Всенощное бдение. Великая вечерня.
Всенощное бдение. Утреня с полиеелем
Возможен и следующий вариант рассмотрения чинопоследования вечерни и утрени в составе всенощного бдения, в котором вспоминаемые события Священной истории, а также наши действия и молитвы заносятся учениками в схему в течение урока. Изучая чинопоследование любой службы, можно на схеме сделать пометки о том, кто произносит те или иные слова; значками изобразить совершающиеся священнодействия (каждение храма, открытие и закрытие Царских врат); подчеркнуть разным цветом молитвы, например, слова священника — красным цветом, ек- тении — зеленым, особо значимые и знакомые детям молитвы — желтым. О таких обозначениях учитель может договориться с детьми в ходе урока. Удобно также фиксировать на схемах символический смысл происходящего, а главное — наши действия. Например, пс. 103 — воспоминание о сотворении мира — славим Творца. Усложнению задачи будет способствовать введение особого знака (какого — дети придумают сами) изменяемых молитвословий. По ходу изучения следует по-церковнославянски читать звучащие в храме молитвы, а можно посвятить чтению с подробным объяснением и отдельный урок.
При объяснении Литургии необходимо дать понятие о трех составных ее частях: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
Изобразим части Литургии с помощью треугольника, в основании которого ступени — вечерня и утреня. Нижняя часть треугольника соответствует проскомидии, можем записать в ней название или нарисовать как символ просфору. Средняя часть Литургия оглашенных с изображением Евангелия. И высшая часть — Литургия верных с Чашей для Святых Даров. Такая схема поможет маленьким детям и тем, кто только начинает свой путь в Церкви. Говоря о символических значениях Литургии, нужно указать на воспоминания, соединенные с совершением основных моментов службы: • проскомидия — рождение и смерть Господа Иисуса Христа, • Малый вход — выход на проповедь Иисуса Христа, • чтение Евангелия — проповедь Спасителя, • Великий вход — выход на страдания Иисуса Христа, • Причащение священнослужителей — воспоминание Тайной Вечери, • явление Святых Даров народу для Причащения — Воскресение и явление ученикам,
• последнее явление Святых Даров — Вознесение Господне. Прот. А. Темномеров советует: чтобы объяснение было понято детьми, следует обязательно сблизить вспоминаемый факт с подробностями богослужения, а не ограничиваться одним общим указанием, что в такой-то момент вспоминается такое событие. Дети только тогда поймут, что Малый вход служит воспоминанием выступления Господа Иисуса Христа на проповедь, когда мы обратим их внимание на пение Блаженств евангельских и на то, что в несомом Евангелии содержится учение Самого Христа. Точно так же при объяснении таинственного значения Великого входа следует сблизить торжественное перенесение Святых Даров с торжественным входом Спасителя в Иерусалим. Говоря о первом явлении Святых Даров народу, следует отметить соответствие открытия завесы, Царских врат и выноса Святых Даров — землетрясению, бывшему при воскресении, отвалению ангелом камня от гроба и явлению Иисуса Христа женам-мироносицам. При объяснении перенесения Святых Даров на жертвенник — обратить внимание детей на то, что это последнее явление Святых Даров, что священник при этом крестообразно осечет Чашей народ и произносит слова: «Всегда, ныне и присно... » Как Господь Иисус Христос, явившись Своим ученикам послед- ний раз, благословил их и вознесся на небеса, а перед этим обещал пребывать на земле с верующими «во вся дни, до скончанщ века» (Мф. 28, 20). Для старших учеников требуется подробно объяснять каждую часть Литургии, показывая ее чинопоследование и раскрывая содержание. При изучении проскомидии мы говорим о ее сути как о подготовке Даров — хлеба и вина к Таинству, при изучении Литургии оглашенных скажем, что она есть подготовка к Таинству людей Литургия верных есть совершение самого Таинства. Говоря о первой части Литургии — проскомидии необходимо дать ответ на следующие вопросы: Что совершается на проскомидии? Какими должны быть хлеб и вино? Кто поминается на проскомидии? Каково символическое значение действий священника? Когда совершается проскомидия? Каковы должны быть наши действия для участия в ней? Итак, вначале нужно рассказать, какими должны быть хлеб и вино, приготовляемые для Таинства Евхаристии, дать понятие о просфоре. Важно показать, что читается молитва за христиан — живых или умерших и священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию». В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в Чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Здесь не обойтись без обучения детей практическому навыку составления записок, научению молитве за ближних.
В разговоре о совершении проскомидии должно сказать о просфорах, полагаемых на дискосе: Агничной, в честь Божией Матери, девятичинной, за живых и за умерших. Соединение всех частиц в определенном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Божия Матерь, Ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане — живые и умершие, а главою ее — Сам Господь наш Спаситель. Следовательно, во время проскомидии перед совершением главного Таинства — Святой Евхаристии — поминается вся Церковь Христова. В ходе рассказа говорится о том, что на проскомидии символически изображается Рождество Господа нашего Иисуса Христа и вместе с тем страдания и смерть Господа; описываются применяемые на проскомидии священные предметы и их символическое значение. Обязательно сказать, что проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре. Она оказывается скрытой от взоров молящихся так же, как таинственной и неявленной остается искупительная Жертва Христова до Его выхода на проповедь, которая изображается в Литургии оглашенных. В это время на клиросе читаются 3-й и 6-й часы. Очень важно указать на проскомидию как предваряющую часть Литургии, в которой нужно участвовать — присутствием и усердным молением в храме, а также подачей записок о своих близких. При объяснении Литургии оглашенных необходимее всего объяснить детям следующие моменты:
• начало — возглас священника «Благословенно Царство... », 1-й антифон — псалом «Благослови, душе моя, Господа», 2-й антифон «Хвали, душе моя, Господа», песнь «Единородный Сыне», 3-й антифон «Блаженны» и «Приидите, поклонимся». • Чтение Апостола и Евангелия. • Конец — повеление оглашенным выйти из храма.
Также нужно обратить внимание на ектении, но т. к. они входят в состав большинства служб, то обычно изучаются отдельно, на предшествующем, специально отведенном уроке и порядок их произнесения не заучивается. Таким образом, структуру Литургии оглашенных можно кратко представить следующим образом:
Начало Малый вход Апостол Евангелие Окончание Для старших детей, имеющих церковный опыт, можно предложить подробное чинопоследование Литургии оглашенных:
Литургия оглашенных Возглас «Благословенно Царство» Великая ектения Антифоны Молитва 1 антифон «Благослови, душе моя, Господа» Малая ектения Молитва 2 антифон «Хвали, душе моя, Господа» Песнь «Единородный Сыне» Малая ектения Молитва 3 антифон «Блаженны» Малый вход Молитва входа Вход с Евангелием Входное «Приидите, поклонимся» Тропари, кондаки Молитва «Трисвятого» «Трисвятое» Чтение Евангелия Восхождение на горнее место «Мир всем»
Прокимен Апостол Аллилуарий «Мир всем» Евангелие Проповедь Прилежное моление Сугубая ектения Молитва [Заупокойная ектения]
Окончание Ектения об оглашенных Молитва главопреклоненная «Елицы оглашении, изыщите»
Литургия верных имеет своей сутью совершение Таинства Святой Евхаристии. Кратко ее структура выглядит так: Великий вход Приготовление к совершению Таинства Освящение Даров Приготовление к Причащению Причащение
Для старших учеников предложим подробное чинопоследование Литургии верных.
Литургия верных
Великая ектения 1, 2 молитвы верных Великий вход Херувимская песнь Молитва священника о себе Перенесение Даров на престол Приготовление к Евхаристическому канону Просительная ектения Молитва приношения «Мир всем» Символ веры «Милость мира» Евхаристический канон — освящение Даров «Благодарим Господа» «Достойно и праведно есть... » 1. Молитва благодарения: «Победную песнь поющее... » «Свят, свят, свят... » 2. Молитва со словами: «Примите, ядите... » «Пийти от нея вси... » 3. Молитва воспоминание: «Твоя от Твоих... » «Тебе поем... » 4. Молитва призывания Святого Духа 5. Молитва о всех членах Церкви: «Изрядно о Пресвятей... » «Достойно есть... » «И даждь нам единеми усты... »
Приготовление к Причащению Просительная ектения Молитва о достойном Причащении Отче наш «Мир всем» Молитва главопреклоненная Приготовление Святых Даров Причащение Причащение духовенства Причащение мирян «Видехом Свет Истинный... » Перенесение Даров на жертвенник Благодарение «Да исполнятся уста наша... » Ектения благодарения Молитва заамвонная «Буди имя Господне... » Псалом 33 «Благословлю Господа... » Отпуст. Многолетие
При изучении Литургии верных основная задача — осветить ту часть, во время которой совершается Таинство, наступает страх священный, и верующие должны не только проникнуться благоговением, но даже забыть о себе, забыть свои личные молитвы. К сожалению, не редкость встретить на экзамене таких детей, которые не знают, в чем заключается Таинство Евхаристии, и не могут сказать, когда именно хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Полезно детям определенно указать момент преложения Святых Даров во время пения «Тебе поем» и преклонения перед Дарами священнослужителей. Часто для детей Евхаристический канон определяют границами: соборное исповедание Символа веры — пение «Отче наш». Может показаться, что внешний порядок Евхаристического канона представляют возглашения и пения совершенно разрозненные и отрывочные. Так происходит потому, что часть их произносится священником тайно, другая возглашается им вслух, а третья поется на клиросе. Поэтому и требуется показать ученикам, что священнодействие, начиная с призыва благодарить Господа (после Символа веры) и до просительной ектении перед «Отче наш» есть одно непрерывное молитвословие. Как Евхаристическая молитва передается кратко и приблизительно? Такой вариант для изложения детям предлагает нам прот. А. Дернов. 1) Молитва благодарения (praefatio). По словам этой молитвы и сама служба называется Евхаристией — благодарением. Священник обращается к Богу с благодарением за все благодеяния, за творение мира, за милосердие к роду человеческому, за искупительный подвиг Его Сына и вообще за все блага. Восхвалим и благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты привел нас из небытия в бытие, и не отступил от нас по грехопадении, а также за то, что Ты приемлешь от нас это восхваление, несмотря на то, что на небе сонмы Ангелов прославляют Тебя, поюше, вопиюще, взывающе и глаголюще: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля_славы Твоея — осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне осанна в вышних». Подчеркнем для детей те слова, которые они слышат на богослужении в молитве священника и в пении хора. 2) Молитва sanctus'a с установительными словами (по сути, продолжение молитвы благодарения). С этими небесными силами мы снова благодарим Тебя за то, что по благости Своей Ты послал нам Единородного Сына Своего, Который, научивши нас глаголам вечной жизни, предал Себя за нас на смерть и перед сим страданием, на Тайной Вечери, взяв хлеб, преломил его и, подав ученикам Своим, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», а затем, взяв чашу и подав, сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». 3) Молитва воспоминания (anamnesis'a). Эта молитва является повторением слов Спасителя «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Воспоминая эту спасительную заповедь и все, ради нас совершенное — Крест, гроб, тридневное воскресение, вознесение, и принося Тебе от Твоих рабов за все Твои благодеяния Твое же (Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся), мы Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся. Боже наш. 4) Молитва призывания Свого Духа (эпиклезы). Совершается молитва о ниспослании Святого Духа на прине- сеннные Дары. Они становятся Телом и Кровью Спасителя. Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары. После того, как Агнец становится Христом — Главою Церкви, частицы приношения, облегающие Его на дискосе, представляют собой Тело Церкви. 5) Молитва ходатайственная (intercessio). Эта молитва является ходатайством за весь мир, за всю вселенную, за всю Церковь. Вспоминаем всех членов Церкви, начиная с праотцев, особенно же (изрядно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице, Которую достойно ублажаем («Достойно есть... »); всех святых Нового Завета, начиная с Предтечи, и всех почивших и живущих от властей и до всех православных. Помяни, Господи, Святейшего Патриарха и Правящего архиерея. И даждь нам (всей этой воспомянутой Церкви) единеми усты единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепие имя Твое Отца, и Сына, и Святаго Духа. А в частности, что касается присутствующих в этом храме, — то да будут с ними милости Великого Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Молящиеся в лице клироса отвечают: «И со духом Твоим; » Ходатайственная молитва послужила образцом для порядка поминовения и на проскомидии. Она является завершением проскомидии и всей Литургии вообще. Все перечисленные молитвы являются единым целым — каноном Евхаристии. Божественная Литургия является выражением нашей благодарности Богу. Жертва Евхаристии приносится и за живых, и за умерших, за всю Церковь земную и небесную. Евхаристический канон есть вершина Божественной литургии. На нем совершается главнейшее Таинство Православной Церкви — освящение Святых Даров, их преложение в Тело и Кровь Христову. По- следование, предшествующее Евхаристическому канону, есть подготовка к нему: Великий вход — перенесение Даров на престол для совершения Таинства; далее — подготовка верующих молитвенно (ектения, молитва священника, Символ веры). После Евхаристического канона совершается молитвенная подготовка к тому, чтобы священнослужители и миряне могли воспользоваться плодами совершенного Таинства — причаститься Святых Христовых Тайн. В заключение службы мы благодарим Бога за Его милости. Нужно понимать, что все последование Литургии, от начала проскомидии до заключительных слов, есть единое целое, не разделяемое на отдельные моменты, и вся эта полнота необходима для совершения священнодействия. Как вся жизнь Иисуса Христа есть искупительный подвиг с вершиной на Голгофе, так и все последование Литургии, символически выражающее всю земную жизнь Спасителя, едино и необходимо для совершения главнейшего Таинства Православной Церкви. Понимание непосредственного смысла богослужения для сознательного участия в нем Обратимся снова к советам прот. А. Темномерова. Исходя из цели объяснения богослужения в школе, «на первое место должно быть выдвигаемо не изучение порядка и устава богослужения, не изъяснение его таинственного знаменования, а введение детей в понимание непосредственного смысла молитвословий и действий» (всех или главных) для сознательного участия в службе. Без этого, как бы хорошо ни изучили они уставную и символическую стороны церковных служб, они все-таки будут видя не видеть и слыша не слышать того, что происходит рядом с ними в храме. Понимание непосредственного смысла молитв, песнопений и богослужебных действий — первая и необходимейшая ступень в изучении богослужения, на ней поэтому и должен остановить внимание учитель церковно-приходской школы. «Дети приходят в церковь не за тем, чтобы следить, по Уставу ли совершается служба, не за тем также, чтобы вспоминать священно-исторические события, а чтобы молиться. Не важно поэтому, если ребенок не будет знать, сам ли диакон берет с престола святое Евангелие для совершения Малого входа или ему дает его священник, с правой или левой стороны обходят они престол, и кто из них идет впереди. Не будет большого ущерба для религиозно-нравственного развития учащихся, если они [за] всю свою жизнь не узнают, о чем должна напоминать нам предносимая Евангелию свеча, или что означает крестообразное возвышение Евангелия, но зато все усилия законоучителя объяснить Малый вход смело можно назвать напрасными, если дети не поймут, что словами: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» Церковь обращается к ним, и если возвышенные слова этой песни не будут влечь их поклониться и мысленно припасть к стопам Спасителя». Учитель не может, конечно, совершенно игнорировать и порядка богослужения, и его символического значения. Первое необходимо, чтобы дети представляли себе целостную картину совершения объясняемой им службы. «Раскрытие символического смысла важно в том отношении, что благодаря ему открывается глубокая содержательность богослужения, возбуждающая благоговение и привлекающая к сердечному участию в общей молитве». Однако обе указанные стороны богослужения могут быть изучаемы только в общих чертах. Ознакомление с ходом служб и смыслом молитвословий дает возможность детям сознательно относиться ко всему, что происходит в храме. Но этого недостаточно, главная задача — сделать их Живыми участниками богослужения. Можно присутствовать на общей молитве, понимать все частности, но не участвовать в ней. «Для участия в богослужении... требуется, чтобы мы проникались мыслями и чувствованиями, вызвать которые в молящихся имеют целью молитвословия и священнодействия церковной службы. Не то составляет конечную цель объяснения богослужения, чтобы дети понимали, что слова «миром Господу помолимся» значат: помолимся в мире со всеми людьми, но чтобы эти слова звучали для детей постоянным призывом, приступая к молитве, изгнать из своего сердца всякий гнев и злобу. Мало пользы ребенку знать, кто такие плавающие, путешествующие, недугующие и плененные, если вместе с этим ему не будет внушено обязанности молиться за всех их как за своих братьев, тем более, что если и он окажется в подобных обстоятельствах, за него будет молиться вся Церковь». Необходимо привлечь детей к сердечному участию в церковном богослужении! «Некоторые из возгласов и песнопений, входящих в состав богослужения, имеют ту особенность, что в них содержится не обращение души человека к Богу, а обращение Церкви, в лице священнослужителя или певчих, к молящимся в храме. В этих обращениях мы слышим призыв к участию в молитве (Господу помолимся), к благоговейному вниманию (вонмем, премудростию вонмем; отложим попечение), к благоговейным чувствования или действиям (приидите, поклонимся и припадем ко Христу; возлюбим друг друга; достойно и праведно есть поклонятися; главы ваша Господеви приклоните; горе имеим сердца и пр. )». Между тем [некоторые) молящиеся слышат возглас священника: «Главы ваша Господеви приклоните», — но не преклоняют головы; поют вслед за певчими: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», — и даже не осеняют себя крестным знамением. И поступают так не по рассеянности и отсутствию молитвеннного настроения, а чаще всего и не подозревают, что слова молитвы и возгласы обращены к ним. Законоучителю необходимо при изъяснении этих молитв и возгласов утвердить детей в мысли, что все обращения Церкви к предстоящим в храме обращены и к каждому из них. Если это будет сделано, то упомянутые возгласы не будут оставаться для ребенка пустым звуком; он научится слышать в них живой голос Церкви, который всегда и в последующей жизни будет доходить до его сердца и находить в нем отклик». При подготовке занятия педагог должен помнить о значении изучения разных сторон богослужения и настраивать детей на сознательное участие в нем. Приведем пример постановки целей и задач урока по теме «Ектении»: Цель: изучить ектении, чтобы дети знали, о чем возглашает священник и о чем они должны молиться. Задачи: 1. Познакомить детей с термином «ектения», с видами ектений. Объяснить смысл ектений. 2. Развивать у детей внимание к тому, что читается и поется на богослужении. 3. Побудить детей прилежно молиться за богослужением во время ектений. ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ 1. Ориентация на личность каждого молящегося Принцип связи изучаемого материала с жизнью известен каждому педагогу как один из основных дидактических принципов. Но что особенно важно, изучение богослужения идет в соответствии с общими принципами его устроения, установленными Церковью. Оно всегда обращено лично к человеку — ко мне. Какое бы событие, Евангельское повествование ни вспоминалось, постоянно встает вопрос: «А я? Иуда предал — а я? Апостолы убежали — а я где бы стоял? Один разбойник ругал, другой просил помянуть во Царствии — а я? Ведь я такой же разбойник». Церковь учит нас очень личному, живому участию во всем происходящем. Вспоминаемые события не где-то когда-то происходили, это решается судьба каждого из нас, моя судьба. Любой участник богослужения должен ставить перед собой вопрос: с кем я, на какой стороне? Особенно ярко это видно на примере богослужений Великого поста и приготовительных к нему недель. Если внимательно вчитаться в богослужебные тексты Недели о мытаре и фарисее, мы увидим, что все они близки по содержанию.
Мытаря и фарисея различия разумевши, душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве и возопий: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». Церковь пытается все глубже и глубже, все тверже запечатлеть в нашем сознании, в нашем сердце смысл притчи, бесконечно его повторяя. И каждый молящийся присоединяется к словам прошения.
Обратимся к седальну по 3-й песни канона Недели о блудном сыне: Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. И уже не молодой человек из притчи, а я сам взываю к Богу, прося помиловать меня, грешного. В Неделю о Страшном Суде Церковь предлагает нам грозные, страшные тексты, которые описывают пришествие Судии. Егда приидеши, Боже, на землю со славою и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший. Такие тексты призваны, естественно, не устрашить и ужаснуть, но восставить к действию. В словах стихиры на стиховне, на Славу, находим: Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшнем часе смерти? Воспоминание о смерти должно избавить человека от уныния.
Что не трепещеши вся страшнаго судилища Спасова? Ибо что отвечаеши? или что отречеши? Дела твоя предстоят на отречение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти, но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебя предстояния, великия ради милости Твоея. Смерть предстает как радостное и чаемое предстояние пред Богом, а страшным является лишь одно: разлучиться от любви Божией. В заключение хвалитных стихир звучит призыв: «Предочистим себе, братие, царицею добродетелей» — постом. Первая седмица Великого поста. Великое повечерие с Великим каноном, представляющим собой беседу кающегося с собственной душой. Вслушаемся в слова кондака по 6-й песни. Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Все ближе Пасха, впереди — свет воскресения. На Входе Господнем в Иерусалим слышим тропарь: Спогребыйся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Мы крестились и Крещением Тебе спогреблись, умерли с Тобой и воскреснем с Тобою. Речь идет не о празднике, а о смысле христианской жизни. В Великий Четверток особо много текстов «посвящено» Иуде. Следовательно, Церковь, зная опасность, учит бояться повторить предательство, избегать подобного участия в Тайной Вечере. Стихира на стиховне:
Да никто же, о вернии, Владычния вечери тайноненаучен, никто же отнюд яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе. Образом убы сый ученик, вещию же сый убийца. Предательство может быть повторено в нашей душе, Церковь предупреждает, останавливает нас. Великая Суббота, кондак Страстного канона «Волною морскою»: Бездну заключивый мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный; жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет тридневен. Мы слышим победный гимн в конце плача! Так же и наши уроки по изучению каждой молитвы, каждого богослужения должны возводить, утверждать радость воскресения Христова и нашего воскресения.
2. Пасхальный характер изучения богослужения Понимание православного богослужения есть сотериологиче- ское, воскресное, радостное. Церковь определяет восходящую динамику для служб дня, для каждой службы в отдельности, для части службы. Каждый богослужебный элемент нас возводит, поднимает, всегда заканчивается высоким, радостным. Яркий пример находим в каноне «Плач Пресвятой Богородицы», читаемом в Великий Пяток перед Плащаницей. Это череда горестных слов Божией Матери: «Дева рыдающе глаголаше... », «стеняще глаголаше» Апогеем скорби предстает 9-я песнь: Радость Мне николиже отселе прикоснется, рыдающе глаголаше Непорочная: Свет Мой и радость Моя во гроб зайде, но не оставлю Его единаго, зде же умру, и спогребуся Ему. Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни, и утоли Мою болезнь и печаль... И в тропаре на Славу слышим ответ Христа: Тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небеси и земли. В последнем тропаре канона звучат заключительные слова Пресвятой Богородицы: Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, — рече Пречистая. — Но воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас. Тяжелые, страшные события, горестный плач, а в конце — утешающий ответ Господа и радостный вздох Богородицы. Любые скорбные или грозные богослужебные тексты не могут закончиться на безнадежной ноте, всегда в конце блеснет свет. Вселенское родительское поминовение в мясопустную субботу перед Неделей о Страшном суде начинается следующими словами в стихире на Господи, воззвах: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть... В хвалитной стихире: Приидите прежде конца вси, братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго, и яко прах человек, снедь червием и тление. Яко сухия кости наша всяко не имущее дыхания. Во гробы вникнем: где слава? где доброта зрака? Где благоглаголивый язык? где брови? или где око? Вся прах и сень; темже пощади, Спасе, всех нас.
Но последняя 4-я стихира начинается так: «Христос воскресе. » И далее — воскресный, пасхальный текст! Научимся же и мы, по примеру Святой Церкви, преподавать детям богослужение как отрадное, возводящее к Пасхальному восприятию и осмыслению любого события. Ярким примером может служить изучение Недель Великого поста как единого, целостного периода, ведущего христианина к Светлому Христову Воскресению. Приведем основные мысли каждой Недели. Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания Грехопадение первого человека. Цель жизни человека — воссоединиться с Богом. 1 Неделя, Торжество Православия Победа над ересью, неправоверием. Христос — Истинный Боги Истинный Человек — Спаситель мира. 2 Неделя, память свт. Григория Паламы Человек должен принять Божественные силы, энергию, благодать. И этой силой войти в общение с Богом. Так, что все человеческое естество будет преображено. Цель человеческой жизни — преображение. Церковь утверждает: преображение возможно, реально с помощью Божией. Свт. Григорий учил, что сущность Бога недоступна, и ничего знать о ней мы не можем, и никакого общения с Богом в Его сущности у тварного человека быть не может — настолько творение ничтожно по ставнению с Богом, сотворившим все. Но Бог обращен к миру, к человеку особыми силами — Своими энергиями. В этих энергиях — Сам Бог, в этой Силе Божией присутствие Божие реально, действительно. Человек, поучению святителя, создан как раз для того, чтобы эти силы получить, принять. И этою принимаемою Божественною силой войти в общение с Самим Богом, так, что все его человеческое естество будет преображено, подобно тому, как было преображено естество Христа на Фаворе в час Его Преображения. Цель человеческой жизни как раз и заключается в таком преображении человеческого естества, человеческой природы, в обожении. 3 Неделя, Крестопоклонная Человек должен нести свой крест. За крестом его ожидает воскресение. Церковь напоминает нам, что каждый должен нести крест своей жизни и верить, что за крестом будет воскресение. Выносом креста для поклонения Церковь дает нам утешение, показывая, что страдания Христа Спасителя были куда тяжелее нашего состояния во время поста. 4 Неделя, память прп. Иоанна Лествичника Как жить, чтобы угодить Богу? Восходить с каждым шагом на одну ступеньку. В книге преподобного «Лествица» говорится о том, как жить, чтобы угодить Богу. Святой пишет, что каждый шаг в правильном направлении подобен восхождению на одну ступень по лестви- це, ведущей ко Господу. 5 Неделя, память прп. Марии Египетской Покаяние, молитва и пост — путь возвращения к Богу. Житием прп. Марии Церковь напоминает нам, что как бы мы ни были грешны, мы всегда можем обратиться к Богу. Этому способствуют покаяние, молитва и пост. 6 Неделя, Вход Господень в Иерусалим, накануне — Лазарева суббота. Преддверие воскресения. Явлена Божественная сила Христова. Радостное приветствие народом Спасителя. Страсти и Воскресение Христово. Ради праздника Пасхи мы и проходим как лестницу весь путь Великого поста, чтобы достойно встретить Торжество из торжеств. 3. Характеристика особенностей богослужений праздников • Каждый праздник имеет свое особое лицо, свою особую атмосферу, которая острее всего воспринимается в храме. Например, День Усекновения главы Иоанна Предтечи характеризуется строгим, сосредоточенным настроением. Его сопровождает особая тишина, т. к. вспоминаются ужасающие, горькие, кощунственные события. Праздником этот день может быть назван только в церковном смысле: он должен быть празден, свободен от мирских дел и посвящен Богу, Церкви. • Особые облачения, украшения храма. Например, красные облачения Пасхи, убранство зеленью на Троицу. • Чтение или пение богослужебных молитвословий. Псалом 103 читается в будние дни и поется в воскресные; множество текстов читается Великим постом, а в Пасхальный период в основном звучит пение. • Особые молитвы, поклоны. Например, чтение молитвы прп. Ефрема Сирина Великим постом или то, что в воскресенье по Типикону не положены коленопреклонения. • Посвящение второго дня двунадесятых праздников тем людям, которые послужили событию праздника, но в первый день в богослужении стояли на втором плане. Рождество Пресвятой Богородицы — память свв. правв. богоотец Иоакима и Анны, Сретение — свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, Крещение Господне — св. Иоанна Предтечи. • Атмосферу праздника, прежде всего, определяет содержание текстов. «В православном богослужении спасительны как отдельные молитвословия, так и сама структура его, а также сопровождающие молитву священнодействия. Благодаря праздничным богослужениям мы не только благочестиво вспоминаем праздничное событие, но и духовно становимся его свидетелями и соучастниками, а оно делается, в доступной нам мере, событием нашей жизни. Тем самым наша жизнь начинает преображаться: в самой ткани ее, как золотая вышивка, выявляется жизнь Господа и Его Церкви, и, таким образом, сквозь наше временное бытие начинает проступать вечность» (прот. Геннадий Нефедов).
4. Необходимость обращения к литургическим текстам «У Церкви... есть своя сокровищница богословия, существенно отличного от богословия „школьного" [зараженного латинством и схоластикой]. Это сокровище — в богослужебных книгах... Многие из богослужебных песнопений, стихир, канонов писаны великими б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|