Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Память 7 страница




У. Нет ли еще других лиц, которым мы должны оказывать такое же точно послушание, как своим родителям?

Д. Государь, пастыри Церкви, отцы духовные, начальники, учите­ли и воспитатели.

У. Все те лица, которые в каких-либо отношениях заступают для нас место родителей. Всем этим лицам мы должны оказывать точно такое же послушание, как своим родителям. Скажите же теперь: в чем вообще состоит послушание?

Д. Послушание состоит в полной готовности исполнять повеления Божии, волю родителей и взрослых без ропота, без прекословии и проч.

Далее идет побуждение детей к конкретным действиям по послУ' шанию родителям и наставникам: прибраться дома, выучить уроки и другое, в зависимости от возраста и особенностей учащихся.

Видное место среди священно-исторических рассказов занимают чудеса и притчи Господа Иисуса Христа. Они подробно изучаются на уроках Закона Божия и особенно любимы детьми.

Хотя вся история вселенной в обширном смысле должна быть названа чудом, но в Священной истории называются чудесами лишь некоторые события: взятие пророка Илии на небо, прозрение слепорожденного, исцеление бесноватых, воскрешение мертвых.

Все чудеса представляют собой явления нормальные, такие, в которых должна была проявляться вся жизнь, если бы природа не подвергалась тлению через преступление Адама. Ни бедствий, ни болезней, ни бессилия, ни смерти быть не должно: их Бог не сотво­рил. Поэтому все чудеса вполне естественны, соответствуют при­роде, но не теперешней испорченной, а настоящей, чистой, какой она явилась по мысли Творца. Каждый верующий в Бога может, по слову Христа, приказать горе сдвинуться с места и ввергнуться в море. Гора не может не послушаться человека, т. к. он царь всей природы. Воскресение из мертвых тоже вполне естественно, пото­му что Бог смерти не создал, и Христос, воскрешая мертвых, вос­станавливал естественный порядок взамен извращенного. Чудеса казались удивительными, чудными лишь людям от мира сего, но для сынов Царствия Божия они естественны, хотя и дивны, как и все явления в мире.

Чудеса Христовы все были проявлением любви и милости Божи­ей к страждущим, и эта мысль должна с особенной силой освещать повествования о чудесах. Каждое чудо должно быть представлено в таком изложении, чтобы дети приходили в умиление пред вели­чием милости Божией к падшему человечеству и чувствовали же­лание стать сильными силой Божией посредством жизни по Еван­гелию. Как и любые уроки по Закону Божию, уроки по теме «Чудеса Христовы» обязательно содержат рекомендации для духовной жиз­ни детей. Например, занятия, посвященные исцелениям, говорят о болезнях, случающихся по грехам и болезнях во славу Божию, а зна­чит, — о силе нашей веры, о покаянном отношении к своим болез­ням и милосердном отношении к болезням других людей.

Рассмотрим фрагмент урока о чуде исцеления расслабленного. После чтения Евангельского отрывка (Мк. 2, 1-12) и пояснения, кто называется расслабленным, происходит беседа.

У. Как вы поняли, почему пришлось опускать больного через кровлю?

Д. Такое множество народа окружало Господа, что не было воз­можности подойти к Нему.

У. Что сделал Господь?                                                               

Д. Он простил грехи больному.

У. Он отпустил грехи как имеющий полную власть, вновь показав Свою Божественную силу. Почему Он отпустил грехи этому ловеку?

Д. Он увидел веру больного.

У. «Видя веру их», — сказано в Евангелии. Может быть, все они уверовали во Христа, а может быть, лишь некоторые. Мы даже не знаем, верил ли сам расслабленный. Но ясно, что только силь­ная вера могла подвигнуть принесших на такой смелый посту­пок. Господь «часто по вере одних спасает других» (бл. Фео- филакт Болгарский). Детская молитва о болящей матери не­пременно доходит до престола Божия. Или, наоборот, молитва родительская о детях спасает последних.

Видя такую ревность и веру, Иисус говорит: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Кто может прощать грехи?

Д. Только Бог.

У. Власть отпускать грехи принадлежит только Богу. Поэтому не- уверовавшие фарисеи мысленно осудили Господа за богохуль­ство — присвоение Себе такой власти. Но Иисус Христос увидел их помышления и вновь показал Себя Богом: «Ведение тайн сер­дечных принадлежит единому Богу» (свт. Иоанн Златоуст). Он задает им вопрос. Как вам кажется, что легче сказать: «проща­ются тебе грехи» или «встань, возьми свою постель и ходи»?

Д. Сказать «прощаются тебе грехи» легче, потому что это никак нельзя проверить.

У. «Отпущение грехов кажется проще, как дело невидимое и необ- личимое, хотя оно труднее, а выздоровление тела кажется труд­нее, как дело видимое, хотя в сущности оно проще» (блаж. Феофилакт Болгарский). Почему все-таки сначала Господь отпуска­ет грехи?

Д. Исцелить душу важнее. Из-за грехов и болезнь.

У. Главная причина расслабления — грехи. Исцелив душу от гре­хов, Господь устраняет причину болезни, ведь чтобы исцелить болезнь, нужно сначала снять грех, простить его. Иисус Христос Своей Божественной властью делает и то, и другое, чтобы удостоверить всех через врачевание тела в исцелении души. Как по ступает больной?

Д. Он «тотчас встал» и понес свою постель.

У. Он «предает себя во власть Исцеляющего» и несет свой одр, что­бы сотворенного чуда «не почли за обман» (свт. Иоанн Злато­уст), чтобы чудо видел народ. Господь повелевает нести постель, чтобы «показать, что Он не только исцелил болящего, но и дал ему силу». Так и с нами: Господь «не только освобождает нас от грехов, но и подает нам силу для исполнения заповедей. Итак, и я, расслабленный, могу исцелиться» (блаж. Феофилакт Болгар­ский). Почему мы называемся расслабленными? Д. Наши души больны, они спят, они неживые, у. «Силы души моей недейственны и недвижны во благо» (блаж. Феофилакт Болгарский). В каком Таинстве наши души очища­ются от грехов? Д. В Таинстве Покаяния.

У. Будем помнить, что в Таинстве Покаяния Господь не только от­пускает нам грехи, но и дает силы бороться с ними. Значит, что нужно делать, когда мы не можем побороть в себе дурное? Д. Нужно идти на Исповедь, каяться, и Бог поможет справиться со страстью и не грешить больше.

Господь всем благовествовал о близости Царствия Небесного. «Притча показывает великое попечение Божие о нас». Цель притч, по слову свт. Иоанна Златоуста, — «соделать ревностнейшими лю­дей», заставить переменить образ жизни и становиться лучше для Царства. Притча показывает правильный образ жизни, и то, какая казнь ожидает беспечных. Она говорится и для тех, кто в «первом возрасте жизни своей», и для тех, кто в старости. Запастись елеем надлежит здесь, вовремя, чтобы там, когда потребует время, вос­пользоваться им: «настоящее, а не будущее время, есть время заго­товления». Девы услышали страшный голос: «Отойдите, не знаю вас» (Мф 25, 12) и «эти слова страшнее самой геенны», ведь ужас­ны не муки вечные, а лишение Царства. Когда при Втором прише­ствии Иисус Христос явится Царем, грядущим во славе Отца, и по­клонится перед Ним всякое колено, тогда Он потребует ответа и у нас, как у рабов, получивших дарования.

«Господь непрестанно ударяет в двери сердец наших, чтобы отверзли мы ему... », — говорит св. Макарий Великий. «Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчи отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых», — обращает к нам призыв свт. Феофан Затворник.

Притча — такая речь, в которой говорится одно, а подразуме­вается другое. В каждой притче нужно различать внешнюю и вну­треннюю стороны. Она подобна ореху, который нужно разгрызть. Можно предложить ученикам такое наглядное сравнение: оре­хи мы едим, а скорлупу бросаем; так и в притчах нужно обращать внимание преимущественно на внутренний смысл, а не только на внешнее выражение.

Свящ. Евгений Сосунцов советует: объясняя притчу, необхо­димо руководиться примером Спасителя. Иисус Христос, уча на­род, обычно говорил притчу, а вывод предоставлял делать слуша­телю. Дети, конечно, нуждаются для уразумения притчи в посто­ронней помощи, но будет лучше, если они будут сами доходить до правильных выводов.

В притче, как в особом виде священно-исторического рас­сказа, должны быть выяснены: буквальный или внешний смысл, внутренний смысл и главная точка сравнения (в притче о мило­сердном царе и безжалостном заимодавце — царский должник, будучи сам прощен, не простил своему должнику, в притче о блудном сыне — ласковый прием покаявшегося сына). Не следует сразу, не определив главную точку сравнения, спрашивать детей, кто подразумевается под героями рассказа (например, кто есть отец в притче о блудном сыне? ). Не понимая смысла притчевого повествования, ученики ответят автоматически, так, как «требу­ется». После подробного выяснения буквального и внутреннего смысла делается, по общему требованию преподавания Священ­ной истории, применение заключающейся в притче истины к со­временной жизни.

На уроках по Закону Божию изучаются притчи, изложенные в Евангелии. Притчи полагаются в основу объяснения тех или иных понятий (например, понятия «кто мой ближний») или предлага­ются, где это нужно, вслед за объяснением, для того, чтобы вызвать более сильное и твердое впечатление. Так, притча о блудном сыне может предварять или следовать за объяснением учения о Танистве Покаяния.

Рассмотрим с некоторыми изменениями пример объяснения понятия «ближний» с помощью притчи о милосердном самаряни не из учебника С. И. Ширского.

У. Вопрос «Кто мой ближний? » однажды был предложен Госпо­ду Иисусу Христу одним законником, стало быть, ученым чело­веком, основательно изучившим Святое Писание. Значит, пра­вильно ответить на этот вопрос не так легко, как кажется. На предложенный вопрос Господь Иисус не дает краткого от­вета, а рассказывает притчу о милосердом самарянине. В ней Господь научает двум предметам: кого мы должны признавать нашим ближним и как мы должны любить ближнего. Прочитаем, как начинается притча о милосердом самаряни­не. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и по­пался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставя его едва живым» (Лк. 10, 30). Кто бы мог быть этот несчастный? Для нас здесь очень важно узнать об этом, и в притче об этом говорится, только не прямо. Слушай­те внимательно! Несчастный шел из Иерусалима, главного го­рода Святой земли. К какому народу, без сомнения, он при­надлежал?

Д. Он принадлежал к народу израильскому.

У. Стало быть, был иудей. В какой город он шел?

Д. Он шел в Иерихон.

У. Иерихон был священнический город, там жили только священ­ники и их семьи. Священники в назначенное время должны были поочередно ходить в Иерусалим, чтобы совершать там служение в храме. Теперь вы легко догадаетесь, к какому званию мог принадлежать несчастный?

Д. Он мог принадлежать к священническому званию.

У. Случилось так, что навстречу ему шел тоже священник. Что было общего между ними? (Для слабых учеников предлагаются вспомогательные вопросы: к какому народу и к какой религии они принадлежали, какую должность оба занимали, в каком городе имели жительство? )

Д. Оба были иудеи, соотечественники; принадлежали к иудейской Религии, были одной веры; оба были священниками; жили в Иерихоне, имели одну родину.

У. Они имели общие отечество, веру, звание, родину Люди, стоя­щие так близко в жизни, имеют, конечно, довольно причин, что­бы в нужде помогать друг другу. Но как поступил священник? Д. Он не помог несчастному, равнодушно прошел мимо своего еди­новерца.

У. Быть может, он не приметил несчастного?

Д. Нет, он хорошо приметил его. Так говорится в притче: «и увидев его, прошел мимо». У. Безжалостный священник, таким образом, оставил несчастного священника лежать, истекая кровью. Кто после священника шел той же дорогою?

Д. Левит.

У. Стало быть, служитель храма (по-нашему, диакон, причетник).

Оказал ли он помощь несчастному?

Д. Нет, он «был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо».

У. Кто после всех проезжал по той же дороге?

Д. Самарянин.

У. Вы знаете, как глубоко ненавидели друг друга иудеи и самаряне, так глубоко, что иудеи не ходили в самарийскую землю, не принимали от самарян ни пищи, ни питья. Значит, между самарянином и не­счастным священником лежало много такого, что могло разделять их сердца. Какие мысли могли ожесточить сердце самарянина?

Д. Он мог подумать, что этот несчастный не одного с ним народа,

не одной веры, принадлежит к злейшим его врагам.

У. От чего могли удержать его эти мысли?

Д. Они могли бы удержать его от подачи помощи несчастному.

У. Но эти мысли не вошли в его душу. Что Господь повествует о нем в притче?

Д. Он «нашел и, увидев его, сжалился». Он помог беспомощному самарянину, принял его бедствие к своему сердцу. Он видел в нем не иудея, а только человека, нуждавшегося в его помощи.

Вывод по первой части: таким образом, из притчи о милосер­дом самарянине мы научаемся тому, что истинная любовь к ближнему есть любовь, принимающая участие в каждом бедствующем кто бы он ни был — друг или враг, единоземец или иностранен  единоверец или иноверец. Истинная любовь к ближнему видит в каждом человеке собрата, почему и называется человеколюбием.

У. Но от милосердого самарянина мы далее научаемся еще и тому, какова должна быть истинная любовь к ближнему. Самарянин, увидевши избитого и ограбленного разбойниками человека, сжалился над ним. Как называем мы скорбное чувство, ощущае­мое кем-либо в сердце своем при взгляде на страдания других?

Д. Это скорбное чувство мы называем состраданием.

У. Истинная любовь к ближнему при виде бедствия обнаружива­ется, прежде всего, в сердечном сострадании. Ограничился ли самарянин этим чувством?

Д. Нет, он и помог ему.

У. Когда кто-нибудь имеет сердечное сострадание к несчастному и помогает ему, тогда мы называем такого человека милосердным. Рассмотрим подробнее, как самарянин помогал несчастному. Какую помощь оказал самарянин сейчас же на месте несчастья?

Д. Он перевязал ему раны и влил в них масло и вино.

У. Таким образом, он спас жестоко избитого от смерти и уменьшил его страдания. Что потом самарянин сделал для несчастного?

Д. Он посадил его на своего осла и привез его в ближайшую гостиницу.

У. Самарянин, стало быть, по чувству любви отказался от всех удобств путешествия, добровольно и охотно подчинился всем беспокойствам, чтобы привезти совершенно беспомощного в гостиницу. Какую любовь он оказал несчастному в гостинице?

Д. Он сам возымел о нем попечение, сам ухаживал за ним.

У. Так как по своим делам он на другой день должен был ехать да­лее, кому он передал попечение о несчастном?

Д. Хозяину. Самарянин дал ему денег для этого. После этого еще дал обещание хозяину на тот случай, если оставленных на рас­ходы денег не будет достаточно, доплатить на обратной дороге.

У. Вы видите теперь, что самарянин хотел вполне и совершенно по­мочь несчастному. Подумайте только, мог ли самарянин сделать для несчастного более, чем он сделал? Находите ли вы еще что- нибудь, что надлежало бы ему сделать?

Д. Нет, он сделал все, что мог.

У. Как мы можем назвать такую любовь к ближнему?

Д. Мы можем назвать ее полной, совершенной любовью.

У. Мы, однако, опустили из виду еще одно обстоятельство, которое ставит любовь его к ближнему в еще более ярком свете. Не была ли там и собственная жизнь самарянина в опасности?

Д. Да, разбойники могли опять прийти туда.

У. Они и его могли ограбить и избить. Самарянин, очевидно, подвергался этой опасности и тем доказал, что для избитого разбой­никами человека он не только охотно жертвовал временем, спо­койствием, деньгами, но не жалел для него и своей собственной жизни. Итак, это истинно была совершенная любовь к ближнему в заключение рассказа о милосердом самарянине Господь Иисус предложил законнику важный вопрос.

Прочитайте, какой?

Д. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

У. Законнику трудно было отвечать на этот вопрос: он должен был похвалить человека, которого смертельно ненавидел. Но посту­пок самарянина был так благороден, что он не мог не признать его. Как отвечал он Господу на вопрос? Д. Законник отвечал: я думаю, оказавший ему милость. У. Тогда Господь сказал: «Ты правильно ответил; иди, и ты посту­пай так же».

Повторим теперь коротко: какой вопрос предложил законник Господу Иисусу Христу? Д. «Кто мой ближний? »

У. Какой ответ на этот вопрос мы извлекли из притчи Господа? Д. Ближний наш — всякий человек, особенно люди, находящиеся в

бедственном положении, нуждающиеся в нашей помощи. У. Какой должна быть наша помощь?

Д. Помощь должна быть полной, жертвующей временем, спокой­ствием, деньгами, даже собственной жизнью.

Вывод: Помощь должна истекать из чувства сострадания и, на­сколько от нас зависит, должна быть полной, совершенной помощью. Неслучайно свт. Лука (Войно-Ясенецкий) назвал притчу о мило­сердном самарянине «молнией, озарившей тьму человеческой вражды». Желательно, чтобы такой свет озарил и наших воспитанни­ков, изучающих Евангелие. Уроки Священной истории должны быть наполнены для них догматическим и нравственным смыслом. Таким образом они становятся практическим руководством во всех обстоятельствах, сопровождающих детей. Нужно сделать для Учащихся Священную историю источником, из которого и в последующей жизни они могли бы черпать назидание, утешение, надежду.

 

БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Необходимым вспомогательным средством при объяснении Священ­ной истории служит библейская география. Необходимость эта оче­видна. Историю без указания места событий невозможно ощутить. Как уже было указано, педагогическое значение библейской истории зависит именно от ее наглядности. К ней относится обстановка собы­тий, особенности местоположения. Нельзя не указать и на особо тес­ную связь истории народа Божия со Святой землей.

Библейскую историю должно преподавать в связи с библейской географией. Для живого и правильного понимания библейской ис­тории необходимо, чтобы ученики имели верную в общих чертах и в подробностях картину Святой земли. При рассказах из жизни патриархов требуется описать положение и границы страны, горы и реки, некоторые отдельные места, притом для начала как мож­но увлекательнее. С завоеванием Обетованной земли при Моисее и Иисусе Навине картина становится богаче: чаще появляются на­звания отдельных мест и стран, во множестве — разнообразные особенности страны и ее обитателей. В период судей и царей ис­тория уже бросает более широкий взгляд на окрестные народы и с большей ясностью выявляет их отношение к Палестине. В истории после плена вавилонского реже встречаются новые названия мест в земле иудейской и израильской, зато шире становится круг наро­дов, имевших отношение к Палестине. Новозаветная история, осо­бенно история апостолов, сообщает много сведений о странах, ле­жащих к западу, о Малой Азии, Македонии, Греции и Италии. Та­ким образом, сама история требует параллельного сообщения гео­графических сведений. Картина Святой земли и окрестных стран по ходу изучения постепенно раскрывается перед глазами детей.

Метод применения библейской географии к преподаванию Священной истории зависит от возраста и степени развития детей. Чем ниже развитие детей, тем меньше может быть речи об упо­треблении карты. Младшие дети запоминают названия рек, горо­дов, областей; их подробно знакомят их с обстановкой событий; Дают им описания Аравийской пустыни, Мертвого моря, Геннисаретского озера, Синая, Иерусалима, Назарета и т. п.; сообщают краткие наглядные сведения о климате Палестины, о ее растениях и животных и т. д. Географическую карту заменяют здесь биб лейские картины. В средних классах для каждого периода истории учитель заготовливает особые стенные карты. Для старших учени­ков при каждом новом периоде истории ознакомлению с географией Палестины данного периода и с теми странами, которые находи­лись в то время в сношении с нею, посвящаются целые уроки. Кар­та составляет здесь необходимую принадлежность преподавания Дополнением к этому служат чертежи, которые сам учитель делает крупно на классной доске и мелко на бумаге, копируя для раздачи детям. Без этого рассказы часто остаются непонятными.

География — самый важный вспомогательный предмет при из­учении истории. Для уяснения библейских событий, для полного уразумения судеб Церкви Божией на земле географические све­дения являются совершенно необходимыми. Конечно, нужны об­щие сведения о тех местностях, где жили евреи как особый народ, но преимущественное внимание должно сосредоточиться на гео­графических особенностях Земли обетованной, Палестины — са­мой великой и святой земли по ее всемирному историческому зна­чению. Краткая характеристика Палестины выглядит следующим образом:

1. Внешее срединное положение в Древнем мире.

2. Своеобразное, преимущественно гористое, устройство.

3. Поразительные противоположности в растительности на за­нимаемом очень небольшом пространстве.

4. Свойственная только ей одной ровность климата. Здоровый, способствовавший росту, телесной силе и густоте населения климат.

5. Поразительно правильная смена дня и ночи.

6. Поразительно правильная смена времен года, сухого и сыро­го времени.

7. Отличие Палестины в настоящее время по сравнению с тем, когда она была отдана Богом во владение избранному народу. Те­перь — пустынна и бесплодна, тогда — искусственный сад, забот­ливо насажденный среди окружающих ее пустынь.

8. Изумительное плодородие. Страна, «где течет молоко и (Исх. 3, 8), «краса всех земель» (Иез. 20, 6), «земля добрая, где пше­ница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья масличные деревья и мед, где народ ни в чем не мог иметь недостатка» (Втор. 8, 7-9).

9. Размеры Палестины: в длину, с севера на юг, — 230 км. В ширину, с запада на восток, — 80 км.

10. На таком малом пространстве жителей во времена царя Да­вида - 6-7 млн.

11. Обилие населения объясняется не только плодородием почвы и естественными дарами, но и крайне воздержанным образом жизни восточных народов в отношении к пище, которое обуслов­ливается климатом.

12. Географическое отношение России к Святой земле. Необхо­димо указать ближайшие сухопутные и водные пути с нашего ме­ста жительства в Палестину.

У свящ. Евгения Сосунцова находим описание Палестины.

«Святая земля находится в Азии и раскинулась по восточно­му берегу Средиземного моря. Страна эта теплая, и в ней не быва­ет такой зимы, какая бывает у нас. В Палестине только два времени года: сухое и дождливое. Сухое время бывает с мая по сентябрь ме­сяц, а дождливое — с сентября по май. Поэтому в Палестине растут апельсины, лимоны, винные ягоды, финиковые пальмы и оливко­вые деревья. Плоды фиников очень сладки, а листья на пальмах по­стоянно зелены. С листьями финиковой пальмы встречали Иису­са Христа в Иерусалиме, с ними же стоят в Вербное воскресенье и теперь. На оливковых деревьях растут маслины, которые едят све­жими и из которых выжимают деревянное масло. Хлеба в Палести­не родятся такие же, какие и у нас, кроме ржи. Жители Палестины занимаются землепашеством и скотоводством. Пахать землю там трудно, т. к. ровных мест в Палестине мало, и иногда приходится землю натаскивать на камни руками. Но посеянный хлеб родится хорошо, и урожаи бывают сам-сто.

Палестина не велика: она тянется с юга на север на 200 верст и с запада на восток — на 80 верст. Если бы мы поднялись высоко, то Увидели бы Палестину так.

Около берега Средиземиного моря тянется длинная узкая по­лоса земли, спускающаяся к морю равниной, покрытой в большей своей части травой и апельсиновыми деревьями. Во время весны апельсиновые и лимонные деревья так пышно цветут, что запах от них расстилается далеко в море. На восток от моря раскинулись неровными грядами горы, покрытые весной множеством пестрых Цветов, а летом выжженные горячим солнцем. Выше всех гор белеют на севере горы Ливанские, с белыми меловыми осыпями, со снежными вершинами и с пестрым ковром травы и деревьев по склонам. На Ливанских горах когда-то давно росли громадные кед­ровые деревья, которые Соломон выписывал для построения иеру­салимского храма. Теперь этих деревьев мало и растут они только в немногих местах. Самые высокие вершины Ливанских гор покры­ты снегом, которого вообще в Палестине бывает мало: он тотчас при падении тает. С вершин гор текут несколько маленьких речек, которые соединяются в одну и составляют реку Иордан. Иордан те­чет сначала в озеро Мером по болотам, а потом втекает в Галилей­ское озеро. Это озеро длины 20 верст и ширины 12 верст. Оно окру­жено горами, на которых зеленеют травы и хлеба. В прежнее вре­мя в этом озере было много рыбы, и множество лодок плавало по озеру. Из Галилейского озера Иордан течет быстрой мутной рекой на полдень. Ширина его около десяти сажен, а глубина около саже­ни. Берега у Иордана очень высокие, так что издали реки совсем не видно. Но в весеннее время крутые берега Иордана наполняются водой, и вода становится очень бурной и глубокой. Впадает Иордан в Соленое или Мертвое море. Это море в длину 70 верст, а в шири­ну 25 верст. Оно образовалось на месте провалившихся нечести­вых городов Содома и Гоморры. Вода в нем настолько солона, что ни рыба, ни насекомые в нем жить не могут. Издали все море ка­жется свинцовым, вблизи же волны, по своей густоте, так ударя­ются о всякий предмет, что кажутся твердыми. Наверху воды пла­вают черные глыбы застывшей нефти или асфальта, а вокруг моря высятся пустые черные горы. По берегам его не растет ни прутика, ни травки, только беловатые слои соли покрывают грязные берега.

На восток и на полдень от Мертвого моря раскинулась большая пустыня, покрытая горами песку, которые от ветра передвигаются с одного места на другое. Из пустыни летом, когда совсем не быва­ет дождей, дуют жгучие ветры. От этих ветров все растения сохнут и вся земля кажется обгорелой».

 

Методика изучения молитвы

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОЛИТВЫ

Свт. Филарет Московский в «Христианском катехизисе» опреде­ляет молитву не просто как разговор человека с Творцом, но как «возношение ума и сердца к Богу». Этого устремления и желает на­стоящий законоучитель для своих воспитанников. Митр. Антоний Сурожский обращает наше внимание на необходимость непрестан­ного предстояния пред Богом: «Нам думается, что молитва присут­ствует лишь тогда, когда мы вежливой, складной речью выражаем свое отношение к Богу и мировым вопросам... Мы забываем, что молитва вырывается из сердца, и всякий крик нашего существа есть молитва. Разумеется, мы не осознаем, что молимся все время и на­стойчиво... И, я думаю, очень важно нам осознать, что предмет на­шей молитвы и тот, к кому обращена эта молитва, — не всегда Бог... Нам не предлагается выбор — молиться или не молиться; нам пред­лагается выбор — молиться Богу или с рабской мольбой, с протяну­той рукой обратиться к князу мира сего, в надежде на подачку, ко­торая будет обманна, потому что он всегда обманывает».

«Молитва как беседа с Богом сама собой — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек... Молитва усвояет человека Богу. С невыразимой завистью и ненавистью взирают на ее действие падшие ангелы, перешедшие падением от усвоения Богу к страшной, безумной вражде к Нему. Разнообразными иску­шениями они стараются поколебать молящегося, отвратить от спа­сительного подвига... » (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Свт. Тихон Задонский говорит о двух родах ученых людей. Одни, Учащиеся в школах и острящие свой ум, оказываются безумнее без­грамотных, т. к. сердца своего исправить не хотят. «Другие учатся в Молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святаго и суть мудрейшие паче философов века сего, суть благочестивии, свя- и Богу любезнии». Они, может, и алфавита не знают, зато «красно живут». Молитва, обогащение себя добродетелями духа, требующими внутреннего подвига, — вот что составляет существо духов ной жизни во Христе. Чтобы не оказаться нам и нашим питомцу принадлежащими первому роду «ученых и мудрых» людей, необхо димо приложить большой труд научения молитве.

Итак, цель школы в отношении молитвы заключается в том, чтобы научить детей молиться. Для этого необходимо выполне­ние следующих задач:

1. Изучить текст молитв, дать ясное понимание смысла.

2. Возбудить молитвенную настроенность.

3. Возбудить стремление к молитвенному общению с Богом.

Этот навык и потребность в молитве должны сопровождать де­тей не только в школе, не только на протяжении обучения, но и во всей последующей жизни.

Согласно дореволюционной программе для церковно-приход- ских школ изучение молитв состоит в том, чтобы возбудить в де­тях соответствующие словам молитвы чувства, образовать в них навык к молитве, привить сознательную и живую потребность в ней. В объяснительной записке к программе находим: «Дети дол­жны усвоить себе благочестивый навык в молитве, чтобы молит­ва сделалась насущною потребностью их души и они чувствовали себя неспокойными, не исполнив ее долга».

Рассмотрим педагогические задачи в отношении научения мо­литве детей.

ПЕРВАЯ ЗАДАЧА: ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТА И СМЫСЛА МОЛИТВЫ

Основание любому своему действию христианин находит в Свя­щенном Писании и Предании Церкви. Так же и православный педагог. Обратимся к первому принципу преподавания Закона Божия: основание преподавания — Священное Писание и Священное Предание.

Евангелие много говорит нам о молитве. Сам Господь дает нам образец молитвы. «Иисус, крестившись, молился» (Лк. 3, 21). «Молился в уединенном месте» (Лк. 9, 18), воздавал благодарение при умножении хлебов (Мф. 15, 36 // Мк. 8, 6), обращался к Отцу в Первосвященнической молитве и в Гефсимании (Ин. 17, 1; Мф. 26, 39; Мк. 14, 36; Лк. 22, 42). Христос Спаситель дает всем Своим учени­кам и учение о молитве, показывая, какой должна быть истинная молитва: нелицемерной, чистосердечной, разумной (Мф. 6, 5-8), смиренной, как у мытаря (Лк. 18, 9-14), настоятельной и неотступ­ной — «всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1), «просите, и дано будет вам» (Лк. 11, 9). Вершиной совершенства является любовь к врагам через молитву за обижающих и гонящих (Мф. 5, 44).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...