кронштадтский. Ежедневно христианину необходимо иметь определенное домашнее молитвенное правило. Самые великие подвижники имели такое правило и его придерживались. Тем более нужно оно и нам, ведь без установленных молитв, будучи неопытными в духовной жизни, мы совсем остались бы без общения с Богом. Нужно такое правило и детям. Детское молитвенное правило определяется духовником. «Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых... », — говорит свт. Феофан Затворник. В письме святителя к духовному чаду находим следующие слова: «Никогда не вяжите себя правилом... Будьте госпожа правила, а не раба». Главное — расположение; вопль из сердца — краткий и сильный — вот что важно. По мнению святителя» молитвенное правило можно составить и самому, правило должно быть свободной волей человека, «иногда все правило можно провести в чтении одного псалма, в молитве Иисусовой». Главная же задача педагога познакомить с правилом, установленным Церковью, и показать качества настоящей молитвы.
«Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение... Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищетой духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он Премилосердный, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу... » (свт. Игнатий (Брянчанинов)). О значении молитвенного подвига писал сщмч. Фаддей (Успенский): «Отдаваясь подвигам поста и молитвы, к которым призывает нас Церковь, хотя бы и малым, мы заметим, как укрепляется наша расслабленная воля на делание добра, ибо приобретаем любовь к Богу — эту лучшую силу, воодушевляющую на всякую добродетель». Молитва неразрывно связана с любовью христианина к Богу: она — плод и выражение этой любви, и в то же время — самое верное средство укрепления любви к Богу. «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и какова молитва, таково и отношение наше к Богу» (свт. Феофан Затворник). Учитель подбирает каждый удобный случай, чтобы проявить общее чувство радости и благодарности в молитве Господу. О радости обращения к Богу любил говорить сщмч. Иларион (Троицкий): «Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге». Что нам может помочь научится молиться? Вот как наставлял своих учеников отец Иоанн Кронштадтский: «Учитесь молиться, Принуждайте себя к молитве. Сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет. Но сначала всегда нужно себя принуждать. Что такое молитва? Это постоянное чувство своей духовной нищеты, немощи, созерцания в себе, в людях и в природе дел премудрости и благости всемогущей славы Божией. Это благодарственное постоянное настроение. Молясь, мы непрестанно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Богу Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы? Потому кто не молится или не служит Богу сердцем — тот все равно, что вовсе не молится. Потому что сердце — это главное в человеке, жизнь его; больше, сердце есть сам человек.
Значит, нужно принуждать себя к молитве. И молиться не только тогда когда рождается естественный порыв к молитве, а поддерживать свои усилия привычкой, дисциплиной: все мы знаем, как быстро мы устаем делать даже то, что нам нравится делать. Постоянство, стойкость, устойчивость, верность — это те качества, которые помогут нам не бросить начатое, даже тогда, когда естественный порыв ослабевает. Дисциплина и принуждение себя к молитве — это трудный поход именно в том направлении, куда естественно стремится наше сердце». О важности внутреннего делания писал свт. Иннокентий Московский в письме сыну Гавриилу, студенту духовной семинарии: «Молись Богу, учись молиться Богу. Это главнейшая наука, особливо для того, кто готовится быть наставником других. Бога ради, храни себя в чистоте: в тысячу (раз) легче бороться со страстями до падения; а падши раз, делаешься уже невольником и рабом. Не связывайся с теми, кто не охотник молиться Богу, как бы он ни был учен и умен». Много значит для воспитанников пример самого учителя. Когда учитель сам усердно и искренне молится вместе с детьми, его настроение передается и детям и располагает их к горячей, сердечной молитве. «Как вода на ровной площади следует за пальцем, который впереди ведет ее, — говорит блаж. Иероним о силе примера для детей, — так и мягкий, нежный возраст удобно склоняется и на ту, и на другую сторону и влечется туда, куда его поведешь». Что-бы дети поняли смысл молитв, научились не только молитвам, но и самой молитве, мало одних внушений, — собственное благоговение, дух молитвенный, царящий в сердце педагога, расположит детей лучше всяких наставлений.
Приведем пример, как дать понятие о необходимости молитвы- точнее — о невозможности жизни без молитвы.
Сщмч. Фаддей (Успенский) Фрагмент вступительной беседы по Закону Божию с детьми младшего отделения Предмет беседы — понятие о молитве и ее необходимости. У. (после молитвы в начале урока) Что мы, дети, делали сейчас? Д. Молились Богу. У. О чем молились? Д. О том, чтобы Он помог хорошо учиться. У. А еще о чем можно молиться Богу? Д. ? У. Когда кто садится обедать, нужно ли молиться? О чем? Д. О том, чтобы Бог подавал нам пищу на каждый день. У. А когда человек заболеет, о чем надо молиться? Д. О том, чтобы выздороветь. У. Когда человек начинает делать что-либо, нужно ли молиться? Например, если он начинает строить дом, отправляется в путь? Или когда человек согрешил, нужно ли молиться? О чем? Д. О том, чтобы Бог простил грехи. У. А можно ли людям не молиться Богу? Что было бы, если бы люди не молились о дожде? Д. Тогда был бы голод, люди стали бы умирать от голода. У. Значит, могли бы люди жить, если бы не молились Богу? Д. Нет. У. Другие примеры: если бы люди во время болезни не молились Богу, что могло бы с ними случиться? Если бы люди не молились Богу, когда строят дом, что могло бы быть? Мог бы быть пожар, а без дома, особенно зимой, можно ли жить? Д. Нет. Д. Значит, почему людям нужно непременно молиться? У. Если бы люди не молились о том, чтобы Бог подал им пищу, одежду, жилище, то могли ли бы они жить на земле? Значит, почему нужно молиться? Д. Потому, что если бы люди не молились Богу, им без Бога нельзя было бы и жить на земле. Приведем отрывок из книги В. Солоухина «Смех за левым плечом» (Роман-газета № 10, 1991 г., 10 гл. ). Автор говорит о силе домашнего примера, побуждающего к молитве дитя и испрашивающего у Бога великой милости на всю его долгую жизнь. Пусть описанное событие послужит образцом и для современных православных педагогов.
«Если иметь в виду, что [моя мать] Степанида Ивановна вышла замуж в семнадцать лет (а у мужа-вдовца, двадцатисемилетнего Алексея Алексеевича, уже двое детей на руках), то по грубой, приблизительной прикидке двадцать тысяч раз поднималась Степанида Ивановна до свету, первой в доме, чтобы растоплять печь, заниматься стряпней, скотиной, хозяйством. Но сначала — молиться. Еще полуодетая, в белой рубашке, перед огоньком лампады, освещающей образа на киоте в переднем углу, на коленях, шепча с глубокими вздохами двадцать тысяч страстных, сердечных утренних молитв, пока все еще спят, прежде чем начать греметь ухватами и чугунами, двадцать тысяч тихих — шепотом, с глубокими вздыханиями, на коленях — разговоров с Богом, просьб, молений, восхвалений, благодарений. Но главное, видимо, — единение с Богом, слияние с Ним душой и сердцем, отсюда и слезы на глазах после каждой молитвы, и умиротворенность, просветленность, выливающаяся каждый раз в одну и ту же фразу, формулу, завершение: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Двадцать тысяч молитв по утрам да еще столько же по вечерам, перед сном. И если в ранние дорассветные часы я — младенец — еще сладко и крепко спал (разве что случайно, при верченье с бочка на бочок, приоткроются на мгновенье глаза и, словно при моментальной фотографии, отпечатается полутьма дома, огонек лампады перед иконами, мать на коленях в белой рубахе), то на вечернюю молитву мать часто ставила меня рядом с собой. Тоже на коленях, тоже крестясь, тоже что-то шепча (но, наверное, не длинную сложную молитву, а лишь какую-нибудь одну молитвенную фразу, какие-нибудь два-три слова), я больше вслушивался в шепот матери- нежели молился сам, но все равно некая сладчайшая сладость ова- тывала душу младенца, до спазма в горле, до горячей волны около сердца, до слез на глазах. Но иногда (и это были особено сладосные моменты) я, вот так-то поворачиваясь с бочка на бочок и при открыв на мгновенье глаза и увидев, словно при моментальной фотографии, огонек лампады в полутьме дома и мать перед иконами в белой рубахе, — я преодолевал крепость детского сна, тепло постели, вставал и опускался на колени рядом с матерью. Эти утренние молитвы (может, еще и потому, что связаны были как-никак с жертвой, преодолением самого себя) были особенно сладостны, и вечерние молитвы не могли с ними сравниться. К тому же еще дневная суетность не отступала совсем, нужно еще ее преодолевать, на зеркале души еще круги, как на воде после брошенных камешков, не сразу они пройдут, не сразу успокоится и устоится чистая водная гладь, а утром... утром все тихо, умиротворенно и сам ты (четырех-пятилетний) почти что — Ангел.
Представляете ли вы эту картину: женщину и ребеночка, и чтобы они стояли на коленях в полутьме избы перед лампадой, освещающей иконы, и молились, молились... » Подобная, очень близкая картина описана еп. Варнавой (Беляевым) по воспоминаниям собственного детства. Методика изучения богослужения ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ Цель изучения богослужения — пробудить в детях любовь к богослужению, побудить к участию в нем. Непосредственное знакомство детей с церковно-богослужебными действиями приобретается через участие в богослужении. Здесь важны совместное участие в службах, специально назначенные Литургии с участием церковной школы, послушания во время богослужения и др. Полезно также объяснять чтения Евангелия в воскресные дни, изучать тропари великих праздников, через которые дети смогут лучше понять духовное торжество Церкви. Исходя из объяснительной записки к дореволюционной программе церковно-приходских школ, «изъяснение богослужения, как и молитв... должно иметь характер практический, оно должно помочь детям понимать язык Церкви, значение ее священнодействий и чрез это удобнее воспринимать то воспитательное влияние Церкви, которое по выходе из школы будет продолжаться всю жизнь». Сщмч. Фаддей (Успенский) говорит, что задача школы — ввести «наш народ во всю красоту христианского богослужения» не только по внешности, но «по внутренней силе и вдохновенной поэзии священных песнопений». Ребенок, видя во время богослужения в храме, как окружающие его люди не оглядываются по сторонам, не разговаривают, не улыбаются, а с благоговением слушают чтение и пение, и сам проникается всеобщим благоговением. Он сознает, что молитва не игра, не забава, даже не обычная работа, что Тот, Кому люди молятся — добрый, сострадательный и милостивый. Именно в молитве дитя может быть равноправно со взрослыми. Предварительные сведения о богослужении (храм и его устроиство, лица, совершающие богослужение, священные предметы и одежды) необходимы для введения ребенка в церковную жизнь. Обычно с этих тем начинается курс изучения Закона Божия для небольших детей. Нельзя допустить, чтобы выпускник школы не знал, где в церкви находится клирос, не понимал, что такое риза, путал хоругви с херувимами. И все-таки не нужно злоупотреблять таким материалам, который не пригодится детям в жизни. Механически заученный, он станет мертвым знанием. Например, риза напоминает священнику о правде, в которую он должен быть облечен, — ему и надлежит об этом знать и непрестанно помнить. Перевод таких слов, как «антиминс», «ектения», «дискос», «ирмос» усложняет восприятие и не усиливает стремление к участию в богослужении. Исключение составляют подростки, которых увлекают усложненные задания, интеллектуальные построения, которых через изучение трудных понятий можно привлечь к богослужению. Главное же в уроках, знакомящих с храмом, — чтобы ученики полюбили Святую Церковь. «Да не угасает в сердцах наших любовь... к сему дому, в котором собираемся для молитвы и поучений духовных, ибо Господь храм назвал домом Отца Своего по преимуществу, когда сказал: Дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21, 13; Ин. 2, 16; ср.: Лк. 2, 46, 49). Кто с неохотой, с холодностью, даже с ожесточением приходит и стоит в доме сем, тот — блудный сын, ушедший из дома отчего «в страну далече». Посему возлюбим дом сей, чаще и с любовью будем сюда приходить к небесному Отцу Своему! » — обращается сщмч. Фаддей (Успенский) ко всем христианам. «Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем» (прп. Анатолий Оптинский). Пусть в представлении наших учеников храм не будет просто зданием, особенным образом устроенным и освященным, а домом Божиим, местом, где невидимо присутствует Сам Господь, и алтарь — не отделением храма для священнослужителей, но святым святых, куда миряне не могут входить без крайней Нужды, а, войдя, должны благоговейно поклониться перед святым престолом. Пусть лучше дети не знают, какую форму имеет святой престол и как называются одежды, которым он покрыт, но они должны твердо усвоить мысль, что это главная святыня храма. Тогда и иконостас станет не перегородкой, отгораживающей алтарь от храма, а окном, соединяющим нас со всей Церковью небесной. Уроки, касающиеся храма и богослужения, должны быть пронизаны любовью к Церкви. Даже сам ход занятия, раскрывающего устройство храма от притвора до главной части — алтаря, как бы распахивает его двери для начинающего христианина. Здесь все говорит о вечности, все имеет глубокий смысл. Святые так любили храм и богослужение, что готовы были скорее отдать жизнь, чем расстаться с ними. Во многих житиях мы встречаем случаи, когда святой приходил в храм раньше всех, а уходил последним. Церковь и для каждого из нас имеет первостепенное значение, без нее невозможна жизнь человека. Здесь — все потребное для спасения, и главное — соединение с Богом в Святых Тайнах. Храните любовь к вере и Церкви Православной, к посещению храмов! — вот главный призыв таких уроков. Митр. Вениамин (Федченков) неоднократно свидетельствует: «Если я еще живу, если я еще дышу, окаянный, грешный, если не сгнил еще от язв греховных, то только потому, что я дышу чудным ароматом Литургии, что мои уста смочены Живоносной Кровью Господа, Спасителя моего. Божественная литургия — соль, сохраняющая меня от гниения греховного; она — роза, услаждающая меня своим ароматом небесным. Она — посох мой, поддерживающий меня от падения. Она — якорь мой, спасающий меня от потопления; она — радость, восторг, крепость, жизнь моя. Здесь я только начинаю Божественную литургию, а закончу ее там, на Небесах, с теми... которые... посещают Божественную литургию, любят ее, питаются из этого благоуханного Животворящего Источника». Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Многие не любят быть у богослужения потому, что не знают его хорошо во всем его богатстве, величии, мудрости, сладости, животворности, а узнают — не расстанутся никогда; так оно привлекательно, питательно, сладко для души». Для того чтобы дети полюбили богослужение, нужно сделать его близким и понятным для них. По поводу того, что Закон Божий должен иметь характер не теоретическим, а практический, религиозно-воспитательный прот. А. Дернов приводит слова «одного достопочтенного и опытного педагога»: каждый урок должен быть «как бы отдельным актом христианского богослужения». Постараемся разобраться, как это сделать.
МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ «Будьте святы, как Я свят», — говорит Господь в Ветхом Завете (Лев. 11, 44). Эта святость усваивается нами принятием пролитой на Кресте Крови Христовой через установленное Иисусом Христом Таинство Святого Причащения. Прот. А. Дернов обращает наше внимание на то, что раз величайшее Таинство совершается на Литургии, следовательно, мы должны хорошо знать ее — смысл, образ совершения, равно как и смысл богослужения христианского вообще. И сщмч. Фаддей (Успенский) рекомендует кроме раскрытия общего значения объясняемых служб и отдельных песнопений более всего остановиться на Божественной литургии, которая, по словам свт. Иоанна Златоуста, «совершается на земле, но чиноположение имеет вещей небесных». При изучении необходимо освещение богослужения с различных сторон. И С. И. Ширский, и о. Аполлоний Темномеров отмечают, что церковно-богослужебные действия имеют две стороны: внешнюю — видимую, и внутреннюю — таинственную. Первая имеет значение лишь в соединении с последней. Поэтому богослужение можно объяснять: 1) с фактической, внешней стороны. Здесь имеется в виду изучение непосредственного смысла молитв, песнопений, порядка богослужения, исторического происхождения отдельных моментов; 2) с внутренней стороны. Речь идет о таинственном, символическом значении богослужебных действий как воспоминании домостроительства человеческого спасения. Но главным является понимание непосредственного смысла богослужения для сознательного участия в нем. Задача обучения будет выполнена только тогда, когда дети усвоят и непосредственный смысл, символическое значение богослужебных действий. Знание смысла и хода службы, а также понимание воспоминаемых событий — все это служит сознательному и активному участию детей в молитве. Уставная сторона богослужения В школе особым вниманием пользуется уставная сторона. Прежде всего ученик должен уразуметь смысл православного церковного богослужения вообще. Для этого ему надо дать понятие об основных службах. 1) Рассказ о службах дневного круга включает в себя следующие вопросы: • с какой службы начинается суточное богослужение, • порядок следования служб друг за другом, • условное разделение девяти суточных служб на три группы, 9 час полунощница 3 час вечерня утреня Литургия повечерие 1 час 6 час • книги, по которым ведется богослужение (часослов, служебник), • место Литургии среди служб суточного круга (выше всех, вне времени, фактически не входит в общий порядок). Ученик узнает, что суточный круг — это основа всего богослужения. Каждый день (за некоторыми исключениями) построен одинаково. Но здесь важнее всего дать понять, что Церковь все время дня распределила на молитву. Она освящает каждое мгновение жизни человека, непрерывно печется о его спасении. Церковь придает значение всему совершающемуся в жизни человека, не считая ничего мелким, незначительным, второстепенным. Церковь все освящает своими молитвами и заботами. Она ходатайствует перед Богом о всех делах и нуждах людей: она молится о младенцах, юных, старцах и вдовицах, о заключенных, больных, плененных, скорбящих и угнетенных, она духовно сопутствует путникам, печалуется о гонимых, умилостивляет гнев власть имущих, поминает отошедших в мир иной. И христианин, живя в Церкви, приучается так же непрестанно заботиться о подготовке к вечности. 2) Годовой круг. Неизменный порядок суточного круга пересекается с молитвенным воспоминанием годового круга. Здесь ученик должен получить:
• понятие о важнейших праздниках Церкви, а также о постах, • сведения о жизни святых, местночтимых и поминаемых всей Церковью. Особое место занимают сведения о новомученика и исповедниках XX в., знания о книгах, по которым совершаются службы годового круга, — о Минеях. Ученик должен понять, как он может принимать участие в жизни Церкви — присутствуя в храме в особо торжественные дни, отмечая дни памяти святых и события жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери, следуя благочестивым церковным традициям. 3) Недельный круг. Ученик должен усвоить, что в течение недели Церковь посвящает каждый день определенному событию: • воскресный день — торжественному воспоминанию Христова Воскресения и называет этот день малой Пасхой, • среду — воспоминанию предательства Христа Иудой Искариотским, • пятницу — воспоминанию смерти и страданий Спасителя мира, остальные дни — последовательному воспоминанию невидимой Церкви Христовой в порядке творения: • понедельник посвящен Бесплотным Силам, • вторник — ветхозаветным праведникам в лице св. Иоанна Крестителя, • в четверг чествуются апостолы и их преемники святители в лице свт. Николая Чудотворца, • в субботу поминаются все другие святые, угодившие Богу своей жизнью, и возносится молитвенное прошение за всех усопших христиан. Необходимо в этой теме указать, что воскресенье является первым днем церковной недели (а также, по учению святых отцов, и восьмым, принадлежащим вечности), среда и пятница — днями поста. Главное, чтобы дети особое почтение оказывали воскресному дню, пребывая в храме, а в остальные дни, даже не будучи в храме, молитвенно соединялись со всей Церковью. Мы, члены Церкви, Должны быть в живом общении друг с другом и с членами Церкви небесной. Прот. А. Темномеров напоминает об опасности рассмотрения только уставной стороны. Если не одухотворить все уставные моменты, т. е. не показать, что каждая видимая подробность имеет Духовный смысл, урок окажется сухим и трудным для усвоения. Конечно, знание Церковного Устава и даже порядка службы достигается практикой, а не теоретическим изучением. Даже окончившие курс семинарии оказываются в большом затруднении, когда им приходится применять свои познания к делу. Поэтому и ученик церковно-приходской школы, твердо заучивший порядок Литургии, может остаться при том наивном убеждении, что Литургия оглашенных совершается в будни, а Литургия верных — в праздники. Школа же имеет своей задачей вести детей к сознательному и благоговейному участию в церковном богослужении. Необходимо оговориться, что понятия о богослужебной жизни современных детей значительно отличаются от дореволюционных. Посмотрев конспекты уроков Закона Божия XIX — н. XX вв., мы увидим, что детям в церковной школе приходилось объяснять некоторые элементарные бытовые понятия, но в какой момент службы выходит священник и какой возглас произносит, они знали, в отличие от наших воспитанников, очень четко. Символическая сторона богослужения Многие учителя, предупреждает прот. А. Темномеров, увлекаются при объяснении богослужений символической стороной. При этом забывают, что «прежде чем уяснять детям внутренний смысл, нужно приблизить к их пониманию непосредственный, буквальный смысл всего, что они видят и слышат в церкви». В таких случаях учителя осложняют богослужение, делают его мудренее, чем оно есть. Они стараются выяснить символический смысл каждой вещи, каждого шага священнослужителя. В длинных речах они говорят о символическом значении поручей, епитрахили, кадила; изыскивают сложные и иногда смешные объяснения. Например, на всенощном бдении диакон возглашает: «Бог Господь и явися нам! » — и хор четырежды отвечает ему этими словами. Почему четыре? Потому что Господь почти четыре года проповедовал на земле. Знание символического смысла должно показывать каждому, что православное богослужение в целом и во всех частностях проникнуто одной определенной идеей воспоминания домостроительства Божия о спасении падшего человека. Символизм объясняет обилие обрядов при совершении служб и то, почему Церковь так дорожит точностью их выполнения. Но можно заставить детей точно заучить, что знаменует каждый обряд, о чем напоминает нам та или другая молитва, но при всем этом церковные службы сами по себе останутся для них совершенно непонятными. Символизация богослужения в целом и отдельных его частей низводит литургические обряды до уровня «дидактических инсценировок». По мнению протопресвитера Александра Шмема- на, «нагромождение символических истолкований» мешает людям молиться и по-настоящему участвовать в Литургии, «отвлекая их от той духовной реальности, непосредственное соприкосновение с которой и составляет сущность молитвы». Поэтому необходимо главным образом научить детей понимать непосредственный смысл богослужебных молитвословий и действий для сознательного участия в соборной молитве. Например, слыша «Господи, воззвах» и вспоминая грехопадение прародителей, ребенок должен обратиться к Богу с собственными покаянными слезами, а услышав «Бог Господь и явися нам» радоваться о приходе Спасителя и молить Его о своем спасении. Объяснение богослужений Покажем теперь, каким образом рассматриваются богослужения суточного круга. При их изучении необходимо учитывать следующие рекомендации:
· по каждой службе дать общую картину (единая тема, исследование... ). • Проводить уроки в храме, показывать реальные священные предметы, для этого обращаясь к священникам. • Использовать наглядные пособия (священные сосуды, священные одежды, иконы, богослужебные книги и проч. ). • Изучать на занятиях богослужебные тексты, раскрывающие смысл и красоту богослужения. • Учителям составлять пособия, схемы, учебные материалы для детей по богослужебным книгам. Если ученики должны знать порядок дневных служб, то особенно подробно нужно изучить всенощное бдение и Литургию как важнейшие и наиболее часто посещаемые — в воскресные и празд. ничные дни. Объяснение малых служб сводится к уяснению общей идеи, например: •полунощница — Страшный Суд и Жених, грядущий в полночь, • 6 и 9 час — распятие и смерть Господня на Голгофе. Важнейшие богослужения изучаются гораздо подробнее. Всенощное бдение имеет идеей ожидание прихода Спасителя в мир, это Священная история, переданная не языком рассказа, а символическим языком священнодействий и прерываемая нашими молениями. Прот. А. Дернов предлагает следующую схему изучения всенощного бдения.
Прот. А. Темномеров предлагает при изучении всенощного бдения ограничиться пунктами: 1 — творение мира, 2 — изгнание из рая и ожидание Спасителя, 7 — рождество Христово, 9-12 — воскресение Господне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|