Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития рынка ценных бумаг в России




 

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

регулятора - при написании законов и подзаконных актов;

верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает государственные и иные нормативные акты, государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко­номические рычаги и капиталы:

систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономразвития России и т.д.).

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Министерство финансов РФ (Минфин России). В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заклю­чает договоры на первичное их размещение, оказывает организа­ционно-техническое содействие в создании первичного и ликвид­ного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первич­ного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государ­ственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Пра­вительства. Он также выполняет функции депозитария, клирин­гового и расчетного центра по операциям с отдельными выпуска­ми государственных ценных бумаг (например, 30-летний облига­ционный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по уче­ту, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций.

Сейчас в России, как и во многих других странах, наблюдается тенденция развития операций с ценными бумагами. Несмотря на это, как отмечает Е.П. Рамзаева, на современном этапе роль отечественного фондового рынка в мировой финансовой системе еще невелика и составляет всего 2,4 процента от всей капитализации крупнейших финансовых рынков мира [6, 47].

Рынок в Российской Федерации все еще остается монополистичным. Такие крупные отрасли, как например, нефтегазовая, телекоммуникационная, строительная, энергетическая и др. закрыты для конкуренции: формирование цен в этих сегментах совсем не рыночное, а конкуренции в принципе нет как таковой. Новые и более мелкие предприятия не имеют реальной возможности войти на такие рынки и полноценно бороться за потребителей. Кроме того, для того чтобы многие рынки сформировались окончательно, необходимо развитие фондового.

Восстановление же российского фондового рынка, начнется с возвращением лояльности инвесторов к предприятиям и кредитным структурам (банки, лизинговые компании, инвестиционные фонды), к компаньонам, к государству, чему будет способствовать решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала.

По словам Л.А. Чалдаева, для решения вышеизложенных проблем следует:

) усовершенствовать законодательные нормы, уделив самое пристальное внимание налоговому праву. В части случаев существующее российское налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Нормы налогового права в части, касающейся финансового рынка иногда не соотносятся с идентичными понятиями и терминами, закрепленным в нормах гражданского права и законодательстве о рынке ценных бумаг, не всегда обладают однозначным толкованием, и, даже в отдельных случаях, налоговый режим на российском финансовом рынке оказывается жестче, чем в остальных финансовых центрах мирового сообщества. В данное время следует разработать меры, устанавливающие более привлекательный налоговый режим на финансовом рынке России, чем налогообложение в странах, в которых расположены основные конкурирующие финансовые центры;

) упростить бюрократические процедуры и убрать административные барьеры. В данном направлении уже сделан ряд шагов в сторону упрощения госрегистрации выпусков ценных бумаг, что явилось одной из основных причин активного роста объемов операций с ценными бумагами на рынке РФ;

) развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций [9, 128].

Часть вопросов, требующих решения касается срочного фондового рынка и связана с сегментированием его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор. Следует, посредством принятия нормативных правовых документов, узаконить решения, которые будут достигать следующих целей:

создание новых видов инвестиционных фондов, деятельность которых будет сфокусирована на инвестировании в приоритетные сектора экономики - фондов прямых инвестиций;

расширение перечня инструментов финансового рынка для размещения средств при помощи институтов коллективного инвестирования, в том числе возможность использовать для инвестирования иностранные ценные бумаги;

построение системы управления рисками при совершении срочных сделок институтами коллективных инвестиций;

усовершенствование контроля сохранности коллективных инвестиционных средств со стороны специализированного депозитария.

Немаловажным является и улучшение качества корпоративного управления. Необходимо провести ревизию правовых норм в области регулирования ответственности руководителей акционерных обществ и устранить существующие правовые коллизии. Следует также уточнить процессуальный статус акционера, выступающего истцом в интересах общества.

Что касается общих тенденций развития фондового рынка на ближайшую перспективы, то наиболее вероятным в данном случае видится прогноз показателей экономического развития России и основных рыночных тенденций в 2012-2013 годах, представленный экспертами инвестиционной группы ТРИНФИКО [20].

Поскольку основные кризисные явления в мировой экономике остались в 2008-2009 годах, необходимо отметить, что возвращение кризиса в ближайшее время не видится реальным. Так, Максимова Т.П. прогнозирует, что в 2013 году на рынке облигаций ставки стабилизируются на уровне 9-10% годовых [5, 141]. Конечно, при увеличении темпов восстановления экономики инфляция неизбежна и она способна приводить к изменениям ставок на финансовых рынках, однако в общем сильных встрясок не предвидится, и, значит, доходность облигаций будет стабильной.

Также, в связи с общей положительной динамикой экономического роста, эксперты прогнозируют и рост акций российских эмитентов. Но так как, 2011 год был самым динамичным, будет небольшое снижение роста акций в 2012 году, но в 2013 году предполагается полное восстановление рынка акций до его максимальных докризисных уровней.

Подводя итог изложенному выше, следует отметить, что увеличение продуктивности рынка ценных бумаг в России возможно решить посредством совершенствования правовой базы, устранения бюрократических препон и административных барьеров, развития срочного рынка и рынка коллективных инвестиций, улучшение качества корпоративного управления, привлечения интереса частных инвесторов и создание механизмов защиты их прав, решения вопросов регулирования на финансовом рынке, пресечения и предупреждения недобросовестной деятельности, консолидации всех участников рынка и формирования положительного имиджа.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эффективно функционирующий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую роль, способствуя перераспределению финансовых ресурсов, обеспечивая концентрацию инвестиционных средств в наиболее прибыльных и перспективных отраслях экономики и одновременно извлекая денежные средства из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. В связи с этим, рынок ценных бумаг можно назвать одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения трансформируются в инвестиции. Кроме того, рынок ценных бумаг дает инвесторам возможность не только сохранить, но и преумножать их сбережения.

Проводя оценку значения ценных бумаг в экономике, следует отметить следующие наиболее важные моменты.

Во-первых, ценные бумаги являются гибким инструментом инвестирования свободных финансовых средств как для частных лиц, так и для компаний.

Во-вторых, размещение ценных бумаг - эффективный способ аккумуляции ресурсов для развития бизнеса и удовлетворения других общественных потребностей.

В-третьих, ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения.

В-четвертых, на рынке ценных бумаг, в первую очередь на фондовых биржах, формируются курсы ценных бумаг.

Данные курсы - барометр любых изменений в экономической и политической жизни страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и, наоборот, повышаются в периоды оживления и подъема производства.

Затрагивая тему о развитии рынка ценных бумаг необходимо выделить две основные тенденции: общерыночные, такие как компьютеризация, повышение уровня регулируемости рынка, интернационализация и глобализация и специфические российские, такие как увеличение числа обращающихся инструментов, совершенствование законодательства, упрощение бюрократических процедур и снижение административных барьеров, повышение лояльности частных инвесторов, развитие биржевой торговли.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева Е.В., Мурадова С.Ш. Рынок ценных бумаг. - М., Феникс. 2009. - 286 с.

2. Бродунов А.Н. Рынок ценных бумаг. Учебный курс. - М.: МИЭМП, 2008. - 82 с.

.   Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 458 с.

.   Максимова Т.П. Ценные бумаги на на российском фондовом рынке // Социальная политика и социология. - 2011. - № 1. - С. 141-155.

.   Рамзаева Е.П. Рынок ценных бумаг - составная часть финансового рынка // Экономические науки. - 2011. - № 77. - С. 47-50.

.   Рынки ценных бумаг // Инвестиционная Группа ТРИНФИКО / Электронный ресурс // http://www.trinfico.ru.

.   Цевелев В.В. Управление инвестициями. Учебное пособие. - Новосибирск: СГУПС, 2011. - 108 с.

.   Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 864 с.

.   Чиповская И.С., Левченко Т.А. Макроэкономика: учебное пособие. - Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2007. - 224 с.

.   Юдина И.Н. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Опорный конспект лекций. - Барнаул: Азбука, 2006. - 119 с.

.   Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. - М.: ЕОИ, 2008. - 286 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...