Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовое регулирование закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности




 

Государство, как орган верховной власти и координирующий центр, решает задачи правового регулирования экономической деятельности, создания для всех субъектов рынка равных условий хозяйствования, организации действенного контроля за соблюдением правил поведения субъектами рынка, правильным исчислением и уплатой налогов, рациональным использованием природных и других производственных ресурсов. При этом государством создается правовая основа и регламентируется деятельность организаций, их экономические взаимоотношения.

Важнейшим источником информации о деятельности организации для государственных органов являются данные бухгалтерского учета. Поэтому в централизованном порядке определяются основные положения по его организации и ведению. Основным регламентирующим документом выступает Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учету и отчетности» (в редакции Закона от 04.06.2015 № 268-З) [22], который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

Его дополняют нормативные правовые акты, в том числе:

- постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республик Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187» (в редакции от 10.12.2013 № 84) [24]. Постановление устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям. Информация о доходах и расходах по текущей деятельности находит отражение в отчет о прибылях и убытках;

- постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в редакции постановления от 31.12.2013 № 96) [25]. Инструкция определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях;

- постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республик Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» [28]. Инструкция устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Республики Беларусь. Инструкция является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь и должно применяться с учетом других нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в редакции постановления от 30.06.2014 № 46) [23]. В соответствии с Разделом VIII «Финансовые результаты» Инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета установлены счета учета, предназначенные для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период;

- постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» (в редакции постановления от 22.04.2010 № 50) [26]. Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете;

- приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14.08.2007 № 363 «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции» (в редакции приказа от 04.11.2015 № 372) [27]. Методические указания определяют порядок документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию сельскохозяйственной продукции и материальных ценностей, порядок учета сельскохозяйственной продукции и материалов на складах, животных на выращивании и откорме, предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды;

- иные нормативно-правовые акты Министерства финансов Республики Беларусь по формированию данных на счетах бухгалтерского учета по видам имущества и обязательства, информации о хозяйственных операциях и финансовом положении информации.

Соблюдение государственных законов и требований по ведению учета контролируется налоговыми инспекциями, специальными органами государственного контроля. Вместе с тем государство заинтересовано, чтобы сама организация имела наибольшую свободу в организации собственной деятельности, в том числе в организации бухгалтерского учета. К компетенции руководителя организации и главного бухгалтера относятся вопросы:

- организации бухгалтерского и финансового учета в организации;

- определения правил документирования хозяйственных операций;

- создания системы внутрихозяйственной отчетности и контроля;

- разработки инструкций, регламентирующих внутреннюю учетную деятельность;

- выбор форм учетных регистров (в рамках действующих требований со стороны государственных органов контроля).

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что для организации основным документом, регулирующим порядок закрытия счетов бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском учете и отчетности, Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, а также учетная политика организации, определяющая выбор методик, форм, способов ведения бухгалтерского учета, которая разрабатывается главным бухгалтером организации и является наиболее важным руководством в организации при ведении учета и составлении отчетности.

 

 

1.3. Обзор экономической литературы и актуальные вопросы закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

 

 

В учебном пособии под редакцией Н.И. Ладутько «Бухгалтерский учет» [10] изложен порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, действующими законодательными и нормативными актами. Отдельные теоретические положения подкрепляются конкретными примерами хозяйственных операций. В пособии рассматривается структура и содержание бухгалтерского баланса, приводится характеристика хозяйственных операций и рассматривается их влияние на изменения в балансе.

В книге В.Ф. Палия «Современный бухгалтерский учет» [31] описывается процесс возникновения финансового учета, становление бухгалтерского учета и отчетности, информационное обеспечение финансовой отчетности.

В практическом пособии В.В. Кожарского, Е.В. Ильющенко «Бухгалтерская отчетность» [13] рассмотрены теоретические основы и практические аспекты бухгалтерской отчетности в организациях: народнохозяйственное значение, сущность и виды отчетности и требования, предъявляемые к отчетности, и порядок ее рассмотрения и представления внутренним и внешним пользователям.

В пособии В.Н. Лемеш «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» [18] рассматривается состав бухгалтерской отчетности, порядок формирования показателей основных форм бухгалтерской отчетности организациями Республики Беларусь, составление бухгалтерской отчетности иллюстрируется на конкретных примерах.

В книге Д.А. Панкова, Ю.Ю. Кухто «Методика трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО» [32] изложена методика трансформации бухгалтерской отчетности, основанная на внесении корректировочных записей в отчетность, устраняющих расхождения в представляемых в ней показателях согласно нормам и правилам законодательства Республики Беларусь и Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Основной внимание уделено сравнительному анализу отличий трактовки методов стоимостной оценки объектов учета, подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности, и обеспечению наглядности того, каким образом должны осуществляться процедуры трансформации.

Учебное пособие М.А. Вахрушиной, Л.А. Мельниковой, Н.С. Пласковой «Международные стандарты финансовой отчетности» [11] содержит сравнительный анализ отечественных правил бухгалтерского учета и формирования отчетности в соответствии с принципами МСФО, методики, позволяющие трансформировать отечественную отчетность в формат МСФО.

В учебнике под редакцией Ф.Ф. Бутынец «Бухгалтерский учет в зарубежных странах» [8] рассмотрена методика составления и предоставления финансовой отчетности в соответствии с национальными требованиями и международными стандартами финансовой отчетности.

По мнению А.В. Бугаева методики бухгалтерского учета в нашей стране создаются либо путем прямого копирования (с соответствующими искажениями их содержания поправками на особенности национального законодательства) аналогичных российских методик, либо путем лоббирования учетных интересов определенных групп. И те, и другие методики учета не соответствуют ни гражданскому законодательству, ни МСФО. Часто основным мотивом применения МСФО в Беларуси называют привлечение капитала на западных рынках. На самом же деле МСФО упрощают выход на рынок, способствуют снижению затрат на привлечение капитала. Однако сама по себе составленная на основе МСФО отчетность не может гарантировать приток инвестиций. Тем не менее, применение МСФО является переходом белорусской экономики на качественно новую, более высокую ступень развития. Важнейшими ценностями на этой ступени станут благоприятный инвестиционный климат, открытость деятельности организации, подотчетность менеджмента акционерам, высокие стандарты корпоративного поведения: именно воплотить в жизнь эти ценности и призваны МСФО. В настоящее время основным вопросом является не вопрос о необходимости или бесполезности МСФО для Беларуси, а вопрос об организации внедрения МСФО в белорусскую действительность [5, с. 12].

Елена Опарина, главный бухгалтер общественного объединения «Чишма», отмечает, что в Республике Беларусь осуществляется процесс постепенного сближения норм белорусского учета и отчетности с требованиями международных стандартов. Это обусловлено потребностями рыночной экономики, которой уже не соответствуют формы и методы учета, сложившиеся в нашей стране в условиях централизованного планирования и управления. Переход к международным стандартам имеет важное экономическое и политическое значение, так как, по мнению специалистов, формирование отчетности в соответствии с МСФО открывает белорусским организациям возможность приобщения к международным рынкам капиталов, поскольку отчетные показатели, построенные согласно МСФО, делают отчетность понятной и достоверной для зарубежных инвесторов. Тем самым укрепляется уверенность западных инвесторов в том, что вложение капиталов в организации, ведущие учет и составляющие отчетность по международным стандартам, отражающим истинное финансовое положение получателя инвестиций, застрахованы от риска быть понапрасну истраченными. Одновременно это содействует открытости и росту доверия между нашей страной и другими странами. В Беларуси нет пока своих национальных стандартов финансовой отчетности, которые признавались бы международными финансовыми институтами. Но с каждым годом у отечественных компаний растет потребность в применении МСФО [29, с. 61].

Д.А. Панков, завкафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита БГЭУ, доктор экономических наук, считает, что проблема перехода бухгалтерского учета на МСФО обусловлено тем, что стандарты отражают богатый международный опыт, накопленный передовыми представителями бухгалтерской профессии разных стран. Однако следует четко понимать, чьи экономические интересы они призваны отражать и для кого применяются постулаты МСФО. Являясь достаточно гибким документом, допускающим целый ряд альтернативных методов оценок и отражения в учете фактов хозяйствования жизни, стандарты в основном ориентированы на интересы владельцев компаний. В условиях доминирования государственной формысобственности, отсутствия фондового рынка явных преимуществ от скоропалительного внедрения МСФО ожидать не приходится [33, с. 56].

В статье В.Н. Лемеш «Подготовительные работы по составлению годовой бухгалтерской отчетности» рассматриваются актуальные вопросы по подготовке к составлению годовой бухгалтерской отчетности. Так, автор разделяет все работы на следующие этапы 1) инвентаризация активов и обязательств; 2) отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации независимо от сроков окончания в отчетном году; 3) отражение в бухгалтерском учете ошибок и искажений, выявленных контролирующими органами, аудиторами и самой организацией при подготовке и составлении годовой бухгалтерской отчетности; 4) проведение переоценки основных средств, незавершенного строительства и других имущества и обязательств, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Беларусь; 5) отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете отчетного года; 6) сверка данных аналитического учета с данными синтетического; 7) реформация баланса; 8) подготовка изменений в учетную поли тику субъекта хозяйствования [19].

В статье Г. Химченко «Особенности составления бухгалтерской отчетности за 2014 год» рассмотрены основные вопросы и последовательность заполнения основных форм годовой бухгалтерской отчетности [36].

В статье С. Шкирман «Очередность действий при завершении финансового года и составлении годовой бухгалтерской отчетности» рассмотрен порядок действий перед составлением годовой бухгалтерской отчетности [37].

Таким образом, можно сделать вывод что порядок закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности освещает больщое количеству учебных пособий и периодических печатных изданий. Ежегодно в начале года практически во всех специаилизированных изданиях по бухгалтерскому учету публикаются статьи о порядке составления бухгалтерской отчетности за минувший финансовый год и порядке подготовительных действий перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.


Глава 2
Последовательность закрытия счетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...