Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика организации бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля организации




 

Бухгалтерский учет в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» ведется в соответствии с Положением о бухгалтерии, Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона от 04.06.2015 № 268-З) и другими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

Ведение бухгалтерского учета в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Штат бухгалтерии филиала «Агрокомплекс Шиловичи» состоит из 8 бухгалтеров.

Численность работников бухгалтерии приведена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Численность работников бухгалтерии филиала «Агрокомплекс Шиловичи» в 2014 г.

Наименование показателя Всего, человек
Численность работников бухгалтерии:  
по штату  
фактически  
из них имеют:  
высшее образование  
среднее специальное образование  
Из общего числа работников бухгалтерии: главных бухгалтеров:  
по штату  
фактически  
из них имеют:  
высшее образование  
среднее специальное образование  
заместителей главных бухгалтеров:  
по штату  
фактически  
из них имеют:  
высшее образование  
среднее специальное образование  
Численность работников бухгалтерии, повысивших квалификацию:  
на семинарах по бухгалтерскому учету  
на курсах по бухгалтерскому учету  

Примечание – Источник: собственная разработка

Из таблицы 2.1 видно, что штатным расписанием филиала «Агрокомплекс Шиловичи» предусмотрена численность работников бухгалтерии 12 человек, таким образом, штат бухгалтерии филиала недоукомплектован на 4 человека.

Должностные обязанности и квалификационные требования, предъявляемые к главному бухгалтеру и бухгалтерам, определены в соответствующих должностных инструкциях (приложение А).

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации, руководствуется законодательством, Законом о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными актами, утверждаемыми в установленном порядке и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета.

Основные функции главного бухгалтера:

- руководство осуществлением бухгалтерского учета и отчетности в филиале «Агрокомплекс Шиловичи»;

- формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации;

- оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;

- обеспечение составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджет, платежей в банковские учреждения;

- выявление внутрихозяйственных резервов, устранение потерь и непроизводительных затрат;

- внедрение современных технических средств и информационных технологий;

- контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации;

- обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых катов по охране труда.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех работников организации.

Принятие на работу, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Охарактеризуем автоматизацию бухгалтерского учета в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» (таблица 2.2).


Таблица 2.2 – Автоматизация бухгалтерского учета в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» в 2014 г.

Наименование показателя Всего, единиц
Наличие персональных электронно-вычислительных машин, всего  
в том числе: в бухгалтерии организации  
в экономическом отделе  
у других специалистов  
Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) организации  
Наличие доступа к сети Интернет  
Наличие полной автоматизации всех участков учета  
Наличие автоматизации отдельных участков  
учет основных средств  
учет материальных ценностей  
учет животных на выращивании и откорме  
учет труда и заработной платы  
учет затрат на производство  
учет готовой продукции, включая отгрузку и реализацию  
учет финансовых операций, других средств и источников  
других участков учета  
Для автоматизации учетно-экономических и управленческих задач используется прикладное программное обеспечение  
ТПК «Нива-СХП»  
«1 С»  
Прочее («Ветразь»)  

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Таким образом, все рабочие места бухгалтерии филиала «Агрокомплекс Шиловичи» укомплектованы компьютерами. Бухгалтерский учет ведется в программном комплексе «Ветразь».

Учетная политика разрабатывается в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, главным бухгалтером головного предприятия – ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» и обязательна для применения в филиале «Агрокомплекс Шиловичи».

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения и организации бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости амортизируемого имущества, организации документооборота, инвентаризации, способы вменения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика организации выбирается и обосновывается экономическими, юридическими и бухгалтерскими службами организации и утверждается руководителем, она должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом организации и утверждена приказом или распоряжением по организации.

При формировании учетной политики предполагается соблюдение, установленных принципов (допущений) бухгалтерского учета: допущения имущественной обособленности, допущения непрерывности деятельности, допущения последовательности применения учетной политики, допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна обеспечивать соблюдение требований бухгалтерского учета: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

Формируемая организацией учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета допускается выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному направлению в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из существующей нормативной базы.

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места расположения.

Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: реорганизации организации (слияния, разделения, присоединения); смены собственников; изменений законодательства Республики Беларусь или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь; разработки новых способов бухгалтерского учета.

Учетная политика ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» в полном объеме раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности; а именно: критерии отнесения активов к основным средствам либо отдельным предметам в составе оборотных средств, способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, порядок распределения издержек обращения, учета и оценки выполненных работ, оказанных услуг, товаров, признание прибыли от реализации продукции и другие способы, без знания о применении которых пользователем бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота и результатов деятельности организации.

На основании Типового плана счетов бухгалтерского учета с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» разработан внутренний план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам (приложение Б).

Все проводимые хозяйственные операции оформляются первичными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь, либо по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм к учету принимаются самостоятельно разработанные и утвержденные директором филиала «Агрокомплекс Шиловичи» первичные учетные документы.

Все первичные учетные документы, служащие для приема и выдачи денежных средств, товарно-материальных и других ценностей подписываются директором и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Без подписи указанных лиц документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Учет и использование бланков строгой отчетности в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» ведется в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196.

Сохранность документов бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в соответствии с установленными сроками хранения.

Первичные документы обрабатываются в филиале «Агрокомплекс Шиловичи» исполнителями и поступают в бухгалтерии в соответствии с утвержденным графиком документооборота (приложение В).

Внутренний аудит хозяйственной деятельности филиала «Агрокомплекс Шиловичи» проводится комиссией в составе не менее 3 человек.

К проведению аудита ценностей привлекаются подготовленные работники, не связанные с выполнением операций с ценностями.

Основу внутреннего контроля экономического субъекта составляет контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля. Для проведения проверки операций с денежными средствами и денежными документами необходимо оценить адекватность внутреннего контроля масштабам, специфике деятельности филиала «Агрокомплекс Шиловичи» и достичь понимания закономерностей его функционирования в той части, которая обеспечивает регулирование и мониторинг процесса сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.

Руководство филиала «Агрокомплекс Шиловичи» несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы система внутреннего контроля отвечала размерам и специфике деятельности филиала «Агрокомплекс Шиловичи», функционировала регулярно и эффективно.

Эффективная организационная структура филиала «Агрокомплекс Шиловичи» предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников, должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника считаются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений.

Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции:

- непосредственный доступ к активам экономического субъекта;

- разрешение на осуществление операций с активами;

- непосредственное осуществление хозяйственных операций;

- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Исследовав состояние системы внутреннего контроля филиала «Агрокомплекс Шиловичи», мы пришли к заключению, что:

- в организации в недостаточной мере соблюден контроль за сохранностью денежных средств, который достигается путем своевременного проведения инвентаризаций наличных денежных средств и денежных документов;

- систематически проверяется документация хозяйственных операций и документооборот, эффективность применяемых форм и методов бухгалтерского учета.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...