Перспективы развития рынка ценных бумаг в России
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий; эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг; профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора - при написании законов и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает государственные и иные нормативные акты, государственные органы регулирования и контроля. Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление. Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем: установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке. Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов); денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли). Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают: смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы; масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России); неустойчивость и конкуренция российских властных структур. К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся: Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг; Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономразвития России и т.д.). Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
Министерство финансов РФ (Минфин России). В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п. Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями. Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. Сейчас в России, как и во многих других странах, наблюдается тенденция развития операций с ценными бумагами. Несмотря на это, как отмечает Е.П. Рамзаева, на современном этапе роль отечественного фондового рынка в мировой финансовой системе еще невелика и составляет всего 2,4 процента от всей капитализации крупнейших финансовых рынков мира [6, 47].
Рынок в Российской Федерации все еще остается монополистичным. Такие крупные отрасли, как например, нефтегазовая, телекоммуникационная, строительная, энергетическая и др. закрыты для конкуренции: формирование цен в этих сегментах совсем не рыночное, а конкуренции в принципе нет как таковой. Новые и более мелкие предприятия не имеют реальной возможности войти на такие рынки и полноценно бороться за потребителей. Кроме того, для того чтобы многие рынки сформировались окончательно, необходимо развитие фондового. Восстановление же российского фондового рынка, начнется с возвращением лояльности инвесторов к предприятиям и кредитным структурам (банки, лизинговые компании, инвестиционные фонды), к компаньонам, к государству, чему будет способствовать решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала. По словам Л.А. Чалдаева, для решения вышеизложенных проблем следует: ) усовершенствовать законодательные нормы, уделив самое пристальное внимание налоговому праву. В части случаев существующее российское налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Нормы налогового права в части, касающейся финансового рынка иногда не соотносятся с идентичными понятиями и терминами, закрепленным в нормах гражданского права и законодательстве о рынке ценных бумаг, не всегда обладают однозначным толкованием, и, даже в отдельных случаях, налоговый режим на российском финансовом рынке оказывается жестче, чем в остальных финансовых центрах мирового сообщества. В данное время следует разработать меры, устанавливающие более привлекательный налоговый режим на финансовом рынке России, чем налогообложение в странах, в которых расположены основные конкурирующие финансовые центры; ) упростить бюрократические процедуры и убрать административные барьеры. В данном направлении уже сделан ряд шагов в сторону упрощения госрегистрации выпусков ценных бумаг, что явилось одной из основных причин активного роста объемов операций с ценными бумагами на рынке РФ;
) развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций [9, 128]. Часть вопросов, требующих решения касается срочного фондового рынка и связана с сегментированием его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор. Следует, посредством принятия нормативных правовых документов, узаконить решения, которые будут достигать следующих целей: создание новых видов инвестиционных фондов, деятельность которых будет сфокусирована на инвестировании в приоритетные сектора экономики - фондов прямых инвестиций; расширение перечня инструментов финансового рынка для размещения средств при помощи институтов коллективного инвестирования, в том числе возможность использовать для инвестирования иностранные ценные бумаги; построение системы управления рисками при совершении срочных сделок институтами коллективных инвестиций; усовершенствование контроля сохранности коллективных инвестиционных средств со стороны специализированного депозитария. Немаловажным является и улучшение качества корпоративного управления. Необходимо провести ревизию правовых норм в области регулирования ответственности руководителей акционерных обществ и устранить существующие правовые коллизии. Следует также уточнить процессуальный статус акционера, выступающего истцом в интересах общества. Что касается общих тенденций развития фондового рынка на ближайшую перспективы, то наиболее вероятным в данном случае видится прогноз показателей экономического развития России и основных рыночных тенденций в 2012-2013 годах, представленный экспертами инвестиционной группы ТРИНФИКО [20]. Поскольку основные кризисные явления в мировой экономике остались в 2008-2009 годах, необходимо отметить, что возвращение кризиса в ближайшее время не видится реальным. Так, Максимова Т.П. прогнозирует, что в 2013 году на рынке облигаций ставки стабилизируются на уровне 9-10% годовых [5, 141]. Конечно, при увеличении темпов восстановления экономики инфляция неизбежна и она способна приводить к изменениям ставок на финансовых рынках, однако в общем сильных встрясок не предвидится, и, значит, доходность облигаций будет стабильной. Также, в связи с общей положительной динамикой экономического роста, эксперты прогнозируют и рост акций российских эмитентов. Но так как, 2011 год был самым динамичным, будет небольшое снижение роста акций в 2012 году, но в 2013 году предполагается полное восстановление рынка акций до его максимальных докризисных уровней.
Подводя итог изложенному выше, следует отметить, что увеличение продуктивности рынка ценных бумаг в России возможно решить посредством совершенствования правовой базы, устранения бюрократических препон и административных барьеров, развития срочного рынка и рынка коллективных инвестиций, улучшение качества корпоративного управления, привлечения интереса частных инвесторов и создание механизмов защиты их прав, решения вопросов регулирования на финансовом рынке, пресечения и предупреждения недобросовестной деятельности, консолидации всех участников рынка и формирования положительного имиджа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективно функционирующий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую роль, способствуя перераспределению финансовых ресурсов, обеспечивая концентрацию инвестиционных средств в наиболее прибыльных и перспективных отраслях экономики и одновременно извлекая денежные средства из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. В связи с этим, рынок ценных бумаг можно назвать одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения трансформируются в инвестиции. Кроме того, рынок ценных бумаг дает инвесторам возможность не только сохранить, но и преумножать их сбережения. Проводя оценку значения ценных бумаг в экономике, следует отметить следующие наиболее важные моменты. Во-первых, ценные бумаги являются гибким инструментом инвестирования свободных финансовых средств как для частных лиц, так и для компаний. Во-вторых, размещение ценных бумаг - эффективный способ аккумуляции ресурсов для развития бизнеса и удовлетворения других общественных потребностей. В-третьих, ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения. В-четвертых, на рынке ценных бумаг, в первую очередь на фондовых биржах, формируются курсы ценных бумаг. Данные курсы - барометр любых изменений в экономической и политической жизни страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и, наоборот, повышаются в периоды оживления и подъема производства. Затрагивая тему о развитии рынка ценных бумаг необходимо выделить две основные тенденции: общерыночные, такие как компьютеризация, повышение уровня регулируемости рынка, интернационализация и глобализация и специфические российские, такие как увеличение числа обращающихся инструментов, совершенствование законодательства, упрощение бюрократических процедур и снижение административных барьеров, повышение лояльности частных инвесторов, развитие биржевой торговли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е.В., Мурадова С.Ш. Рынок ценных бумаг. - М., Феникс. 2009. - 286 с. 2. Бродунов А.Н. Рынок ценных бумаг. Учебный курс. - М.: МИЭМП, 2008. - 82 с. . Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 458 с. . Максимова Т.П. Ценные бумаги на на российском фондовом рынке // Социальная политика и социология. - 2011. - № 1. - С. 141-155. . Рамзаева Е.П. Рынок ценных бумаг - составная часть финансового рынка // Экономические науки. - 2011. - № 77. - С. 47-50. . Рынки ценных бумаг // Инвестиционная Группа ТРИНФИКО / Электронный ресурс // http://www.trinfico.ru. . Цевелев В.В. Управление инвестициями. Учебное пособие. - Новосибирск: СГУПС, 2011. - 108 с. . Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 864 с. . Чиповская И.С., Левченко Т.А. Макроэкономика: учебное пособие. - Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2007. - 224 с. . Юдина И.Н. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Опорный конспект лекций. - Барнаул: Азбука, 2006. - 119 с. . Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. - М.: ЕОИ, 2008. - 286 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|