Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бухгалтерская (финансовая) отчетность и основные требования, предъявляемые к ней




Порядок закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности


Оглавление

 

 

Введение. 3

Глава 1 Состав и содержание работ по закрытию счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 6

1.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность и основные требования, предъявляемые к ней. 6

1.2. Нормативно-правовое регулирование закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 12

1.3. Обзор экономической литературы и актуальные вопросы закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 15

Глава 2 Последовательность закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 19

2.1. Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации. 19

2.2. Принципы закрытия счетов перед составлением отчетности. 25

2.3. Порядок закрытия счетов по учету вспомогательного производства. 27

2.4. Порядок закрытия общепроизводственных и общехозяйственных расходов 29

2.5. Порядок закрытия счетов по учету основного производства. 32

2.6. Порядок закрытия счетов по учету реализации продукции, работ, услуг, основных средств и прочих активов. 36

2.7. Определение и распределение конечного финансового результат, реформация баланса. 38

Глава 3 Основные направления совершенствования порядка закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 41

Заключение. 43

Библиографический список. 47

Приложения. 51

 


Введение

 

 

С началом интенсивной интеграции Республики Беларусь в международное экономическое сообщество произошли качественные изменения целей и задач бухгалтерского учета и отчетности. Они коснулись и сельского хозяйства как одной из важнейших отраслей народного хозяйства. В настоящее время экономическая деятельность большинства предприятий АПК становится доступной для все большего числа пользователей финансовой информации. Обусловлено это тем, что сельское хозяйство в большей или меньшей степени нуждается в дополнительных источниках финансирования, которые, как правило, находятся на финансовом рынке. Следовательно, привлекать потенциальных инвесторов и кредиторов можно путем публичного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности.

Основой финансовой информации служит бухгалтерская отчетность. Для организации она является не только средством привлечения капитала, но и показателем достижения поставленных целей. Последнее характеризует организацию со стороны управленческого учета, который, в свою очередь, опережает уровень управления организацией, знаний об исходном состоянии, сведений о том, как оно существовало и развивалось в периоды, предшествующие настоящему времени. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности предприятия в прошлом, о сложившихся тенденциях в ее функционировании и развитии, можно выработать уверенные управленческие решения, бизнес-планы и программы развития предприятия на будущие периоды. Правильно разработанная программа развития в значительной степени способствует росту производства продукции, эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, максимальному использованию внутреннего капитала, увеличению прибыли и рентабельности деятельности сельскохозяйственных предприятий и тем самым максимальному удовлетворению запасов населения.

Поскольку основным источником информации для составления финансовой отчетности является бухгалтерский учет, то в рыночных условиях хозяйствования его данные используются более активно и широко. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятии решений.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что составление годовой бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетного процесса любой организации. Бухгалтерская отчетность содержит полную информацию о результатах деятельности организации, что дает возможность проводить экономический анализ работы организации, выявлять внутренние резервы, принимать управленческие решения по дальнейшему улучшению и совершенствованию управления производственной деятельностью любого субъекта хозяйствования.Одним из заключительных этапов подготовительных работ является проверка и сверка остатков по всем счетам бухгалтерского учета с данными аналитических счетов и Главной книги и составление предварительного баланса. Перед составлением годовой отчетности не менее важным моментом является закрытие операционных счетов и списание калькуляционных разниц после составления отчетных калькуляций себестоимости продукции. Операционные счета включаются в заключительный баланс лишь в части затрат в незавершенном производстве. На следующем этапе производится проверка начисленных налогов и проводятся расчеты всех налогов за отчетный период. Затем определяют финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, операционной и внереализационной деятельности и закрывают субсчета счетов 90 и 91, распределяют прибыль или списывают убыток на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и закрывают счет 99 «Прибыли и убытки». После закрытия счетов составляется заключительный баланс и производится заполнение всех форм годовой бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Целью курсовой работы является изучение порядка закрытия счетов бухгалтерского учета перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и разработка совершенствования на примере филиал «Агрокомплекс Шиловичи» ОАО «Агрокомбинат Скидельский».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить значение и состав бухгалтерской отчетности в системе рыночных отношений и требования, предъявляемые к ней;

- систематизировать нормативные документы, определяющие порядок составления бухгалтерской отчетности, и регулирующие порядок закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- изучить актуальные вопросы закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- изучить принципы закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- провести исследование порядка закрытия счетов по учету основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, по учету реализации продукции, работ и услуг, основных средств и прочих активов в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» ОАО «Агрокомбинат Скидельский»;

- изучить порядок определения и распределения конечного финансового результата, порядок реформации баланса;

- определить направления совершенствования порядка закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Объектом исследования является порядка закрытия счетов бухгалтерского учета перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» ОАО «Агрокомбинат Скидельский».

Предмет исследования – совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с процессом закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Теоретическую основу курсовой работы составили нормативные правовые документы, регулирующие вопросы порядка закрытия счетов и составления бухгалтерской отчетности, труды отечественных и зарубежных авторов по бухгалтерскому учету таких как В.В. Кожарский, Л.И. Кравченко, О.А. Левкович, В.Н. Лемеш и др., материалы периодической печати, статистические данные. Информационную базу исследования составили данные синтетического и аналитического учета и бухгалтерская отчетность филиала «Агрокомплекс Шиловичи» ОАО «Агрокомбинат Скидельский».

При разработке курсовой работы использовались различные методы обработки информации о хозяйственной деятельности предприятия, такие как:

-диалектический – позволяющий выявить явления и процессы в постоянном развитии;

-метод системного подхода, который используется для изучения взаимосвязи показателей, их взаимодействия и взаимозависимости;

-метод подсчета и обобщения результатов экономической деятельности предприятия.

Методологической основой написания работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам составления годовой бухгалтерской отчетности на сельскохозяйственном предприятии.

 


Глава 1
Состав и содержание работ по закрытию счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

 

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность и основные требования, предъявляемые к ней

 

 

Вхождение многих организаций в рыночную экономику обусловило проблему представления полной финансовой информации о деятельности организации и имущественном положении на определенную дату. Среди групп внешних пользователей такой информации (инвесторы, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительство и правительственные учреждения, общественность) ее предоставление особенно важно для инвесторов и будущих акционеров организации.

Отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетность является одним из методов бухгалтерского учета, включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы [13, с. 23].

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Она должна быть достоверной, своевременной, в ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

- обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости [12, с. 26].

Отчетность организаций классифицируют: по видам, экономическому содержанию, по назначению, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную [19, с. 80].

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По экономическому содержанию отчетность бывает бухгалтерская, статистическая, налоговая, внутрихозяйственная и специализированная [13, с. 81].

Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых для определения величины налоговых платежей. Единственный пользователь – налоговые органы.

Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и иные особенности могут варьироваться в зависимости от информационных потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной организации.

Специализированная отчетность – система показателей, необходимых для принятия решений конкретным пользователям отчетности.

По длительности охватываемого периода отчетность делится на годовую и текущую. Для бухгалтерской отчетности текущая отчетность называется промежуточной.

Годовая и промежуточная отчетность коммерческих организаций состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- отчета об изменении собственного капитала;

- отчета о движении денежных средств;

- примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.).

Внутриведомственная отчетность разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами для собственных целей и утверждается по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Она не полежит публикации и не представляется внешним пользователям, а служит источником информации для поиска резервов повышения эффективности на основании оценки хозяйственной деятельности подведомственных организаций.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов [13, с. 84].

Значение бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней.

Бухгалтерская отчетность соответствует следующим требованиям:

- достоверности;

- целостности;

- своевременности;

- проверяемости;

- сравнимости;

- экономичности;

- соблюдении строго установленных процедур оформления;

- публичности [13, с. 85].

Рассмотрим подробнее каждое из них.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь оперативного учета. Нарушение данного подхода делает невозможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйственной деятельности. Это условие требует также сопоставимости отчетных и плановых показателей.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Если такая сопоставимость отсутствует, то данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат корректировке. При этом следует руководствоваться положениями, установленными действующими нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. В этом методологическое единство показателей отчетности.

Сама корректировка и методика ее проведения раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин корректировки [13, с. 85].

Если Министерством финансов Республики Беларусь изменены формы бухгалтерской отчетности, в пояснительной записке следует указать: «Изменение содержания отдельных строк вступительного баланса отчетного года по отношению к заключительному балансу прошлого года связано с изменением нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь и структуры форм бухгалтерской отчетности».

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности соответствующим пользователям в установленный срок. Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свою значимость.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени. Цель такого сравнения выявить тенденции развития предприятия. Однако при использовании его нельзя избежать принципа ограничения полезности информации, а это может оказать влияние на формирование неправильных выводов. Например, в целях снижения объемов производства в отчетном году организация приняла решение о реструктуризации производства и в связи с этим привлекла долгосрочные кредиты банка. По данным представленной отчетности не видно, что тенденция к улучшению финансового состояния компании может иметь место лишь в долгосрочной перспективе.

Для реализации этих подходов в бухгалтерской отчетности должно быть представлено сравнение информации по конкретному показателю, приведенному в отчетности за предыдущий и отчетный год

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.

Оформление – следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление отчетности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Республике Беларусь – в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников [13, с. 87].

Если в результате дополнительной аудиторской проверки или проверок соответствующими контрольными органами в опубликованную отчетность внесены изменения, то эти изменения также должны быть опубликованы.

Состав информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, приведен в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету. Организация с учетом характера и конкретных обстоятельств возникновения того и (или) иного показателя определяет необходимость и порядок его отражения в отчетности.

Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчетности и непосредственное составление баланса и других отчетных форм.

Подготовительные работы включают в себя:

- проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислены амортизация основных средств и нематериальных активов и т.д.;

- контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов;

- проведение переоценки по постановлениям правительства основных средств и других активов и отражение в учете ее результатов;

- сверку сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, вне-бюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;

- внесение в случае необходимости исправлений в учетные данные по результатам проверки государственных и ведомственных контролирующих органов, а также аудиторов [13, с. 86].

В соответствии с законодательством Республики Беларусь бухгалтерская отчетность составляется на русском или белорусском языке, в белорусских рублях, подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации или лицами, ими уполномоченными.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Организации обязаны хранить бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь».

При составлении бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации их хранение должно осуществляться в течение сроков, установленных для бумажных носителей информации.

Аудируемые лица, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности должны устранить выявленные нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Аудиторское заключение о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется организациями и индивидуальными предпринимателями, подлежащими обязательному аудиту, инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на налоговый учет в месячный срок после завершения аудиторской проверки, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным [7, с. 298].

Кроме указанных форм, составляются примечания к отчетности, где дается краткая характеристика деятельности организации, приводятся сведения о дочерних организациях и филиалах, раскрываются изменения в учетной политике, отдельные статьи баланса и другие сведения (оценка деловой активности, эффективность использования ресурсов, расшифровка кредиторской задолженности, степень выполнения плана и т.д.) [7, с. 299].

Таким образом, отчетность является одним из методов бухгалтерского учета, включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, она является завершающим этапом учетной работы. Годовая и промежуточная отчетность коммерческих организаций состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении собственного капитала; отчета о движении денежных средств; примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Бухгалтерская отчетность соответствует следующим требованиям: достоверности; целостности; своевременности; проверяемости; сравнимости; экономичности; соблюдении строго установленных процедур оформления; публичности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...